Особенности эксплуатации ДАК-ДБ

Все агрегаты астрокомпаса рекомендуется устанавливать в таких местах самолета, где виброперегрузки не превышают 1,5 g при частоте вибраций от 16 до 80 гц.

Датчик курсовых углов устанавливается вверху фюзеляжа, в месте с открытым обзором всей верхней полусферы, где нет затем­нений лучей Солнца, частями самолета на различных курсах и при кренах самолета до +10°.

При установке датчика курсовых углов на самолете его ориен­тируют так, чтобы его курсовая черта (стрелка, нанесенная на по­верхность прижимного кольца) совпадала с направлением про­дольной оси самолета и была направлена в сторону полета. При креплении датчика КУ к фюзеляжу добиваются по возможности горизонтальности крепежной площадки в режиме горизонтального полета на крейсерской скорости. В целях герметизации датчик КУ крепят к фюзеляжу самолета через резиновую прокладку по кон — туру крепежной поверхности.

Блок усилителей устанавливается в горизонтальном положении в произвольном месте кабины самолета, позволяющим вынимать блок усилителей из его кожуха при проверках.

Вычислитель устанавливается в горизонтальном положении вблизи рабочего места штурмана с таким расчетом, чтобы было удобно пользоваться установочными рукоятками и отсчетными шкалами. Для пользования астрокомпасом в ночное время используют подсветку лицевой панели вычислителя лампочками УФО.

Путевой корректор устанавливается вблизи рабочего места штурмана на приборной доске или на отдельном амортизированном щитке. В ночных условиях он также освещается лампочками УФО.

После установки и монтажа всех агрегатов астрокомпаса на са­молете необходимо проверить правильность электрических соеди­нений, произвести юстировку нулевого положения сельсинной си­стемы и устранить установочную погрешность.

Так как астрокомпас выпускается с завода с отъюстированным нулевым положением сельсинной системы на указатель СУШ-7, то при использовании других указателей необходимо отъюстировать нулевое положение сельсинной системы.

Юстировку выполняют при курсовом угле, равном нулю, когда светило расположено вдоль продольной оси самолета. Прн этом фотоголовка ориентирована по направлению стрелки на прижим­ном кольце ДКУ — Юстировку, как правило, выполняют с

использованием осветителя с параллельным пучком света с точно­стью не ниже ±1°.

Установочную ошибку ДКУ определяют или с помощью девиа — ционного пеленгатора, как у магнитных компасов, или по небесным светилам (Солнцу, Луне, звездам).

Устранение установочной ошибки производится следующим об­разом: вынимают блок усилителя из кожуха и снимают кожух блока отработки, затем включают питание прибора и нажимают 4—5 раз кнопку подзавода часов. Далее освобождают стопорные винты на втлке шестерни, сидящей на валу сельсина-датчика курса н по­тенциометра датчика. Затем вращают с помощью ключа ось сель­сина и ось потенциометра до тех пор, пока показания на указате­лях курса не станут равными истинному курсу, после его заверты­вают стопорные впиты, закрывают блок отработки, вставляют блок усилителен в кожух и проверяют правильность устранения уста­новочной ошибки. Установочную ошибку устраняют с точностью ±0°,5.

Перед полетом астрокомпас проверяют в следующем порядке. Включают питание, установив па лицевой панели вычислителя вы­ключатели 27 в и 115 в в верхнее положение и ждут, пока погас­нет сигнальная лампочка с надписью «прогрев». Затем нажимают 4—5 раз кнопку подзавода часов и устанавливают на шкалах вы­числителя координаты Солнца для текущего момента и географи­ческие координаты места стоянки самолета, при этом стрелки ука­зателей курса должны перемещаться. Далее устанавливают на путевом корректоре стрелки «скорость» и «путь» на нуль, а на лицевой панели вычислителя — выключатель «ДКУ-СП» в поло­жение «ДКУ».

Если астрокомпас исправен, то при видимости Солнца стрелки указателей курса должны сохранять неизменное положение, указы­вая истинный курс самолета. При нажатии на кнопку «контроль ДКУ» (эта же кнопка имеет и вторую надпись «подзавод») стрелки указателен курса должны начать вращаться, а после отпускания кнопки стрелки должны возвратиться к прежним показаниям. При отсутствии видимости Солнца стрелки указателей курса должны стоять на каком-то произвольном показании по шкале, при нажа­тии на кнопку «контроль ДКУ» стрелки должны вращаться, при отпускании должны остановиться на произвольных показаниях.

При исправной работе астрокомпаса (часового механизма) сиг­нальная лампочка «контроль» должна ежеминутно зажигаться на несколько секунд, при этом показания ранее установленного значе­ния гринвичского часового угла должны изменяться в зависимости от продолжительности работы прибора.

Постоянное горение сигнальной лампочки «контроль» указывает на го, что детали вычислителя находятся в крайнем нерабочем по­ложении.

При проверке астрокомпаса перед полетом ночью с использова­нием секстанта СП-1 порядок проверки тот же, но вместо коорди­нат Солнца вводят в вычислитель координаты светила, которое на­мечено визировать, а также ставят выключатель «ДКУ-СП» в по­ложение «СП».

Если астрокомпас исправен, то при визировании секстантом из­бранного для наблюдения светила стрелки на указателях курса должны показывать истинный курс самолета.

