Особенности эксплуатации курсовых систем

Монтаж курсовых систем (например КС-6) на самолете прово­дится в строгом соответствии со схемой размещения приборного оборудования для данного самолета. При этом следят за тем, что­бы индукционный датчик ИД находился в таком месте, где маг­нитные поля самолета минимальны. Гироагрегат устанавливается на собственных амортизаторах, а его нижняя плоскость должна быть горизонтальна при положении самолета в линии полета. Стрелки с надписью «направление полета» на индукционном дат­чике и гироагрегате должны быть направлены к носовой части самолета.

Указатели располагают на соответствующих приборных досках. Коррекционный механизм устанавливают вблизи указателя штур­мана (вблизи УКЛ) так, чтобы был свободный доступ к регули­ровочным винтам лекального устройства.

. Усилители устанавливаются на собственных амортизаторах. Во всех случаях стремятся обеспечить такую свободу перемеще­ния амортизационного блока, чтобы он не ударялся о фюзеляж самолета и была возможность свободной вентиляции для охлаж­дения усилителей.

Перед установкой на самолет или демонтированный с самолета комплект курсовой системы подвергается проверке на работоспо­собность и точность его работы. Проверку проводят с помощью специальных переносных установок согласно описанию и инструк­ции, прилагаемой к ней. При отсутствии специальных установок в лабораторных условиях должен быть специальный стенд со сле­дующим оборудованием:

1) схема кабельных электрожгутов, смонтированная по полу — монтажной схеме, соответствующей комплектации курсовой си­стемы;

2) измерительные приборы:

вольтметры для контроля напряжения постоянного тока 27 в и переменного тока 36 в частотой 400 гц

амперметры, установленные в каждой фазе переменного тока с пределом измерения 10 а, а также амперметр для измерения постоянного тока с пределом измерения 5 а;

частотометр для измерения частоты 400 гц ±2%;

3) центральная гировертикаль (или АГД) или ее имитатор;

4) астрокорректор или его имитатор;

5) радиополукомпас или его имитатор;

6) источники питания: переменного трехфазного тока напря­жением 36 в ±5% частотой 400 гц ±2% (преобразователи типа ПТ-500Ц, ПТ-700Ц или ПТ-ЮООЦ) и постоянного тока напряже­нием 27 в ±10% (генератор или аккумулятор) соответствующей мощности.

Проверка курсовой системы производится в режимах ГПК, МК и АК, при этом проверяется:

1) Отработка следящих рам гироагрегата. При этом накло­ном ЦГВ создают соответствующий «крен» и наблюдают правиль­ность отработки следящих рам.

2) Правильность согласования шкал указателей и скоростей согласования. Эта проверка проводится в режиме МК при нажатой кнопке ускоренного согласования. Для проверки индукционный датчик ИД устанавливают стрелкой «направление полета» на Се­вер и наблюдают за показаниями указателей курса — они долж­ны быть нулевыми. При повороте индукционного датчика по часо­вой стрелке шкалы стрелки указателей должны отклоняться в сто­рону увеличения курса, против часовой стрелки — в сторону уменьшения курса.

Нормальная скорость согласования проверяется следующим образом. По истечении 3—5 мин после включения питания курсо­вую систему согласуют на большой скорости. Затем задается раз­ворот ИД на некоторый угол и включается секундомер. Частное от деления угла отработки на время отработки ИД дает скорость ускоренного согласования — она должна быть не менее 4 град/сек. Аналогичным образом определяется нормальная ско­рость согласования — она должна быть от 2 до 5 град/мин. Эти проверки проводятся при работе с основным и запасным гироагре­гатом.

При нажатой кнопке ускоренного согласования проверяются работоспособность кремальеры ввода условного магнитного скло­нения коррекционного механизма. В этом случае кремальерой по внутренней шкале и отметчику склонения КМ задается рассогла­сование на 60—70°. Шкалы и стрелки указателей должны устанав­ливаться на отметку и отклоняться в сторону, соответствующую введенному углу условного магнитного склонения. Проверка рабо­ты кремальеры ввода склонения указателя штурмана производит­ся аналогичным образом.

Проверка механизма задатчика курса проводится поворотом ручки задатчика курса на угол до 60°. При этом шкалы и стрелки указателей должны медленно вращаться в сторону увеличения курса. При повороте ручки задатчика курса на угол не менее 90° шкалы и стрелки указателей должны вращаться с большей ско­ростью. При этих проверках стрелка «Г» указателей УГА и шка­лы указателей УГР должна находиться на отметке, соответствую­щей проверяемому курсу.

