Применение курсовых приборов

Магнитные компасы. Свободно подвешенная магнитная стрелка всег­да располагается в плоскости маг­нитного меридиана С„. не совпада­ющего, в общем случае, с меридиа­ном истинным Си на величину маг­нитного склонения „ (рис. 6.1). Ес­ли магнитный меридиан повернут по часовой стрелке относительно истин кого (географического), то магнит мое склонение положительно (Дм 5*0), если против часовой стрелки — отри­цательно (Дм<С0). Линии, соединя­ющие точки с одинаковым магнит­ным склонением называются изогона­ми. Они наносятся на полетные кар­ты линиями фиолетового цвета.

Если магнитную стрелку устано­вить на самолете нлн вертолете, то она подвергнется воздействию допол­нительного магнитного поля самого ВС и расположится в плоскости ком­пасного меридиана С„, отличающего­ся от магнитного на величину девиа­ции к. Если компасный меридиан расположен по часовой стрелке отно­сительно магнитного, то девиация считается положительной (Дн>0),
если против часовой стрелки — отри­цательной (Лц-СО).

Таким образом, чтобы получить машинный курс ВС по показанию компаса, необходимо компасный курс исправить иа девиацию, взятую со своим знаком МК= КК+Л«, и на­оборот, чтобы рассчитать курс следо­вания по магнитному, надо учесть девиацию с обратным знаком КК= МК-Л„.

Соответственно преобразуются магнитный и истинный курсы

ИК = МК+^„; МК ИК-Дм (6.1)

Основными недостатками машит — ных компасов являются девиация и динамические погрешности, приводя­щие к колебательному характеру от­счета курса ВС в полете.

Девиация магнитных компасов возникает под влиянием ферромаг­нитных масс ВС и его постоянного электрического поля. Она может до­стигать больших значений. Ферро­магнитные массы по своим магнит­ным свойствам делятся на «твердое» н «мягкое» железо.

«Твердое» железо, долго сохраня­ющее свою намагниченность, создает постоянную и полукруговую девиа­цию. Постоянная не меняет своего знака и значения при изменении кур­са ВС. Полукруговая деви­ация при изменении курса на 360° имеет два максимума и два нулевых значения, разнесенных иа 180°. «Мяг­кое» железо создает четвертную
девиацию, которая имеет по че­тыре максимума и нулевых значения, разнесенных на 90°. Обычно полукру — гоная девиация (5…7)° превосхо­дит четвертную (2…3)”

Для уменьшения девиации созда­ются дистанционные компасы, у кото­рых чувствительный элемент удален от ферромагнитных масс ВС обычно в консоль плоскости. Другой путь уменьшения девиации заключается в создании вблизи чувствительного эле­мента дополнительного магнитного поля, компенсирующего влияние са­молетного. Оио создается двумя па­рами перпендикулярно расположен­ных регулируемых постоянных маг­нитов девиациоиного прибора. Не­значительная часть остаточной деви­ации может устраняться механиче­ски— лекальным устройством.

Полукруговая девиация устраня­ется иа всех магнитных компасах вертолетов и самолетов 4-го класса, а также у компасов типа КИ на зеех типах ВС. Девиациоиные работы про­изводятся в следующем порядке:

ВС устанавливается на магиптный курс 0°. С помощью девиациониого прибора шлицем «С—Ю» девиация доводится до нуля (КК=МК). Отсчет компасного курса у ГИК-1 должен производиться со шкалы коррекцион­ного механизма;

ВС разворачивается иа МК=90°. Шлицем девиациоиного прибора «3—В» девиация доводится также до нуля;

Подпись: Рис. 6.1. Система измерения курсов ВС

последовательно ВС разворачива­ется «а МК=180 и 270°. На этих

курсах девиация доводится до поло­винного значении;

постоянная девиация (установоч­ная ошибка)

4ct = °’2Y«’IW + 4J’ (62) где Лк,„ и Ак„0— девиации на МК 180° и 270“ до уменьшения их с помощью девиаиионного прибора (Д,,= 1в0“(270) — КК).

