РАДИОВЫСОТОМЕРЫ
В основе принципа действия радиовысотомеров лежит явление отражения электромагнитных колебаний (радиоволн) от земної: поверхности. Принцип действия радиовысотомера заключается в следующем. Передатчик радиовысотомера, установленный на самолете, излучает через передающую антенну электромагнитные колебания. Эти колебания, распространяясь в пространстве, достигают земной поверхности, отражаются от нее и частично возвращаются к приемной антенне радиовысотомера, установленной на самолет::.
Для преодоления расстояния от самолета к земле и обратно понадобится время
где Н — высота полета (расстояние от антенн до земли);
с — скорость распространения радиоволн (3-108 м/сек).
Строго говоря, путь радиоволн несколько больше, чем 2Я, поскольку в полете самолет перемещается относительно земли. Однако, учитывая, что скорость распространения радиоволн значительно превышает скорость самолета, путь радиоволн полагают не зависящим от скорости полета.
В таком случае для определения высоты полета достаточно измерить время между моментом посылки сигнала к земной поверхности и моментом приема отраженного сигнала. Это может быть достигнуто различными способами [1]. В радиовысотомерах малых высот, применяемых для целей автоматизации посадки самолетов, измерение времени осуществляется так.
Излучаемые через передающую антенну сигналы представляют собой высокочастотные колебания, периодически модулированные по частоте с помощью специального модулятора (рис. 2.23). Закон частотной модуляции может быть любой периодической функцией времени: синусоидальной, треугольной, пилообразной (рис. 2.24) и т. п.
Частота излучаемого сигнала плавно изменяется в диапазоне
/о ± Л/о,
где f0 — среднее значение несущей частоты;
Л/о — девиация частоты (2Д/0— полоса качания частоты).
За время тн частота излучаемого передатчиком сигнала изменяется на величину Д/=4Д/0Ямтя = — А.
с
Следовательно, в пределах полупериода модуляции изменение частоты А/ прямо пропорционально времени тн (или высоте по лета Я).
Для измерения величины Д/ к приемнику непосредственно от передатчика подводятся высокочастотные колебания. Этот сигнал принято называть прямым, в отличие от сигнала, возвращающегося от земли и называемого отраженным.
|
Антенны радиовысотомера располагают на самолете таким об — азом, чтобы исключить возможность попадания излучаемых сигало® с передающей антенны непосредственно на приемную. Это ^достигается соответствующим размещением антенн. Например, их "Останавливают так, чтобы оси располагались на одной линии: При "‘•втом антенны радиовысотомера должны быть размещены на определенном расстоянии друг от друга и на определенном расстоянии $§f поверхности земли (когда самолет находится в стояночном положении). Последнее требование вытекает из необходимости ис — :"%Лк>чить явление переотражения излученного передатчиком сигнала ’При полете на малых высотах. Таким образом, на балансный детектор (см. рис. 2.23) одновременно поступают два сигнала: прямой и отраженный foTp., Здесь происходит сложение обоих сигналов, % результате чего на выходе балансного детектора выделяются низ-
кочастотные биения — колебания разностной частоты: F6 = д / =/пр — /отр — Рис. 2.24 иллюстрирует сложение прямого и отраженного сигналов. За исключением небольших промежутков времени на участках а, б, в и т. д.. частота биений AFб постоянна и пропорциональна т н.
Низкочастотные биения усиливаются в УНЧ, а затем передаются в ограничитель, где они преобразуются в импульсы строго определенной (независимо от высоты полета) амплитуды. Частота следования импульсов определяется частотой биений, а значит, высотой полета. С выхода ограничителя импульсы подаются на счетчик, выходное постоянное напряжение которого пропорционально частоте следования импульсов. Далее это напряжение поступает в усилитель постоянного тока, нагрузкой которого является стрелочный указатель высоты.
С этого же усилителя снимаются сигналы на другие потребители информации о высоте полета.
Кратко остановимся на некоторых вопросах точности измерения высоты: Число импульсов, поступающих на счетчик в течение одного периода модуляции, является функцией высоты полета. При этом плавному изменению высоты соответствует дискретное изменение числа импульсов, появляющихся за один период модуляции. Если за один период модуляции число импульсов изменяется на единицу, то это означает, что частота следования импульсов изменилась на FM (поскольку за одну секунду проходит Рш периодов модуляции). Иначе говоря, при плавном изменении высоты частота следования импульсов меняется ступенями через FM. Вследствие этого радиовысотомер дает дискретные показания через интервалы АН, соответствующие изменению на единицу числа импульсов в одном периоде модуляции. Следовательно, самолет может изменить высоту в пределах ±АН, а показания высотомера останутся неизменными.
