Управление самолетом
Рост требований к регулярности и безопасности полетов, усложнение самих объектов управления привели к появлению нового типа систем, основанных на цифровом управлении самолетом, la міс системы могут выполняться по централизованной (комплектом) или децентрализованной (федеративной) схеме.
В перзом случае система включает бортовую цифровую вычне — .шгельную машину (БЦВМ), которая может содержать несколько процессоров, образующих мультипроцессор с общим полем памяти. Во втором случае система включает отдельные процессоры, пред- и. иначенные для реализации определенных задач, имеющие свою память, собственные устройства самопроверки, источники питания и т. п. Требования высокой надежности работы еще больше усложняют характер построения системы и могут привести к объединению федеративной и комплексной схем в одной бортовой системе.
1 Іплотажно-навнгацноиньге комплексы цифрового управления самолетом обеспечивают высокий уровень автоматизации на всех этапах полета. Они предусматривают возможность директорного и автоматического взлета и ухода на второй круг, полную автоматизацию управления на маршруте, а также автоматический заход и посадку но третьей категории ICAO, включая автоматическое управление послепосадочным пробегом.
Переходу к цифровым пилотажно-навигационным комплексам ІПНК) способствовали следующие предпосылки:
высокая технологичность, малые габаритные размеры, масса и стоимость цифровых ПНК;
уменьшение рабочей нагрузки экипажа благодаря применению цифровых ПНК;
возможность решения большого количества логических задач и более простая и надежная организация встроенного контроля, которым можно охватить почти все оборудование комплекса;
возможность повышения надежности благодаря структурной и информационной избыточности;
создание простых исполнительных цифровых устройств, непосредственно согласующихся с БЦВМ как управляющим органом.
По зарубежным данным считается, что переход к цифровым системам и пилотажной части комплекса позволит уменьшить стоимость этой части ПНК на 20…40%, на 75% сократить трудоемкость технического обслуживания, сократить на 30… 50% число случаев невыполнения программы полета из-за неисправности пилотажного комплекса н на 50% снизить число потерь из-за его повреждения; существенно снизить нагрузку на экипаж. Так в зависимости от этапа полета нагрузка на командира корабля уменьшается от
953 ї 10 до 35%, на второго пилота от 25 до 45%. на бортинженера от 30 до 60%.
Построение систем цифрового управления самолетом связано с решением сложных научно-технических проблем, к которым, в первую очередь, можно отнести: исследование новых принципов построения бортовых пилотажно-навигационных комплексов; разработку малогабаритных, высоконадежных процессоров, блоков памяти, аналогово-цифровых и цнфроаналоговых преобразователей и т. п.; исследование квантования по времени и уровню на динамику полета и синтез законов управления, реализуемых на БЦВМ.
Авторы выражают благодарность д-ру техн. наук проф. Б. М. Шамрикову за замечания, сделанные при рецензировании рукописи книги.
Глава 1