Для устранения установочной ошибки корпус компаса или датчика разворачивается иа ту же величину. При этом, если установочная ошибка получилась положительная, надо так повернуть компас, чтобы показания компасного курса увеличилось, н на­оборот;

остаточная девиация нс устрани ется, а «списывается», и для компа сов типа КИ составляется график. С этой целью ВС последовательно разворачивается на восемь курсов через 45°. На каждом из них опреде­ляется девиация Л„=МК—КК.

Ьсли все девиационные работы были произведены правильно, то кривая графика должна быть сим­метрична относительно нулевой ли — иии (Ак=0), т. е. 4 раза пересекать нулевую линию. Если вся кривая сме­шена и сторону, то это означает, что постоянная девиация устранена не­правильно. Если кривая имеет толь­ко два пересечения, то это свидетель­ствует о том. что полукруговая де­виация устранена неполностью.

У гироиидукциониого компаса ГИК-1 график девиации ие составля­ется. а остаточная девиация устра­няется с помощью коррекционного механизма на 24 курсах.

В процессе выполнения девиаци оиных работ ВС устанавливается иа заданные магнитные курсы с по­мощью дсвиациониого пеленгатора путем пеленгации оси ВС или удален­ного иа 4—5 км ориентира, магнит­ный пеленг которого предварительно измерен.

На самолетах I—3-го классов вследствие рационального размеще­ния индукционного датчика на ВС девиация не превышает 2°. Это дает возможность полукруговую девиацию данным способом не устранять, а применять механический способ. Для этого вращают не сам самолет, а только даічик, установленный и а проверочном стенде УПК 3. А девиа­цию на всех маї. гитных курсах через 15“ доводят до нуля с помощью ле­кального устройства коррекционного механизма. В результате этого на индикаторы подается ие компасный, а магнитный курс. Значение компас­ного курса можно снять только со шкалы коррекизонного механизма.

Гирополуксмпасы. Способность гироскопов с тремя степенями свобо­ды сохранять положение оси ротора в пространстве неизменным позволи­ла применить их в качестве курсо­вых приборов для выдерживании на­правления полета. Применяемые в гражданской авиации гирополуком — пасы ГПК 52 и курсовые системы в режиме «ГПК» позволяют при сохра­нении постоянного ГИрОСК шичегкого курса и отсутствии ветра выполнять полет строго по ортодромии. Однако гирополукомпасы не могут сами ори­ентироваться относительно какого-то направления, поэтому они требуют обязательной начальной установки иа заданный курс.

Находящийся иа ВС гирополуком­пас участвует в двух лнижениях; су­точном вращении земли и перемеще­нии ВС относительно земной поверх­ности. Первое движение приводит к видимому повороту оси ротора (из­менению отсчета курса на шкале ГПК) неподвижного ВС относительно географического меридиана. Это дви жение носит закономерный характер и зависит от широты места. Оио ком­пенсируется механизмом азимуталь ной коррекции, создающей прецесси­онный момент, в результате которого ось ротора получает вращательное движение вокруг вертикальной оси с угловой скоростью

и> = Й3 sirup,

где £23 — угловая скорость суточного вращения земли, равная 15*74. Уста новка широты <р производится обыч но вручную по специальной шкале прибора.

При дискретном вводе широты возникает погрешность ь гироскопи­ческом курсе.

Курс, снятий со шкалы ГПК, от­личается от истинного и магнитного. Это объясняется тем, что отсчет ус­ловных (гироскопических) курсов ве — тется относительно начального (опорного) меридиана установки кур­са на ГПК. Б полете при перемеще­нии ВС относительно земной поверх­ности с изменением долготы МС воз­никает методическая ошибка услов­ного курса Дїи = Д^ьіп <р. На ЭТУ ве" личину условный курс будет отли­чаться от истинного.

Вследствие неточного нзготонле — ния ротора гироскопа и кордаиного подвеса возникает инструментальная погрешность, приводящая к медлен ному прецессионному вращению оси ротора относительно вертикальной оси Эта погрешность называйся соб­ственным уходом гироскопа. В поле­те она приводит к искривлению линии фактического пути и уклонению од ортодромии Согласно техническим условиям допускается уг. ювая ско­рость собственного ухода 2—2.57ч ля ГПК-52 и курсовых систем типа КС н 0,5—0,7о,’ч для курсовых си­стем типа ТКС.