Погрешность измерения высоты вследствие дискретности отсчета определяется следующей зависимостью: ДН — —.
8 і Jo
Эта погрешность уменьшается с увеличением девиации частоты Д/0. У наиболее распространенных в настоящее время радиовысотомеров типа РВ-2, РВ-УМ девиация частоты AfQ=20 Мгц. Нетрудно подсчитать, что в таком случае интервал дискретности отсчета составляет ~1,87 м. Разумеется, такие высотомеры не могут быть использованы для автоматизации приземления самолета.
Повышение точности измерения высоты достигается за счет увеличения полосы качания частоты. Радиовысотомеры, используемые в системах автоматической посадки, работают в диапазоне частот 4200—4400 Мгц, т. е. имеют А/о=!100 Мгц. Кроме того, для повышения точности измерения высоты прибегают и к таким мерам, как использование двойной частотной модуляции, введение фазовращателей и др. (1]. Благодаря этому современные радиовысотомеры
іеют точность порядка ±0,25 м при изменении высот от 0 до 10 м 2,5—3% (среднее квадратическое отклонение) для высот бо — !р*ее 10 м.
Ж:. Выходной ток радиовысотомера, поступающий к потребителям, ^фопорционален высоте полета. Это позволяет рассматривать ра — ‘^дйовысотомер как простое усилительное звено с коэффициентом усиления kp. Вместе с тем необходимо учитывать, что выходной ‘^сигнал в определенной степени засорен помехами. Однако в ос — ^цЦОВНОМ флуктуация выходного сигнала является результатом не — $§фовности рельефа пролетаемой местности.
Указатель высоты обычно выполняют на базе следящей систе — Ц$|Ы. Шкала указателя, как правило, неравномерная, чаще всего — .’^логарифмическая. Это позволяет более точно отсчитывать малые “’^высоты.
В радиовысотомерах предусматривается выдача сигнала о делении некоторой заданной высоты, к примеру, высоты принятия пения. Для задания нужного значения высоты служит опециаль — ій задатчик.
Формирование траекторий выравнивания по сигналам радиовы — Отомера в системах автоматического приземления будет подробно посмотрено в гл. 3.
В системах автоматического захода на посадку по II категории системах автоматического приземления информация о высоте #сто используется для коррекции передаточных чисел в вьгчисли — іях систем траєкторного управления, а в некоторых случаях — і системах контроля.
Редуктор
на ограничение заданного крена В доковой канал вычислителя
В продольный канал вычислителя
2.25. Схема устройства, изменяющего передаточные числа и ограничения заданного крена
Рис. 2.26. Графики изменения
коэффициентов усиления сиг-
налов КРП, ГРП и ограниче-
ния заданного крена
В качестве примера на рис. 2.25 показана схема устройства, примененного в системе автоматической посадки фирмы Бендикс для самолетов Боинг, которое по сигналам радиовысотомера меняет передаточные числа в продольном и боковом каналах вычислителей и величину ограничения заданного крена (рис. 2.26).
Сигнал, пропорциональный высоте, поступает на усилитель, на выходе которого установлен ограничитель с несимметричной характеристикой. К ограничителю подключен электродвигатель, который через редуктор перемещает щетки трех потенциометров. Один из них служит для выдачи сигналов жесткой обратной связи на усилитель и сигнала в систему ограничения заданного крена у3. Два других используются для изменения коэффициентов усиления (аттен — нюации) сигналов КРП, ГРП (&крп и кгрп ) в функции истинной высоты полета.
Генератор, связанный с электродвигателем, выдает сигналы скоростной обратной связи.
Когда самолет, снижаясь по глиссаде, пролетает над ровной поверхностью, сигнал на выходе радиовысотомера меняется во времени (и в функции — расстояния до порога ВПП) по линейному закону. Так же меняются и сигналы, снимаемые с потенциометров. Иначе обстоит дело, когда рельеф пролетаемой местности сильно меняется. Для уменьшения влияния неровностей рельефа на корректируемые параметры служит нелинейный ограничитель. При
|
^уменьшении сигнала на выходе радиовысотомера следящая системна поворачивает щетки с большой скоростью. При увеличении сигнала скорость отработки этого сигнала следящей системы уменьшается. Поэтому кратковременное увеличение сигнала высоты вызывает более медленное по сравнению с кратковременным уменьшением этого сигнала изменение параметров системы (рис. 2.27). Как показал опыт полетов, благодаря этим мерам влияние изменения рельефа местности на качество заходов на посадку практически незначительно.
ГЛАВА 3