Задачи воздушной навигации

Навигация — наука о целенаправ­ленном перемещении движущегося объекта, а воздушная навигация — прикладная иаука о методах и сред­ствах формирования и реализации за — дакной пространствеино-врем°нной траектории полета (ЗПВТП). обеспе­чивающих перемещение ВС из одной точки земной поверхности в другую. В соответствии с предметом воздуш­ной навигации ее основной задачей является обеспечение точного полета ВС по программной траектории и вы воде его в заданные точки (ЗТ) в на значенное время нли, кратко, обеспе чеиие выполнения ЗПВТП. Следова тельно, воздушная навигация в прак тическом плане есть процесс опреде­ления пространственного места ВС. его скорости и направления движе­ния, а также требуемых параметров для полета по программной траекто­рии.

Выполнение основной задачи до стигается решением следующих част­ных задач: программирования поле­та — выработки н задания закона движения ВС; определения фактиче­ского навигационного режима поле­та — измерения параметров движения (координат ВС, путевых скорости и угла) и оценки степени их неопреде ленности (достоверности); коррек­ции — сравнения результатов измерс ний навигационных параметров с за данными, оценки отклонений и ис­правления пути; прогнозирования — определения будущего положения ВС в заданный момент времени; ма неврнрования — изменения характе­ристик движения с целью обеспече ния полета по ЗПВТП; оптимизации решения навигационной задачи; на­вигационного обеспечения безопасно­сти полетов.

В процессе программирования производится выбор иаивыгоднейшей траектории и необходимых данных для полета по ней. Маршрут и про филь полета, режим следования по заданной траектории по времени, ус­ловия выхода в заданные точки вы­бираются оптимальными в соответ­ствии с некоторыми критериями. Ча­стные критерии могут быть самыми разными — максимальная продолжи­тельность полета с данным запасом топлива, полет по кратчайшему рас стоянию между двумя заданными точками, минимум расхода топлива и др. Но обобщающим критерием для гражданской авиацин служит максимальная экономическая эффек­тивность полетов.

Как основная задача в целом, так и частные задачи воздушной навига­ции должны выполняться с обяза­тельным соблюдением мер по без­опасности полетов. Из трех основных обобщенных показателей деятельно­сти гражданской авиации — безопас­ности, экономичности и регулярно­сти — прежде всего должна обеспе­чиваться безопасность полетов.

Для успешного решения задачи обеспечения полета по программной траектории, требующего непрерывно го управления центром масс ВС, эки­паж постоянно с достаточной точно стью должен зиать где находится ВС в данный момент времени; куда необходимо лететь в дальнейшем; ка­кую при этом держать скорость, что­бы в ОПМ прибыть точно по месту и времени. Источниками таких дан­ных служат разнообразные борто­вые технические оре їства навигации и наземные средства обеспечения по­летов. С их помощью экипаж полу­чает осведомляющую информацию о многомерном векторе состояния ВС: текущих координатах, высоте поле­та. воздушной и путевой скорости, курсе и путевом угле, крене и тан гаже, ускорениях движения, текущем времени и интервалах времени меж­ду двумя событиями и др. Она под вергается перекодировке н оптималь­ной обработке, а затем переработке в управляющую информацию, обес­печивающую выполнение поставлен­ных задач в соответствии с програм­мой полета.

С воздушной навигацией связано самолетовождение — комплекс дей­ствий экипажа и диспетчеров служ­бы движения, направленный на обес­печение наибольшей точности выпол­нения полетов по установленным трассам (маршрутам) и осуществле­ние посадки в заданное время. Сле­довательно, самолетовождение озна­чает рабочий процесс, т. е. практиче­ское вождение самолетов и вертоле­тов. Оно включает в себя действия экипажа по решению навигационных задач и пилотированию, контроль за осуществлением полетов по програм­мной траектоюни и управление воз­душным движением диспетчерами. Этот комплекс действий и обеспечи­вает выполнение как основной, так и частных задач воздушной навигации.