КРЫЛЬЯ

Несущая поверхность состоит из остова, по­крышки и подпружин, крепящих крылья снизу.

Остов крыльев делается либо металлический, либо Деревянный.

Металлический остов (см. рис. 104) состоит из обвода а 5 поперечин (нервюр), делаемых из проволоки диа­метром, в 0,7 — 0,8 мм (стальной, напр., фортепианные

Подпись: 100 100 >«.100 ._|00_ .110 » Рис. 104. Схема металлического остова крыльев. Цифры—размеры в .«л Черточки, обозначенные буквами п, — места спайки с подпружинам: крыльев.

струны, или твердого железа, сталистой, можно оцинко ванной). Сперва к аккуратно выгнутому обводу припаи вается средняя поперечина, более длинная, чем осталь ные. Места пайки должны быть хорошо очищены сте

клянной бумагой (шкуркой) и обмотаны слегка тонкой вя зальной проволокой. Пайку без кислоты можно делат: с помощью состава „Тиноль" или „Тинолин"; мест пайки с положенным на него кусочком этого состав

нагревается на свечке или на примусе, и когда появляетс: расплавленное олово, то вещь снимается с огня и охла ждается обдуванием. После средней поперечины так № точно припаиваются и остальные.

Деревянный остов (см. рис. 105) делается из трост ника, расщепленного бамбука или колотых сосновы:

планок; можно брать и дранку, — важно, чтобы не было косых слоев по длине. Для обвода берутся планки сече­нием, напр., 4X3 мм, а для нервюр—4X1 мм. Попере­чины вклеиваются в легкие врубки, сделанные в нужных местах в обводе; узлы можно обвязать на-крест суровыми нитками, которые либо проклеиваются насквозь, либо пропускаются в отверстия, аккуратно прошпиленные предварительно в центре узла раскаленной иглой. Боко­вые части обвода склеи­ваются с передней и зад­ней частями врубками, глу­биною в 1 мм с каждого конца, причем здесь должна быть особо прочная об­вязка,—подобно тому, как н с нервюрами.

Подпись: Рис. 106. Подпружина к крыльям и крепление ее конца с деревянным остовом. Под крыльями с обеих сторон делаются п о д п р у — кины. Для этого берется проволока, — такая же или несколько толще, чем в зстове крыльев. Согнутые

согласно чертежу (рис. 106), обе подпружины припаиваются к металлическому остову; с деревянным же обводом они скрепляются, как показано на рис. 106 (эти места отме­чены на рис. 104 и 105 черточками во вторых клетках зстова, считая от концов крыльев).

Остов крыльев делается очень тщательно с точным соблюдением всех размеров, чтобы избежать несимметрич­ности и перекосов (он должен быть совершенно плоским). Для удобства нужно собирать его непосредственно на чертеже, сделанном в натуральную величину на какой — ‘ибо плоскости, например, на ровном некрашеном столе

или на гладкой доске; можно начертить на плотной бу­маге или картоне и наклеить или прочно закрепить на какой-либо плоскости. Существенно важно соблюсти размеры проволочных подпружин.

Металлический остов, вполне готовый, оклеивается пергаментной бумагой, вырезанной с некоторым запасом на загиб. Подогнутая кромка может быть шириною в 2 — 3 .ил*. На закругленных частях обода загибаемая кромка разрезается поперек через каждые 6—10 мм. Для оклейки применяется синдетикон или столярный клей— предпочтительно первый, так как он скорее застывает. Оклеенные крылья можно положить под пресс.

При оклеивании деревянного остова лучше закрепить сперва кнопками покрышку одного крыла, а затем об­клеить другое крыло, идя от середины к концу; когда эта оклейка будет кончена, вынимают кнопки и таким же порядком оклеивают первое крыло. Здесь кромка для за­гиба должна оставляться шире, чем при металлическом остове на 3—4 мм; предварительно лучше оставлять эту кромку в обоих случаях пошире, отрезая лишнее после загиба, перед самым оклеиванием. Деревянный остов лучше покрывать снизу; а подпружины к нему удобнее крепить после покрышки, при закреплении крыльев на корпусе.