В процессе эксплуатации на ДАК-ДБ проводятся регламентные работы. При выполнении регламентных работ проверяется рабо­тоспособность и точность работы каждого агрегата и комплекта в целом.

Исправность и работоспособность астрокомпаса проверяется внешним осмотром его агрегатов, соединительных кабелей и штеп­сельных разъемов и контрольным опробованием его работы m Солнцу пли искусственному источнику света. При обнаружении не исправностей и дефектов (коррозия, отсутствие смазки, люфты заедания и т. д.) устраняют их, и далее проверяют каждый агре­гат в отдельности и комплект в целом на точность работы. Провер­ка на точность работы производится с помощью переносной пове­рочной установки УПАК-ДБ, которая позволяет замещать отдель­ные элементы компаса аналогичными элементами установки.

В конструкцию поверочной установки входят следующие ос­новные узлы: микроамперметр, указатель ГІДК-49, имитатор курсо­вого угла, граммомер, фотоэлемент ФЭСС-У2 с электрической лам­пой для подсвета, указатель штурмана СУШ-7.

С помощью поверочной установки УПАК-ДБ-3 можно прове­рить напряжение на силовом трансформаторе, усилитель фотото­ков, усилитель путевой коррекции, усилитель курса, усилитель кур­совых углов (фотоэлементы, автоматическое согласование, ввод путевой коррекции), вычислитель (правильность выработки вели­чины азимута, правильность выработки часового угла, правиль­ность выставки концевых выключателей), путевой корректор.

Выявление вышедшего из строя агрегата или проверка работо­способности комплекта астрокомпаса в целом с помощью установ­ки производится методом пэагрегатной проверки с использованием эталонов установки, имитирующих работу агрегатов астрокомпаса. Проверку астрокомпаса с помощью установки УПАК-ДБ-3 прово­дят согласно инструкции, прилагаемой к установке.

Основные технические характеристики астрокомпаса ДАК-ДБ-3

Работает в диапазоне широт (при высоте Солнца

до 70°), град…………………………………………………………………………. от—10 до±90

Точность определения истинного курса, град……………………………… не ниже±2

Нормально работает при скоростях полета самолета, км/ч. . от 200 до 1 100

Обеспечивает полет по ортодромии на участке, км…………………….. 1 000

Нормально работает при питании:

постоянный ток, в………………………………………………………………. 27±2,7в

переменный ток:

напряжение, в………………………………………………………………… 115±5,75

частота, гц…………………………………………………………………………… 400 ±20

Потребляемая мощность:

по постоянному току, вт…………………………………………………………. 325

по переменному току, в а…………………………………………………… 115

Вес комплекта (без кабелей), кг…………………………………………….. 17

В экваториальных компасах отсутствуют сложные вычисли­тельные устройства и для их работы не требуется вводить коорди­наты склонения светила.

Кинематическая схема экваториального астрокомпаса изобра­жена на рис. 208. Здесь визирная система 2 может вращаться от­носительно шкалы 3 местных часовых углов и обе вместе — отно­сительно горизонтальной оси WE в подшипниках стойки 4.

В свою очередь стойку 4 можно поворачивать относительно вер­тикальной оси в подшипниках шкалы истинного курса, которая же­стко соединена с корпусом самолета, линия 0—180° шкалы совпа­дает с продольной осью самолета.

Для определения истинного курса необходимо знать широту <р, долготу Я местонахождения самолета и гринвичский часовой угол /Гр светила.

Визирная система 2 поворачивается на часовой угол места t=trp—i, а шкала 3 часовых углов наклоняется на угол 90°—ф к горизонтальной плоскости. После совмещения (вращая стойку 4) визирной системы 2 с направлением на светило шкала 3 окажется параллельной плоскости небесного экватора, линия визирования— в плоскости круга Рм СВР’Ы склонения светила, а ось вращения визирной системы будет параллельна оси мира Рм■ Проекция этой оси, в виде стрелки б, покажет на шкале 5 истинный курс самолета.

По аналогичной схеме выполнен астрокомпас ДАК-Б.

Начальные значения часового угла t светила н широты ф вво­дятся с пульта задатчика координат с помощью электрических следящих систем. В полете отработка изменения часового угла t светила осуществляется часовым механизмом. Следящая система истинного курса компаса ДАК-Б аналогична следящей системе

Подпись: Рис. 208. Принцип работы экваториального астроком-паса: / — шкала широт; 2 — визирная система; 3 — шкала часовых углов; 4 — стойка; 5 — шкала истинных курсов; 6 — стрелка курсового угла светила фс компаса ДАК-ДБ.

Дистанционный астрок о м п а с ДАК-Б состоит из следующих агрега­тов:

датчика астрокомпаса, представ­ляющего собой сферический построи­тель, с помощью которого определяет­ся и передается истинный курс само­лета на указатели курса;

задатчика географических коорди­нат места самолета и гринвичского ча­сового угла Солнца, предназначенного для ввода этих координат в построи­тель датчика астрокомпаса;

усилителя, предназначенного для усиления сигналов по каналу курсово­го угла и каналу часового утла, а так­же для обеспечения поиска Солнца

фотоследящей головкой визирной системы датчика астрокомпаса; распределительной коробки; преобразователя типа ПАГ-1Ф; двух указателей курса типа ПДК-49; регулятора чувствительности с кнопкой поиска Солнца; кнопки поиска Солнца (при двух указателях курса); селикогелевого осушителя, предназначенного для поглощения влаги в корпусе датчика астрокомпаса.