Проверка согласования шкал при астрокоррекции проводится подключением астрокомпаса. В этом случае шкалы и стрелки ука­зателей, а также стрелки «А» указателей УГА должны вращаться, следуя за вращением фотоголовки датчика курсовых углов.

3) Правильность показания стрелок радиополукомпаса указа­телей УШ и УГР. Для этой проверки сельсины-приемники указа­телей подключаются к сельсинам-датчикам в установке в соответ­ствии со схемой кабельных разводок курсовой системы. Далее, за­давая курсовые углы радиостанции через 30°, наблюдают за пока­заниями стрелок указателен.

4) Уходы гироскопа гироагрегата в азимуте. Эта проверка про­водится в нормальных условиях на неподвижном основании за 30 мин работы на четырех основных курсах в режиме ГПК. Про­верку уходов следует начинать не раньше чем через 12 мин после включения питания. При этом должен вестись тщательный конт­роль за частотой и напряжением питания и поддержание их в за­данных пределах.

Проверку уходов гироскопа следует вести по указателю штур­мана.

Проверка ведется по следующей методике. Задатчиком курса на пульте управления шкала или стрелка указателя, по которому производится проверка, устанавливается на отметку нуль. В мо­мент отсчета времени записывается показание этого указателя. По истечении 30 мин работы гироагрегата записываются новые показания. Разность между вторым показанием и первым есть «уход» гироскопа гироагрегата за 30 мин. Уход не должен пре­вышать ±1° за 30 мин на трех точках и ±2° за 30 мин на одной точке.

Если уход превышает указанные величины, то гироагрегаты необходимо отбалансировать поправочными потенциометрами.

Проверка курсовой системы после монтажа или в процессе эксплуатации проводится по следующим пунктам:

1) внешним осмотром проверяется правильность крепления электропроводки и всех агрегатов, исправность агрегатов, а также замеряют сопротивление изоляции монтажных проводов между со­бой и корпусом самолета;

2) проверяют правильность ориентировки ИД п гнроагрегата относительно самолета;

3) проверяют правильность согласования следящих рам гиро­агрегатов с ЦГВ. Эта проверка проводится при включении ЦГВ. ЦГВ наклоняют вправо и влево на 30—40° и наблюдают через ок­но в верхней части гироагрегата за положением следящих рам. При наклоне ЦГВ вправо следящая рама должна отрабатываться влево, при наклоне влево — следящая рама должна отрабаты­ваться вправо;

4) проверяют работу электрического арретира. Эта проверка проводится следующим образом. ЦГВ наклоняется вправо или влево на 30—40° при положении переключателя арретира «ЦГВ». Оставив ЦГВ в этом положении, переключатель переводят в поло­жение «арретнр». В этом случае следящие рамы должны устанав­ливаться в вертикальное положение;

5) проверяют режим магнитной коррекции. При этом проверяют согласованность шкал всех указателей при нажатой кнопке согла­сования. Для этого следует ослабить винты крепления ПД и, раз­ворачивая его по часовой стрелке от нулевой отметки шкалы, нане­сенной на приливах корпуса датчика, наблюдать, чтобы шкалы всех указателей и стрелки магнитного курса КМ вращались в сто­рону увеличения курса. При повороте ИД в сторону против часовой стрелки шкалы и стрелки должны вращаться в сторону уменьше­ния курса;

6) проверяют режим ГПК. При этом ручку задатчика курса по­ворачивают влево или вправо на угол примерно 60°. При этом шкалы указателей должны вращаться с малой скоростью. Затем ручку задатчика курса поворачивают до отказа — шкалы курса должны вращаться с большой скоростью. При повороте ручки за­датчика курса вправо шкалы указателей должны вращаться в сто­рону увеличения курса;

7) проверяют режим астрокоррекции. Проверка в этом режиме производится при нажатой кнопке ускоренного согласования. До­биваются согласования шкал указателей с астрокомпасом и рабо­тоспособности.

Перед вылетом самолета курсовая система проверяется на ра­ботоспособность по аналогичной схеме.

Устранение магнитных девиаций в курсовой системе произво­дится по такой же методике, как н в обычных компасных системах.

Точная курсовая система ТКС-П