Навигационные характеристики
Оборудование ВС ТСС различны мн по принципу действия, устройству, виду вы даваемой информации, объему выполняемых функций и других требует грамотного выбора и применения их с учетом навигационных характеристик. К ним относятся: на значение, решаемые задачи, точность измерения параметров и решения навигационных задач, условия применения, техническая надежность, степень автоматизации измерения, оперативность измерения и получения конечного результата. Кроме того, специфическими характеристиками, присущими РИС, являются: дальность
действия, рабочий диапазон радиоволн, рабочая область, пропускная способность и помехоустойчивость.
Все большее распространение получает понятие «минимальные навигационные требования» (МНТ) или, в документах ИКАО, «минимальные навигационные характеристики»
(МНХ). определяющие обобщенные требования ко всему навигационнопилотажному оборудованию ВС по точности и надежности выполнения навигационных задач.
Назначение ТСС указывает, для измерения какого параметра (высоты, скорости, пеленга, дальности и up.) или решения какой задачи (посадки, предупреждения столкновений и т. д.) предназначено техническое средство. Обычно уже название ТСС раскрывает его назначение (высотомер, прибор скорости и т. п.), но в некоторых случаях по нему невозможно непосредственно опредетить ни его функцию, ни измеряемую величину (радиолокатор, радиокомпас и др ).
Решаемые задачи определяются прежде всего, назначением ТСС и измеряемым навигационным параметром. Однако объем решаемых за дач обычно значительно больше, чем число измеряемых величин. Так, например, УД РНС но измеренным пеленгу и дальности позволяет определить ЛУС в различных системах координат, вести контроль пути по направлению и дальности, выводить ВС в заданную точку, выполнять маневр для захода на посадку и пр. Число решаемых задач возрастает при совместном использовании двухтрех средств. Например, ЛРК автономно находит ограниченное применение, а в комплексе с курсовым прибором его возможности существенно расширяются.
Точность измерения первичного
навигационного параметра — важнейшая характеристика, определяющая эффективность использования ТСС для решения конкретной навигационной зздачи. Поскольку точность измерительных средств представляет собой понятие, обратное понятию их погрешностей, а в метрологии наиболее широкое применение находят критерии погрешностей измерений, то на практике количественная оценка точности обычно отождествляется с погрешностью.
Под погрешностью измереддий х понимается отклонение измеренных величии ДГилм от их истинных значений. По своему происхождению они разделяются на методические, аппаратурные (включай ошибки индикации), оператора и помеховые, а по характеру проявления — па система тнческие и случайные.
Случайным погрешностям свойст — венно изменение их значений и знака от измерения к измерению. Поэтому они учитываются по вероятностным закономерностям. Наиболее полная информация о случайных величинах (СВ) содержится в законах их распределения. Одиако прн решении практических задач часто достаточно знать математическое ожидание тх и дисперсию Dx (или среднюю квадратическую погрешность о. т = = + »о*) Опыт показывает, что навигационные СВ чаще всего поічиня — ются нормальному закону распределения. Для него характерны следующие соотношения: частная погреш
ность измерения Лх не выходит за пределы тх±ах с вероятностью
0. 6827, за пределы тх±2ох —0,9545 и ш,±30х — 0,9973. В практике самолетовождения погрешность Лх = = ЗОх принимается за максимальною. Т. е. 3tmai®30x.
Технические средства самолетовождения по точности обычно оцениваются средней квадратической погрешностью (СКП) измерения. Они даются в описаниях ТСС и инструкциях по их применению. Иногда в литературе по воздушной навигации дается погрешность, равная двум СКП, — на это необходимо обращать внимание. В практике самолетовождения следует помнить, что из-за плохой регулировки аппаратуры и особенностей условий распространения радиоволн фактические погрешности нередко бывают значительно больше указываемых в описаниях.
