Особенности эксплуатации ДАК-ДБ
Все агрегаты астрокомпаса рекомендуется устанавливать в таких местах самолета, где виброперегрузки не превышают 1,5 g при частоте вибраций от 16 до 80 гц.
Датчик курсовых углов устанавливается вверху фюзеляжа, в месте с открытым обзором всей верхней полусферы, где нет затемнений лучей Солнца, частями самолета на различных курсах и при кренах самолета до +10°.
При установке датчика курсовых углов на самолете его ориентируют так, чтобы его курсовая черта (стрелка, нанесенная на поверхность прижимного кольца) совпадала с направлением продольной оси самолета и была направлена в сторону полета. При креплении датчика КУ к фюзеляжу добиваются по возможности горизонтальности крепежной площадки в режиме горизонтального полета на крейсерской скорости. В целях герметизации датчик КУ крепят к фюзеляжу самолета через резиновую прокладку по кон — туру крепежной поверхности.
Блок усилителей устанавливается в горизонтальном положении в произвольном месте кабины самолета, позволяющим вынимать блок усилителей из его кожуха при проверках.
Вычислитель устанавливается в горизонтальном положении вблизи рабочего места штурмана с таким расчетом, чтобы было удобно пользоваться установочными рукоятками и отсчетными шкалами. Для пользования астрокомпасом в ночное время используют подсветку лицевой панели вычислителя лампочками УФО.
Путевой корректор устанавливается вблизи рабочего места штурмана на приборной доске или на отдельном амортизированном щитке. В ночных условиях он также освещается лампочками УФО.
После установки и монтажа всех агрегатов астрокомпаса на самолете необходимо проверить правильность электрических соединений, произвести юстировку нулевого положения сельсинной системы и устранить установочную погрешность.
Так как астрокомпас выпускается с завода с отъюстированным нулевым положением сельсинной системы на указатель СУШ-7, то при использовании других указателей необходимо отъюстировать нулевое положение сельсинной системы.
Юстировку выполняют при курсовом угле, равном нулю, когда светило расположено вдоль продольной оси самолета. Прн этом фотоголовка ориентирована по направлению стрелки на прижимном кольце ДКУ — Юстировку, как правило, выполняют с
использованием осветителя с параллельным пучком света с точностью не ниже ±1°.
Установочную ошибку ДКУ определяют или с помощью девиа — ционного пеленгатора, как у магнитных компасов, или по небесным светилам (Солнцу, Луне, звездам).
Устранение установочной ошибки производится следующим образом: вынимают блок усилителя из кожуха и снимают кожух блока отработки, затем включают питание прибора и нажимают 4—5 раз кнопку подзавода часов. Далее освобождают стопорные винты на втлке шестерни, сидящей на валу сельсина-датчика курса н потенциометра датчика. Затем вращают с помощью ключа ось сельсина и ось потенциометра до тех пор, пока показания на указателях курса не станут равными истинному курсу, после его завертывают стопорные впиты, закрывают блок отработки, вставляют блок усилителен в кожух и проверяют правильность устранения установочной ошибки. Установочную ошибку устраняют с точностью ±0°,5.
Перед полетом астрокомпас проверяют в следующем порядке. Включают питание, установив па лицевой панели вычислителя выключатели 27 в и 115 в в верхнее положение и ждут, пока погаснет сигнальная лампочка с надписью «прогрев». Затем нажимают 4—5 раз кнопку подзавода часов и устанавливают на шкалах вычислителя координаты Солнца для текущего момента и географические координаты места стоянки самолета, при этом стрелки указателей курса должны перемещаться. Далее устанавливают на путевом корректоре стрелки «скорость» и «путь» на нуль, а на лицевой панели вычислителя — выключатель «ДКУ-СП» в положение «ДКУ».
Если астрокомпас исправен, то при видимости Солнца стрелки указателей курса должны сохранять неизменное положение, указывая истинный курс самолета. При нажатии на кнопку «контроль ДКУ» (эта же кнопка имеет и вторую надпись «подзавод») стрелки указателен курса должны начать вращаться, а после отпускания кнопки стрелки должны возвратиться к прежним показаниям. При отсутствии видимости Солнца стрелки указателей курса должны стоять на каком-то произвольном показании по шкале, при нажатии на кнопку «контроль ДКУ» стрелки должны вращаться, при отпускании должны остановиться на произвольных показаниях.
При исправной работе астрокомпаса (часового механизма) сигнальная лампочка «контроль» должна ежеминутно зажигаться на несколько секунд, при этом показания ранее установленного значения гринвичского часового угла должны изменяться в зависимости от продолжительности работы прибора.
Постоянное горение сигнальной лампочки «контроль» указывает на го, что детали вычислителя находятся в крайнем нерабочем положении.
При проверке астрокомпаса перед полетом ночью с использованием секстанта СП-1 порядок проверки тот же, но вместо координат Солнца вводят в вычислитель координаты светила, которое намечено визировать, а также ставят выключатель «ДКУ-СП» в положение «СП».
Если астрокомпас исправен, то при визировании секстантом избранного для наблюдения светила стрелки на указателях курса должны показывать истинный курс самолета.
