Особенности эксплуатации курсовых систем
Монтаж курсовых систем (например КС-6) на самолете проводится в строгом соответствии со схемой размещения приборного оборудования для данного самолета. При этом следят за тем, чтобы индукционный датчик ИД находился в таком месте, где магнитные поля самолета минимальны. Гироагрегат устанавливается на собственных амортизаторах, а его нижняя плоскость должна быть горизонтальна при положении самолета в линии полета. Стрелки с надписью «направление полета» на индукционном датчике и гироагрегате должны быть направлены к носовой части самолета.
Указатели располагают на соответствующих приборных досках. Коррекционный механизм устанавливают вблизи указателя штурмана (вблизи УКЛ) так, чтобы был свободный доступ к регулировочным винтам лекального устройства.
. Усилители устанавливаются на собственных амортизаторах. Во всех случаях стремятся обеспечить такую свободу перемещения амортизационного блока, чтобы он не ударялся о фюзеляж самолета и была возможность свободной вентиляции для охлаждения усилителей.
Перед установкой на самолет или демонтированный с самолета комплект курсовой системы подвергается проверке на работоспособность и точность его работы. Проверку проводят с помощью специальных переносных установок согласно описанию и инструкции, прилагаемой к ней. При отсутствии специальных установок в лабораторных условиях должен быть специальный стенд со следующим оборудованием:
1) схема кабельных электрожгутов, смонтированная по полу — монтажной схеме, соответствующей комплектации курсовой системы;
2) измерительные приборы:
вольтметры для контроля напряжения постоянного тока 27 в и переменного тока 36 в частотой 400 гц
амперметры, установленные в каждой фазе переменного тока с пределом измерения 10 а, а также амперметр для измерения постоянного тока с пределом измерения 5 а;
частотометр для измерения частоты 400 гц ±2%;
3) центральная гировертикаль (или АГД) или ее имитатор;
4) астрокорректор или его имитатор;
5) радиополукомпас или его имитатор;
6) источники питания: переменного трехфазного тока напряжением 36 в ±5% частотой 400 гц ±2% (преобразователи типа ПТ-500Ц, ПТ-700Ц или ПТ-ЮООЦ) и постоянного тока напряжением 27 в ±10% (генератор или аккумулятор) соответствующей мощности.
Проверка курсовой системы производится в режимах ГПК, МК и АК, при этом проверяется:
1) Отработка следящих рам гироагрегата. При этом наклоном ЦГВ создают соответствующий «крен» и наблюдают правильность отработки следящих рам.
2) Правильность согласования шкал указателей и скоростей согласования. Эта проверка проводится в режиме МК при нажатой кнопке ускоренного согласования. Для проверки индукционный датчик ИД устанавливают стрелкой «направление полета» на Север и наблюдают за показаниями указателей курса — они должны быть нулевыми. При повороте индукционного датчика по часовой стрелке шкалы стрелки указателей должны отклоняться в сторону увеличения курса, против часовой стрелки — в сторону уменьшения курса.
Нормальная скорость согласования проверяется следующим образом. По истечении 3—5 мин после включения питания курсовую систему согласуют на большой скорости. Затем задается разворот ИД на некоторый угол и включается секундомер. Частное от деления угла отработки на время отработки ИД дает скорость ускоренного согласования — она должна быть не менее 4 град/сек. Аналогичным образом определяется нормальная скорость согласования — она должна быть от 2 до 5 град/мин. Эти проверки проводятся при работе с основным и запасным гироагрегатом.
При нажатой кнопке ускоренного согласования проверяются работоспособность кремальеры ввода условного магнитного склонения коррекционного механизма. В этом случае кремальерой по внутренней шкале и отметчику склонения КМ задается рассогласование на 60—70°. Шкалы и стрелки указателей должны устанавливаться на отметку и отклоняться в сторону, соответствующую введенному углу условного магнитного склонения. Проверка работы кремальеры ввода склонения указателя штурмана производится аналогичным образом.
Проверка механизма задатчика курса проводится поворотом ручки задатчика курса на угол до 60°. При этом шкалы и стрелки указателей должны медленно вращаться в сторону увеличения курса. При повороте ручки задатчика курса на угол не менее 90° шкалы и стрелки указателей должны вращаться с большей скоростью. При этих проверках стрелка «Г» указателей УГА и шкалы указателей УГР должна находиться на отметке, соответствующей проверяемому курсу.