Точность решения задач. Погрешность измерения навигационного па раметра во многом предопрсчеляет потенциальную точность решения навигационной задачи. Практически же точность часто зависит от метода решения. Например, при одной и той же погрешности измерения пеленга и дальности угломерно-дальиомериой ВНС точность определения частно — ортодромнческих координат ВС зависит от того, графически или аналитически решается эта задача. Причем, если графически, то необходимо счесть на карте какой проекции и масштаба, а если аналитически, то с помощью H.’1-ІОм, аналогового или цифрового вычислителя. Поэтому оператор должен ясно представлять, какую точность может обеспечить каждый метод и выбрать тот из них, который гарантирует требуемую точность.
Условия применения. Каждое ТСС требует определенных условий применения. Астрономические средства можно эксплуатировать только при видимости небесных светил, магнит ный датчик курса — при конкретном значении горизонтальной составляющей магнитного поля Земли, бортовой радиолокатор — наличии характерных опознаваемых ра іиолокацион — ных ориентиров и т. д.
Надежность ТСС — способность навигационного устройства безотказно (исправно) работать в заданных услониях эксплуатации в течение определенного времени. Безотказной работой считается выполнение функций в зарзнее установленном объеме, в пределах заданных допусков Количественно надежность оценива ется вероятностью безотказной ра боты РО. т е. вероятиостью того, что в течение времени t (в продолжение полета) не будет отказа.
Оперативность решения навигационной зада їй определяется длитель ностью процесса получения и использования навигационной информации, т. е суммарным временем переработки информации на всех этапах: or формирования сигнала — носителя информации до отображения ее в готовом виде и применения потребителем.
Дальность действия радионавигационных систем определяет возможность их применения для решения навигационных задач. Обычно имеется в виду максимальная дальность Dmxx от РЫТ до ВС (или наоборот), при котором возможно получение навигационной информации. Она зависит о г энергетического потенциала РТС, чувствительности приемного устройства, диапазона и условий распространения радиоволн. Кроме Dmxx надо знать и минимальную дальность Dmin действия. Она определяет область около РИТ, в которой в силу
особенностей характеристики направленности антенн РНС прием радиосигналов отсутствует.
Рабочий диапазон радиочастот в значительной степени определяет об .часть применения РНС. вид измеряемого радионавигационного параметра, точность измерения, дальность действия, помехоустойчивость и пр Принятое в настоящее время деление всей частотной области, занимаемой радноиолнами, на диапазоны, приве — іеко в табл. 4.1.
Пропускная способность радионавигационного средства характеризует возможность обслуживания одновре мепно или в единицу времени определенного числа ВС. Если передаваемая информация принимается всеми ВС. то РНС имеет неограниченную пропускную способность (приводные радиостанции, радиомаяки ВОР и ВРМ-5 и др.). При передаче инфор
мации только но запросу с борта ВС имеем тело с РНС с ограниченной пропускной способностью (дальномеры запросного тока, радиопеленгаторы и др.)
Рабочая область (РО)—часть пространства, в которой с применена ем РНС с гарантийной вероятностью Р обеспечивается контроль пути с точностью нс ниже требуемой. Она представляет обобщенную характе ристнку РНС по тальности действии и точности решения навигационной задачи. Построение на карте РО позволяет наглядно представить возможности ратионаниганионных си стем и облегчает рациональный выбор их для контроля пути.
Рабочая область может быть построена по требуемым точностям оп рсчелсиня МС оГт, контроля пути по направлению aZj и дальности (Т*т.
Она описывается системой уравнений:
по требуемой аГт
ог^аГг; (4.1)
по требуемой <ггт /Лн1п( ^ Г) і ^ ^5 Пгт’
но требуемой а<т
^niln ^ о„^о4 (4.3)
t і г
г ie Di — расстояние между ВС и і ой РНТ
Для получения РО на карту необходимо нанести максимальную Ошах и минимальную Ош in дальности и кривую ранной точности Окгт, соответствующую или о, т, илиа2т. или
о. хт Причем, внешняя граница РО ограничивается меньшей из двух величин— Ота1 и Скит, а внутренняя большей — Dm in и Окет.