Вязка узлов
Узлы служат для временного связывания тросов между собой и для прикрепления концов снастей в оснастке или при производстве работ.
Основное требование, Предъявляемое к вйзке узлов, заключается в том, чтобы получить крепкое и надежное соединение двух концов и в некоторых случаях возможность быстро раздер-
нуть узел. В последнем случае неправильно связанный узел может в нужный момент не раздернуться и привести к поломке гидросамолета.
Все узлы носят названия, сохранившиеся со времен парусного флота и поэтому на первый взгляд кажутся странными.
Рассмотрим, какими V3JIaMH целесообразно пользоваться в гидроавиации.
Прямой узел (рис. 204) употребляется для соединения
двух концов, если тяга не слишком сильна, в противном случае узел так затянется, что его нельзя будет развязать. Поэтому он очень удобен, когда требуется связать два конца так, чтобы они не развязались.
Рифовый узел (рис. 205) вяжется так же, как и прямой, но с петлей, чтобы его легко было развязать.
Шкотовый узел (рис. 206) отличается от прямого тем, что его ходовой конец пропускается не в очко, а под самого себя. Этот узел употребляется для ввязывания конца троса в очко.
Брамшкотовый узел (рис. 207) отличается от шкотового тем, что его ходовой конец дважды обнесен кругом петли (очка), служит для той же цели, что и шкотовый, но! он является более надежным. Брамшкотовый узел удобен для связывания двух тросов, если они не очень толсты.
Выбленочный узел (рис. 208) вяжется когда требуется туго затягивающийся узел.
Удавка (рис. 209) применяется S тех случаях, когда снасть Надо привязать быстро, прочно и не надолго. Для образования удавки следует обнести ходовый конец вокруг деревянной части, а затем обвить его несколько раз вокруг самого себя.
Удавка со шлагом (рис. 210) употребляется при буксировке длинных бревен.
Штык простой (рис. 211) служит для вязки пеньковых швартовых концов за береговые тумбы или рымы. Этот узел можно рекомендовать при ввязывании буксирного конца к буксирному тросу гидросамолета; отрезав бензель, его можно легко и быстро отдать. Для того чтобы правильно связать штык, обносят его ходовой конец вокруг пала или продевают в рым и, накрыв им сверху коренной конец, снизу продевают в образовавшуюся петлю. Таким образом, получается один завиток, называемый полуштыком. Затем ходовым концом накрывают обязательно сверху коренной конец и, продев его снизу вверх в новую образовавшуюся петлю,
Рис. 212. Штык простой: а — завязая правяльйо; б — завязая ненравнльно |
получают штык. Когда штык связан, ходовой конец прихватывают к коренному ворсой, которая берется не прямо вокруг обоих концов, а в виде восьмерки.
Если при связывании двух перлиней или кабельтовых вышеуказанным способом с каждой стороны будет сделано три или четыре завитка, то говорят, что с каждой стороны сделано пол
тора или два штыка. Чтобы убедиться, верно ли сделан штык, нужно два соседних заворота (завитка) сблизить, и если при этом получится выбленочный узел, то штык сделан правильно (рис. 212).
Рис. 218. Штык с двумя шлагами |
Штык с двумя шлагами (рис. 213) применяется в тех случаях, когда не требуется иметь конец готовым к быстрой отдаче, например, при швартовке гидросам. олета к бочке. Он имеет то преимущество перед штыком простым, что не может
затянуться. Чтобы сделать штык с двумя шлагами, продевают ходовой конец в рым и делают им полный оборот. Затем вяжут полштыка и закабалиВают конец, как указано выше.
Рыбацкий штык (рис. 214) применяется при ввязывании перлиця в скобу донного или пловучего якоря.
Рйс. 215. Задвижной штык Рис. 216. Беседочный узел |
Задвижной штык (рис. 215) употребляется для вязания на шлюпке конца за банку, когда она стоит около гидросамолету на бакштаге или шкентеле; кроме этого, узел применяется при наложении бензелей.
Беседочный узел (рис. 2J6) приценяется в тех случаях, когда требуется обвязать концом человека при посылке для работы в таких местах, откуда легко упасть в воду. Для того чтобы связать этот узел, на некотором расстоянии от конца делается петля, которую держат на высоте груди, а ходовой конец продевают в петлю, обносят вокруг коренного конца и продевают опять в петлю.
Правильно связанный беседочный узел не может затянуться. При работе человека в опасных местах образовавшуюся петлю надевают ему на грудь, или он садится в эту петлю.
Рис. 217. Гачный узел |
Гачный узел простой (рис. 217) служит для закладывания конца толстого троса на крючок (гак). При вязании гачного узла следует обратить внимание, чтобы конец, идущий к тяге, лежал сверху и тем самым нажимал бы на свободный конец.
Рис. 218. Двойной гачный увел |
Двойной гачныйузел (рис. 218) применяется при закладывании на гак тонкого троса. Чтобы связать двойной гачный узел, кружат трос в некотором расстоянии от конца спирально вправо и, поддерживая левой рукой образовавшуюся двойную петлю,
пропускают в нее справа налево ходовой конец. Получив таким образом шлаг справа, продевают ходовой конец обратно в двойную петлю и получают шлаг слева.
Затем соединяют правой рукой оба шлага, наблюдая, чтобы их восьмеркообразное положение не изменилось, и надевают на гак по направлению тяги.
Плоский узел (рис.219) применяется для соедине — иия двух тросов, обыкновенно толстого с тонким.
Чтобы связать плоский узел одним концом толстого троса, делают петлю, тонкий трос, несколько отступя от конца, подносят зг образовавшемуся у петли троса углу так, чтобы ходовой конец шел снизу вверх.