ПОТОЧНЫЙ МЕТОД ВЫПОЛНЕНИЯ РЕГЛАМЕНТНЫХ РАБОТ

Увеличение налета на каждого летчика ведет к уве­личению объема работ в авиационной ремонтной мастер­ской. Опыт показал, что в данных условиях наиболее эффективным методом выполнения регламентных работ является поточный метод.

Поточный метод и анализ применимости его в авиа­ционной ремонтной мастерской. Для поточного метода характерно:

1. Расчленение производственного процесса на от­дельные операции.

2. Закрепление операций за определенными рабочи­ми местами и специалистами с учетом полной их за­грузки.

3. Последовательное по ходу технологического про­цесса расположение оборудования, рабочих мест или ре­монтируемых изделий.

4. Непрерывность и ритмичность производственного процесса.

Расчленение производственного процесса на операции и закрепление их за определенными рабо­чими местами и специалистами обеспечивает непрерыв­ную повторяемость выполнения этих операций и четкую специализацию оборудования и исполнителей, а также создает благоприятные условия для максимальной меха­низации большинства операций технологического про­цесса. Благодаря частой повторяемости одного и того же процесса исполнители быстро осваивают работу, что при высокой степени механизации способствует повышению производительности труда и сокращению времени выпол­нения технологических операций.

Расчленение производственного процесса на отдель­ные операции можно произвести при наличии нескольких специалистов, занятых выполнением комплексной ра­боты.

Рассмотрим, выполняется ли это условие в мастер­ской? По численности личного состава авиационная ре­монтная мастерская относится к сравнительно неболь­шим предприятиям, однако технологический процесс вы­полнения работ расчленен на отдельные операции, строго закрепленные за отдельными авиационными специали­стами.

Расположение рабочих мест, исполнителей и ремон­тируемых изделий по ходу технологического процесса улучшает организацию труда, выпрямляет ход процесса, устраняет лишние и возвратные движения изделия и исполнителей, сокращает сроки работ. Отдельные эле­менты такого последовательного расположения практически имеют место в любой авиационной мастер.- скои, но полное обеспечение этого условия потребует перестройки организации работ в ней.

то

Непрерывность в работе обеспечивает ликвида­цию скрытых потерь рабочего времени, сокращение до минимума технологических перерывов в процессе произ­водства и тем самым способствует уменьшению произ­водственного цикла выполнения регламентных работ.

Отсутствие перерывов в работе и строго периодиче­ское движение изделий или исполнителей вдоль поточ­ной линии могут быть достигнуты при условии, если все смежные операции будут протекать согласованно, син­хронно на протяжении всего рабочего процесса.

Синхронизация поточной линии означает, что длитель­ность выполнения рабочих заданий, представляющих со­бой набор отдельных операций, соответствует одному и тому же строго установленному времени, равному или кратному ритму.

Под ритмом поточного производства следует пони­мать определенный отрезок времени между последова­тельным выпуском с поточной линии следующих друг за другом изделий. В поточном производстве ритмич­ность является законом и всякое нарушение установлен­ного ритма вызывает неизбежные простои или задержки на взаимосвязанных рабочих местах.

Ритмичность дисциплинирует рабочий процесс, на­личие ее свидетельствует, что людские ресурсы и мате­риальные средства распределены правильно, пропорцио­нально требуемым затратам.

Применительно к авиационной ремонтной мастерской ритмичность означает, что все работы на самолете вы­полняются согласованно и каждый исполнитель строго укладывается в отведенное ему время, регламентные ра­боты заканчиваются одновременно, а технические сред­ства, запчасти и оборотный фонд обеспечивают необхо­димую потребность мастерской.

Ритмичность поточного производства зависит от дисциплины труда и объективных условий: бесперебой­ного снабжения, правильного планирования, наличия ре­зерва людей и др. Эти объективные условия вполне мо­гут быть созданы в авиамастерской.

Большую роль в обеспечении непрерывности и рит­мичности работы авиационной мастерской сыграют цик­ловые графики, регламентирующие весь производствен­ный процесс при выполнении регламентных работ.