В процессе эксплуатации на ДАК-ДБ проводятся регламентные работы. При выполнении регламентных работ проверяется работоспособность и точность работы каждого агрегата и комплекта в целом.
Исправность и работоспособность астрокомпаса проверяется внешним осмотром его агрегатов, соединительных кабелей и штепсельных разъемов и контрольным опробованием его работы m Солнцу пли искусственному источнику света. При обнаружении не исправностей и дефектов (коррозия, отсутствие смазки, люфты заедания и т. д.) устраняют их, и далее проверяют каждый агрегат в отдельности и комплект в целом на точность работы. Проверка на точность работы производится с помощью переносной поверочной установки УПАК-ДБ, которая позволяет замещать отдельные элементы компаса аналогичными элементами установки.
В конструкцию поверочной установки входят следующие основные узлы: микроамперметр, указатель ГІДК-49, имитатор курсового угла, граммомер, фотоэлемент ФЭСС-У2 с электрической лампой для подсвета, указатель штурмана СУШ-7.
С помощью поверочной установки УПАК-ДБ-3 можно проверить напряжение на силовом трансформаторе, усилитель фототоков, усилитель путевой коррекции, усилитель курса, усилитель курсовых углов (фотоэлементы, автоматическое согласование, ввод путевой коррекции), вычислитель (правильность выработки величины азимута, правильность выработки часового угла, правильность выставки концевых выключателей), путевой корректор.
Выявление вышедшего из строя агрегата или проверка работоспособности комплекта астрокомпаса в целом с помощью установки производится методом пэагрегатной проверки с использованием эталонов установки, имитирующих работу агрегатов астрокомпаса. Проверку астрокомпаса с помощью установки УПАК-ДБ-3 проводят согласно инструкции, прилагаемой к установке.
Основные технические характеристики астрокомпаса ДАК-ДБ-3
Работает в диапазоне широт (при высоте Солнца
до 70°), град…………………………………………………………………………. от—10 до±90
Точность определения истинного курса, град……………………………… не ниже±2
Нормально работает при скоростях полета самолета, км/ч. . от 200 до 1 100
Обеспечивает полет по ортодромии на участке, км…………………….. 1 000
Нормально работает при питании:
постоянный ток, в………………………………………………………………. 27±2,7в
переменный ток:
напряжение, в………………………………………………………………… 115±5,75
частота, гц…………………………………………………………………………… 400 ±20
Потребляемая мощность:
по постоянному току, вт…………………………………………………………. 325
по переменному току, в а…………………………………………………… 115
Вес комплекта (без кабелей), кг…………………………………………….. 17
В экваториальных компасах отсутствуют сложные вычислительные устройства и для их работы не требуется вводить координаты склонения светила.
Кинематическая схема экваториального астрокомпаса изображена на рис. 208. Здесь визирная система 2 может вращаться относительно шкалы 3 местных часовых углов и обе вместе — относительно горизонтальной оси WE в подшипниках стойки 4.
В свою очередь стойку 4 можно поворачивать относительно вертикальной оси в подшипниках шкалы истинного курса, которая жестко соединена с корпусом самолета, линия 0—180° шкалы совпадает с продольной осью самолета.
Для определения истинного курса необходимо знать широту <р, долготу Я местонахождения самолета и гринвичский часовой угол /Гр светила.
Визирная система 2 поворачивается на часовой угол места t=trp—i, а шкала 3 часовых углов наклоняется на угол 90°—ф к горизонтальной плоскости. После совмещения (вращая стойку 4) визирной системы 2 с направлением на светило шкала 3 окажется параллельной плоскости небесного экватора, линия визирования— в плоскости круга Рм СВР’Ы склонения светила, а ось вращения визирной системы будет параллельна оси мира Рм■ Проекция этой оси, в виде стрелки б, покажет на шкале 5 истинный курс самолета.
По аналогичной схеме выполнен астрокомпас ДАК-Б.
Начальные значения часового угла t светила н широты ф вводятся с пульта задатчика координат с помощью электрических следящих систем. В полете отработка изменения часового угла t светила осуществляется часовым механизмом. Следящая система истинного курса компаса ДАК-Б аналогична следящей системе
курсового угла светила фс компаса ДАК-ДБ.
Дистанционный астрок о м п а с ДАК-Б состоит из следующих агрегатов:
датчика астрокомпаса, представляющего собой сферический построитель, с помощью которого определяется и передается истинный курс самолета на указатели курса;
задатчика географических координат места самолета и гринвичского часового угла Солнца, предназначенного для ввода этих координат в построитель датчика астрокомпаса;
усилителя, предназначенного для усиления сигналов по каналу курсового угла и каналу часового утла, а также для обеспечения поиска Солнца
фотоследящей головкой визирной системы датчика астрокомпаса; распределительной коробки; преобразователя типа ПАГ-1Ф; двух указателей курса типа ПДК-49; регулятора чувствительности с кнопкой поиска Солнца; кнопки поиска Солнца (при двух указателях курса); селикогелевого осушителя, предназначенного для поглощения влаги в корпусе датчика астрокомпаса.