Инструментальное прогнозирование неисправностей

• ~ І

Прямой контроль

Подпись: іПодпись:Сущность инструментального прогнозирования неис­правностей с использованием прямого контроля состоит в измерении параметров и снятии характеристик, позво­ляющих оценить техническое состояние устройства. Та­кая оценка, предусматривающая сравнение с эталонны­ми значениями, а также вычисление определенных пока­зателей, позволяет предсказать возможность появления неисправностей в период эксплуатации до следующей проверки. При этом необходимая точность и объектив ность исходных данных зависят. от правильности выбора контрольно-измерительной аппаратуры и методики вы­полнения контроля.

Термин «прямой контроль» означает, что проверка производится либо на неработающем устройстве, либо на устройстве, работающем в номинальном режиму, а создание искусственных режимов, отличных от рабочих, не производится. При проверке неработающих устройств обычно контролируют параметры электрических цепей,

перемещения подвижных частей, люфты, зазоры. В ра­бочих режимах обычно проверяют давления, расходы, моменты, мощности, температуры, скорости и точности отработок.

Высокая эффективность инструментального прогно­зирования во многом зависит от правильности выбора контролируемых параметров. К таким параметрам предъявляются особые требования: их изменения долж­ны указывать на приближение неисправностей еще до того, как будут отмечены нарушения работоспособности. Нередко для целей прогнозирования производится кон­троль промежуточных (не выходных) параметров или даже контроль косвенных признаков, не входящих в пе­речень паспортных данных.

Обычно для выявления параметров, позволяющих успешно прогнозировать появление неисправностей, про­водятся специальные исследования. Приведем один ха­рактерный пример. В течение многих лет обрывы термо­пар не поддавались инструментальному прогнозирова­нию, так как не были известны параметры, позволяющие предсказать снижение механической прочности, являю­щееся причиной обрыва. В результате проведенных ис­следований была выявлена зависимости, связывающая механическую прочность о и электрическое сопротивле­ние спая R (рис. 1.5).

Характер выявленной зависимости позволяет пред­сказать снижение механической прочности спая тогда, когда термоэлектрические характеристики термопары еще не имеют отклонений от нормы и работоспособность термометра еще не нарушена. Следовательно, можно своевременно отбраковывать термопары, не допуская их отказов в полете.

Иногда для прогнозирования необходимо не только измерение определенных параметров, но и проведение расчетов с использованием результатов измерений. Важ­ным средством ускорения работ по прогнозированию яв­ляется в этом случае автоматизация контрольных, вы­числительных и других работ прогнозирования.

Методы инструментального прогнозирования с при­менением прямого контроля можно разделить на две группы:

—’методы дискретного контроля, при которых конт­ролирующие устройства вводятся в действие в периоды

•#*

Между применениями авиационной техники, или специ­ально прерывая ее работу (в полете);

— методы непрерывного контроля, при которых спе­циальная аппаратура непрерывно контролирует • пара­метры устройства, выдавая сигнал предупреждения о приближении неисправностей.

Чммі

Инструментальное прогнозирование неисправностей

Рис. 1.6. График зависимости механической прочно­сти термопары (спая) от электрического сопротив­ления

Аппаратура дискретного контроля, как правило, вы­полняется в виде специальных пультов, блоков, прове­рочных установок и т. п. Для применения в полете та­кая аппаратура выпускается в миниатюрном конструк­тивном исполнении с использованием полупроводников, пленочных конструкций и т. д.

Аппаратура непрерывного контроля является встро­енной, а ее элементы рассредоточенными по узлам, бло­кам и деталям контролируемого устройства.

Для современного уровня развития средств инстру­ментального прогнозирования характерно стремление получать исходную информацию от различных систем и устройств самолета (топливной, гидравлической систем, устройств оборудования и др.) в унифицированном ви­де с тем, чтобы перерабатывать эту информацию в це­лях прогнозирования в едином бортовом вычислитель­ном устройстве.

f