11 Зак. 264

Из рассмотренного следует, что хотя работы в авиа­мастерской носят не производственный, а контрольно­ремонтный характер, к ним вполне применимы основные положения поточного производства.

Выбор форм потока. Практика внедрения поточных методов производства в промышленности и в авиацион­ных ремонтных предприятиях выработала разнообраз­ные формы потока.

На рис. 3.5 показана схема классификации основных форм поточного производства, подразделяющегося:

Классификация форм поточного производства-

Л. По количеству

закрепленных

изделий

6. По положению изделия на по­точной линии

В. По характері/ движения из­делия или рабо­чих на поточ — нои линии

Г. По методу поддержания установлен но — го ритма

Д. По способу межоперацион­ной транспор­тировки

— по количеству закрепленных изделий;

— по положению изделий на поточной линии;

— по характеру движения изделия или рабочих на поточной линии;

— по методу поддержания установленного ритма;

— по способу межоперационной транспортировки.

По количеству закрепленных изделий поточные линии

могут быть однопредметными и многопредметными. Для авиационной ремонтной мастерской характерным яв­ляется однотипность авиационной техники, поступающей на регламентные работы, поэтому работы непосредствен­но на самолетах могут строиться по принципу однопред­метных поточных линий. Что касается съемного оборудо­вания и агрегатов, то ввиду большого их количества к

і

ним применима схема многопредметной поточной линии.

По положению изделия поточные линии подразде­ляются на линии с неподвижным и передвигающимся изделием.

Поточная линия с неподвижным изделием — форма поточного производства, при которой само изделие остается неподвижным, а исполнители через промежутки времени, равные ритму, переходят от одного рабочего места к другому, выполняя при этом закрепленные за ними операции.

Поточная линия с передвигающимся изделием — фор­ма поточного производства, при которой исполнители остаются на своих постоянных рабочих местах, а изделие перемещается последовательно от одного рабочего ме­ста к другому за промежуток времени, равный ритму поточной линии.

Применительно к авиационной ремонтной мастерской работы, выполняемые непосредственно на самолете, не­обходимо строить по принципу потока с неподвижным изделием, распределяя исполнителей и маршруты их движения строго по технологическому процессу.

Работы по агрегатам и съемному оборудованию не­обходимо строить по принципу поточной линии с пере­двигающимся изделием.

По характеру движения изделий на поточной линии, а при неподвижном изделии по характеру движения исполнителей поточные линии бывают с непрерывным И прерывным движением.

Поточная линия с непрерывным движением изделия характерна для конвейерной системы; поточная линия с прерывным движением изделия предусматривает опре­деленное время на выполнение работ, по истечении кото­рого оборудование или специалист должны перемещать­ся на другое рабочее место. Такой вид потока вполне применим для авиационных ремонтных мастерских.

При работе поддерживать ритм можно двумя мето­дами: принудительным, при котором заданный ритм под­держивается средствами специальной сигнализации и транспортными устройствами с установленной скоростью движения непрерывного и прерывного действия, и сво­бодным, когда заданный ритм поддерживается самим рабочим.

В авиационной ремонтной мастерской применим сво­бодный ритм при строгом соблюдении графика запуска изделий и систематическом контроле за ходом техноло­гического процесса. Это означает, что на каждую опера­цию отводится строго определенное время, а со стороны руководителей мастерской осуществляется постоянный контроль за ходом его выдерживания.

По способу межоперационной транспортировки поточ­ные линии подразделяются на конвейерные, полумехани­ческие и не оснащенные специальным транспортом.

При выполнении регламентных работ в основном дви­жутся съемное оборудование и агрегаты, поэтому, где это возможно, необходимо организовать перемещение из­делий с одного рабочего места на другое с помощью транспортных средств (специальных тележек, электрокар и т. п.).

Анализ основных форм поточного производства дает основание сделать вывод о том, что в авиационной ре­монтной мастерской необходимо организовать два вида потока: самолетный и агрегатный. Возможные схемы этих потоков изображены на рис. 3.6 и 3.7.

Особенности применения поточного метода. При орга­низации поточного метода необходимо учитывать сле­дующие особенности выполнения регламентных работ в авиационной ремонтной мастерской:

(

I

1. Сложность конструкции ремонтируемой авиацион­ной техники.

