Программа испытаний

Работу по самим летным испытаниям можно разбить на следующие три этапа: 1) подготовка к полетам, 2) летные испытания и 3) оконча­тельная обработка материалов испытаний.

В подготовительный к полетам период входят: работы по поверке ре­гулировки самолета, взвешиванию и определению центра тяжести, опре­делению средней аэродинамической хорды; поверка работы моторов, поверка действия приборов (тахометров, указателей скорости и др.) или замена их приборами, специально предназначенными для испытания, при­стрелка пулеметов и другие работы в зависимости от назначения само­лета. Общая задача подготовительного периода заключается в том, чтобы окончательно подготовить самолет к испытаниям в полете. От качества этой подготовительной работы в значительной мере зависят и результаты испытаний в полете. Так, например, если мы будем снимать летную характеристику, не определив предварительно достаточно точно полетный вес самолета, то все наши испытания теряют смысл, ибо не­известно, к какому же полетному весу надо отнести полученные данные. Точно так же неисправность работы моторов и показания непроверен­ных и непротарированных приборов могут свести к нулю всю испыта­тельную работу, — это во-первых.

Во-вторых, неисправность оборудования и вооружения приводит к срыву плана испытаний, так как экипаж самолета вынужден прекра­тить испытания, не выполнив назначенного задания. Все это приводит к значительному простою самолета в период испытаний и к увеличению сроков последних.

Надо также принять во внимание и то обстоятельство, что стои­мость испытаний в полете значительно высока, так как сюда входит и износ самолета и мотора, и расход горюего, и содержание рабочей силы. До настоящего времени этой стороне испытательной работы еще

he уДелено должного внимания. Каждой невыполненное в полете зада­ние— это выброшенные напрасно государственные средства.

Отсюда вывод: для того чтобы сократить сроки испытаний и тем самым ускорить продвижение опытного образца самолета к серийному производству, и для того чтобы удешевить стоимость испытаний в по­лете,— предварительно до полетов самолет надо подготовить так, чтобы нс было не только срывов испытаний, но и чтобы каждый испытатель­ный полет дал полноценные и высокого качества результаты.

Следующий этап испытательной работы — собственно лётные испы­тания. Они по своему содержанию могут быть разделены на две части. Первая — это снятие летной характеристики самолета, и вторая — испы­тание специальных служб самолета, его вооружения и всего оборудования.

Последняя состоит из: а) испытания действия самих объектов обору­дования и вооружения (радио, аэронавигация, световое оборудование, фото, пулеметы, сбрасыватели, прицелы и т. д.), каждого отдельно по специальной программе; б) поверки удобства работы лиц экипажа соот­ветственно назначению каждого из них (летчика, техника, штурмана, радиста, стрелка и др.); в) поверки удобства работы экипажа в целом, как например: удобство отдавать распоряжения, сообщаться между со­бой отдельным лицам на самолете и т. д.

Сюда же относятся испытания пригодности и приспособленности са­молета для ночных полетов и полетов в тумане.

Кроме того, могут быть предъявлены требования (особенно для боль­ших самолетов) определить маневр их на земле, а также другие данные, связанные с удобством расположения самолетов на аэродроме, например: радиус разворота на земле, сила и глубина струи от винтов при пробе на месте, рулежке и т. п.

Для самолетов с моторами водяного охлаждения обязательно еще испытание радиаторов с целью определения их пои годности для выпол­нения возложенных на данный самолет задач. Особенно это касается самолетов с большими дальностями полета.

Выполнение всех пунктов программы летных испытаний требует зна­чительного количества полетов. Если мы будем проводить испытания по каждому пункту программы отдельно, т. е. отдельно каждый пункт летной характеристики, отдельно каждый пункт специальных служб, вооружения и т. д., то испытания самолета затянутся надолго. Для со­кращения как числа испытательных полетов, так и общего времени, потребного на испытания, последние удобно проводить по комплексной программе, соединяя несколько испытаний в один полет. Так, испытания на определение горизонтальных скоростей самолета на высотах удобно соединить с полетом на скороподъемность; для определения разбега и пробега не следует делать специальных полетов, а необходимые вычи­сления производить при каждом испытательном полете; испытание спе­циальных служб соединить с испытательными полетами по снятию лет­ной характеристики и т. п.

В результате удачной и продуманной компановки заданий на каждый испытательный полет полную характеристику самолета можно получить в указанные выше 8—20 летных дней и меньше.

Условия погоды, особенно в осенние и зимние месяцы, сильно сказы­ваются на сроках испытаний. Необходимое ясное небо для проведения таких испытаний, как например на скороподъемность и потолок, бывает редко. Поэтому для ускорения хода испытаний установленный вначале порядок полетов приходится менять уже в процессе самих испытаний, сообразуясь с состоянием погоды. Это вносит разнобой в работу по подготовке самолета к полету.

Бывают случаи, когда самолет подготовлен к полету на скороподъем­ность с определенной нагрузкой, но низкая облачность позволяет только полеты на небольшой высоте; по программе же все полеты на низких высотах с этой нагрузкой выполнены, но зато не выполнены полеты на этих высотах с другой нагрузкой и другим лобовым сопротивлением самолета. Очевидно, что, сообразуясь с предсказаниями погоды метеоро­логической станции, иногда есть смысл вместо назначенного полета про­извести полет, допустим в нашем случае, на определение горизонтальной скорости у земли с другой нагрузкой и другим сопротивлением. Правда, это требует проведения довольно большой работы, а именно: замены одной нагрузки другой, что для больших самолетов отнимает много вре­мени. Но во многих случаях есть смысл затратить время на эту работу и, таким образом, сманеврировать и выгадать на времени, потребном для проведения всех испытаний данного самолета.

Приведенный пример показывает, что летная часть, испытывающая самолеты, должна отличаться известной гибкостью и уменьем маневри­ровать как с подготовкой самолета к полету, так и с постановкой зада­ний на каждый полет сообразно с условиями погоды на каждый день испытаний.

Программа испытаний в сокращенном виде представлена на стр. 24.