Проверка согласования шкал при астрокоррекции проводится подключением астрокомпаса. В этом случае шкалы и стрелки указателей, а также стрелки «А» указателей УГА должны вращаться, следуя за вращением фотоголовки датчика курсовых углов.
3) Правильность показания стрелок радиополукомпаса указателей УШ и УГР. Для этой проверки сельсины-приемники указателей подключаются к сельсинам-датчикам в установке в соответствии со схемой кабельных разводок курсовой системы. Далее, задавая курсовые углы радиостанции через 30°, наблюдают за показаниями стрелок указателен.
4) Уходы гироскопа гироагрегата в азимуте. Эта проверка проводится в нормальных условиях на неподвижном основании за 30 мин работы на четырех основных курсах в режиме ГПК. Проверку уходов следует начинать не раньше чем через 12 мин после включения питания. При этом должен вестись тщательный контроль за частотой и напряжением питания и поддержание их в заданных пределах.
Проверку уходов гироскопа следует вести по указателю штурмана.
Проверка ведется по следующей методике. Задатчиком курса на пульте управления шкала или стрелка указателя, по которому производится проверка, устанавливается на отметку нуль. В момент отсчета времени записывается показание этого указателя. По истечении 30 мин работы гироагрегата записываются новые показания. Разность между вторым показанием и первым есть «уход» гироскопа гироагрегата за 30 мин. Уход не должен превышать ±1° за 30 мин на трех точках и ±2° за 30 мин на одной точке.
Если уход превышает указанные величины, то гироагрегаты необходимо отбалансировать поправочными потенциометрами.
Проверка курсовой системы после монтажа или в процессе эксплуатации проводится по следующим пунктам:
1) внешним осмотром проверяется правильность крепления электропроводки и всех агрегатов, исправность агрегатов, а также замеряют сопротивление изоляции монтажных проводов между собой и корпусом самолета;
2) проверяют правильность ориентировки ИД п гнроагрегата относительно самолета;
3) проверяют правильность согласования следящих рам гироагрегатов с ЦГВ. Эта проверка проводится при включении ЦГВ. ЦГВ наклоняют вправо и влево на 30—40° и наблюдают через окно в верхней части гироагрегата за положением следящих рам. При наклоне ЦГВ вправо следящая рама должна отрабатываться влево, при наклоне влево — следящая рама должна отрабатываться вправо;
4) проверяют работу электрического арретира. Эта проверка проводится следующим образом. ЦГВ наклоняется вправо или влево на 30—40° при положении переключателя арретира «ЦГВ». Оставив ЦГВ в этом положении, переключатель переводят в положение «арретнр». В этом случае следящие рамы должны устанавливаться в вертикальное положение;
5) проверяют режим магнитной коррекции. При этом проверяют согласованность шкал всех указателей при нажатой кнопке согласования. Для этого следует ослабить винты крепления ПД и, разворачивая его по часовой стрелке от нулевой отметки шкалы, нанесенной на приливах корпуса датчика, наблюдать, чтобы шкалы всех указателей и стрелки магнитного курса КМ вращались в сторону увеличения курса. При повороте ИД в сторону против часовой стрелки шкалы и стрелки должны вращаться в сторону уменьшения курса;
6) проверяют режим ГПК. При этом ручку задатчика курса поворачивают влево или вправо на угол примерно 60°. При этом шкалы указателей должны вращаться с малой скоростью. Затем ручку задатчика курса поворачивают до отказа — шкалы курса должны вращаться с большой скоростью. При повороте ручки задатчика курса вправо шкалы указателей должны вращаться в сторону увеличения курса;
7) проверяют режим астрокоррекции. Проверка в этом режиме производится при нажатой кнопке ускоренного согласования. Добиваются согласования шкал указателей с астрокомпасом и работоспособности.
Перед вылетом самолета курсовая система проверяется на работоспособность по аналогичной схеме.
Устранение магнитных девиаций в курсовой системе производится по такой же методике, как н в обычных компасных системах.