2. Наличие разных модификаций, различных серий одного и того же типа авиационной техники, поступаю­щей на выполнение регламентных работ, их неодинако­вую трудоемкость.

3. Непостоянство объема и характера части работ на

Классификация форм поточного производства1

каждом изделии, объема работ на каждом самолете и двигателе, которые зависят от их технического состояния.

4. Преобладание ручного труда в процессе выполне­ния регламентных работ.

Сложность конструкции авиационной техники и мно­гообразие технологических процессов выполнения регла­ментных работ создают определенные трудности в рас­членении производственного процесса на примерно рав­ные по объему рабочие задания.

Наличие различных модификаций авиационной тех* ники с различной трудоемкостью при значительных отли­чиях в величине трудоемкости от типового (основного) изделия затрудняет организацию потока в наиболее про­стой ее форме — однопредметной поточной линии.

Непостоянство объема и характера работ по восста* новлению деталей и узлов для всех изделий, в том числе и однотипных, — наиболее характерная черта аэродром­ного ремонта. Эта особенность требует проведения мак-»

симально объективной и полной дефектации изделия, чтобы как можно точнее определить объем работ по каж­дому изделию еще в начальной стадии выполнения регла — ‘ ментных работ.

Целесообразно также идти по пути деления всего ком­плекса регламентных работ на постоянные и переменные. Для выполнения переменных работ, поскольку они обус­ловлены возможными неисправностями, необходимо иметь специальные ремонтные группы.

Преобладание ручного труда при выполнении регла­ментных работ, с одной стороны, снижает эффективность поточного метода в силу того, что отдельные техноло­гические операции невозможно или экономически невы­годно механизировать. Но, с другой стороны, поточный метод создает наиболее благоприятные условия для максимальной механизации, поэтому уровень механиза­ции ручного труда при выполнении регламентных работ можно значительно повысить при организации поточной линии.

В условиях авиационной ремонтной мастерской наи­более применима простейшая механизация, при которой работы выполняются вручную при помощи простейших механизмов и инструментов, облегчающих труд человека и ускоряющих производственный процесс. К таким ме­ханизмам относятся: .

— электро — и пневмодрели;

— пневмомолотки;

— электро — и пневмогайковерты и отвертки;

— электро — и пневмоножницы;

— пневмокраскораспылители;

— гидравлический инструмент;

— пылесосы;

— механические щетки и др.

В авиационной ремонтной мастерской также широко используются различное оборудование, контрольно-изме­рительная аппаратура, установки и стенды для провер­ки, регулировки и испытания агрегатов.

Основной трудностью организации потока в авиацион­ной мастерской является наличие наряду с постоянными работами переменных. работ. Однако это затруднение может быть устранено созданием специальных групп ре­монта, не занятых в потоке.

С учетом вышеизложенного процесс выполнения ре­гламентных работ в авиационной ремонтной мастерской может быть организован по схеме, изображенной на рис. 3.8 (сокращения СД, АО, РЭО соответственно обо­значают группы ремонта и регламентных работ по само­летам и двигателям, авиационному оборудованию, радио — и радиоэлектронному оборудованию).

Как видно из схемы, весь личный состав авиационной ремонтной мастерской состоит из двух групп: специали­стов, занятых непосредственно выполнением регламент­ных работ, и специалистов, занятых ремонтом как в ин­тересах мастерской, так и в интересах эксплуатирую­щего подразделения.

Последовательность работ при организации поточного метода выполнения регламентных работ. Организация поточного метода выполнения регламентных работ тре­бует большой подготовительной работы. Перевод авиа­ционной ремонтной мастерской на поточный метод необ­ходимо производить в такой последовательности:

— разработать цикловые графики, маршрутные кар­точки и другую техническую документацию, регламенти­рующую поточный процесс;

— организовать рабочие места, оснащенные необхо­димым оборудованием;

— создать оборотный фонд агрегатов для групп ре­монта;

— провести опытную проверку потока;

— усовершенствовать поточные линии;

— внедрить поток.

Соблюдение такой последовательности позволит устранить «узкие» места и причины, мешающие выпол­нению работ и связанные с внедрением новой формы ор­ганизации труда.

