Вязка узлов

Узлы служат для временного связывания тросов между собой и для прикрепления концов снастей в оснастке или при производстве работ.

Вязка узлов Вязка узлов

Основное требование, Предъявляемое к вйзке узлов, заклю­чается в том, чтобы получить крепкое и надежное соединение двух концов и в некоторых случаях возможность быстро раздер-

Подпись: Рис. 206. Шкотовый узел нуть узел. В последнем случае неправильно связанный узел может в нужный момент не раздернуться и привести к поломке гидросамолета.

Все узлы носят названия, со­хранившиеся со времен парус­ного флота и поэтому на первый взгляд кажутся странными.

Рассмотрим, какими V3JIaMH целесообразно пользоваться в гидроавиации.

Прямой узел (рис. 204) употребляется для соединения

двух концов, если тяга не слишком сильна, в противном случае узел так затянется, что его нельзя будет развязать. Поэтому он очень удобен, когда требуется связать два конца так, чтобы они не развязались.

Рифовый узел (рис. 205) вяжется так же, как и прямой, но с петлей, чтобы его легко было развязать.

Подпись:Шкотовый узел (рис. 206) отличается от прямого тем, что его ходовой конец пропускается не в очко, а под самого себя. Этот узел упо­требляется для ввя­зывания конца троса в очко.

Брамшкотовый узел (рис. 207) от­личается от шкото­вого тем, что его ходовой конец дважды обнесен кругом петли (очка), служит для той же цели, что и шкотовый, но! он является более надежным. Брамшкотовый узел удобен для свя­зывания двух тросов, если они не очень толсты.

Выбленочный узел (рис. 208) вяжется когда требуется туго затягивающийся узел.

Удавка (рис. 209) применяется S тех случаях, когда снасть Надо привязать быстро, прочно и не надолго. Для образования удавки следует обнести ходовый конец вокруг деревянной части, а затем обвить его несколько раз вокруг самого себя.

Вязка узловУдавка со шлагом (рис. 210) употребляется при буксировке длинных бревен.

Подпись: Рис. 211. Штык простой

Штык простой (рис. 211) служит для вязки пень­ковых швартовых концов за береговые тумбы или рымы. Этот узел можно ре­комендовать при ввязыва­нии буксирного конца к буксирному тросу гидроса­молета; отрезав бензель, его можно легко и быстро от­дать. Для того чтобы пра­вильно связать штык, обно­сят его ходовой конец во­круг пала или продевают в рым и, накрыв им сверху коренной конец, снизу продевают в образовавшуюся петлю. Таким образом, получается один завиток, называемый полуштыком. Затем ходовым концом накрывают обязательно сверху коренной конец и, продев его снизу вверх в новую образовавшуюся петлю,

Вязка узлов

Рис. 212. Штык простой:

а — завязая правяльйо; б — завязая ненравнльно

получают штык. Когда штык связан, ходовой конец прихваты­вают к коренному ворсой, которая берется не прямо вокруг обоих концов, а в виде восьмерки.

Если при связывании двух перлиней или кабельтовых выше­указанным способом с каждой стороны будет сделано три или четыре завитка, то говорят, что с каждой стороны сделано пол­
тора или два штыка. Чтобы убедиться, верно ли сделан штык, нужно два соседних заворота (завитка) сблизить, и если при этом получится выбленочный узел, то штык сделан правильно (рис. 212).

Вязка узлов

Рис. 218. Штык с двумя шлагами

Штык с двумя шлагами (рис. 213) применяется в тех случаях, когда не требуется иметь конец готовым к быстрой отдаче, например, при швартовке гидросам. олета к бочке. Он имеет то преимущество перед штыком простым, что не может

Вязка узлов

затянуться. Чтобы сделать штык с двумя шлагами, продевают ходовой конец в рым и делают им полный оборот. Затем вяжут полштыка и закабалиВают конец, как указано выше.

Рыбацкий штык (рис. 214) применяется при ввязывании перлиця в скобу донного или пловучего якоря.

Вязка узлов

Рйс. 215. Задвижной штык Рис. 216. Беседочный узел

Задвижной штык (рис. 215) употребляется для вязания на шлюпке конца за банку, когда она стоит около гидросамо­лету на бакштаге или шкентеле; кроме этого, узел применяется при наложении бензелей.

Беседочный узел (рис. 2J6) приценяется в тех случаях, когда требуется обвязать концом человека при посылке для работы в таких местах, откуда легко упасть в воду. Для того чтобы связать этот узел, на некотором расстоянии от конца делается петля, которую держат на высоте груди, а ходовой конец продевают в петлю, обносят вокруг коренного конца и продевают опять в петлю.

Правильно связанный беседочный узел не может затянуться. При работе человека в опасных местах образовавшуюся петлю надевают ему на грудь, или он садится в эту петлю.

Вязка узлов

Рис. 217. Гачный узел

Гачный узел простой (рис. 217) служит для закладыва­ния конца толстого троса на крючок (гак). При вязании гачного узла следует обратить внимание, чтобы конец, идущий к тяге, лежал сверху и тем самым нажимал бы на свободный конец.

Вязка узлов

Рис. 218. Двойной гачный увел

Двойной гачныйузел (рис. 218) применяется при заклады­вании на гак тонкого троса. Чтобы связать двойной гачный узел, кружат трос в некотором расстоянии от конца спирально вправо и, поддерживая левой рукой образовавшуюся двойную петлю,
пропускают в нее справа налево ходовой конец. Получив таким образом шлаг справа, продевают ходовой конец обратно в двой­ную петлю и получают шлаг слева.

Подпись: Рис. 219. Плоский узел Затем соединяют правой рукой оба шлага, наблюдая, чтобы их восьмеркообраз­ное положение не измени­лось, и надевают на гак по направлению тяги.

Плоский узел (рис.219) применяется для соедине — иия двух тросов, обыкно­венно толстого с тонким.

Чтобы связать плоский узел одним концом толстого троса, делают петлю, тонкий трос, несколько отступя от конца, подносят зг образовавшемуся у петли троса углу так, чтобы ходовой конец шел снизу вверх.