Внедрение потока должно складываться из трех пе­риодов: подготовительного, опытного и окончательного.

В подготовительный период необходимо произвести укрупненную разбивку работ по рабочим местам, опре­делить фактическую трудоемкость и сроки выполнения каждой укрупненной технологической операции с указа­нием количества исполнителей, составить всю необходи­мую документацию, решить вопросы, связанные с обору­дованием рабочих мест, инструментом и оборотным фондом.

Дежурный резерв*

На втором этапе (опытном) необходимо проверить правильность спроектированных поточных линий, рит­мичность их работы, равномерность загрузки специали­стов, качество выполняемых работ. Здесь же необходимо внести изменения в оборудование рабочих мест и техни­ческую документацию, уточнить отводимое на отдельные операции время.

После второго этапа наступает рабочий период вы­полнения регламентных работ по поточному методу.

Периодически, в связи с совершенствованием специа­листов и улучшением оснащенности рабочих мест, в раз­работанную техническую документацию вносятся соот — ветствущие изменения.

Разработка технической документации. Цикловой график поточной линии является основным техническим документом, по которому строится работа любой поточ­ной линии. Он определяет период времени в рабочих часах или днях, в течение которого изделие проходит на поточной линии все стадии процесса выполнения регла­ментных работ с момента запуска его на поточную линию до момента выхода с нее, т. е. продолжительность про­изводственного цикла выполнения регламентных работ на поточной линии.

При составлении циклового графика (см. § 3 настоя­щей главы) целесообразно придерживаться следующего порядка:

1. Произвести укрупненную разбивку работ по рабо­чим местам поточной линии, учесть при этом рациональ­ную технологическую последовательность выполнения работ и расположить их на графике в этой последова­тельности.

2. Указать фактическую трудоемкость и определить сроки выполнения каждой укрупненной технологической операции. .

3. По фактической трудоемкости операций и по сро­кам их выполнения определить необходимое количество исполнителей, обеспечивающих своевременное выполне­ние этих работ.

4. Нанести на график против перечня работ сетку дней и часов в пределах производственного цикла вы­полнения регламентных работ.

5. Изобразить графически (в виде горизонтальных сплошных линий) сроки выполнения каждой ТЄХНОЛОГИт ческой операции. Вертикальной штриховой линией по­казать переход исполнителей с одной операции на другую.

В дополнение к технологическим картам выполнения регламентных работ составляются маршрутные карточ­ки, которые представляют собой набор операций, выпол­няемых одним или совместно несколькими исполнителя­ми в течение строго регламентированного времени. В них указываются:

— выполняемые пункты соответствующего регла­мента;

— последовательность выполняемых работ; .

— время, отводимое на выполнение отдельных опе­раций;

— дополнительные работы, введенные в соответству­ющий регламент.

Маршрутные карточки должны строиться с учетом минимального передвижения специалистов.

На рис. 3.9 для примера приведена маршрутная кар­точка специалиста по антенно-фидерным устройствам группы РЭО. В кружках указаны пункты соответствую­щего регламента. На выполнение каждой укрупненной технологической операции определено необходимое вре­мя, которое проставлено рядом с кружком.

Особенности организации поточного метода в группах. При переводе авиационной ремонтной мастерской на по­точный метод выполнения регламентных работ необхо­димо установить:

— общую компоновку рабочих помещений и участков;

— характер расположения и размеры проектируемых поточных линий;

количество рабочих мест и последовательность их размещения на поточной линии;

— рабочие места для групп ремонта.

В качестве примера рассмотрена схема оборудования рабочих мест при потоке в группе радиоэлектронного оборудования (рис. 3.10).

Как видно из схемы, рабочие места обеспечивают воз­можность перемещения оборудования по потоку. Снятое оборудование поступает на стеллаж для снятой аппара­туры, который находится в помещении группы. Далее оно поступает на рабочие места для проверки технических параметров, а затем на специальный стеллаж готовой аппаратура, откуда забирается монтажниками и уста­навливается на самолет.

Для групп ремонта выделены отдельные рабочие места, оборудованные эксплуатационно-ремонтными пуль­тами и снабженные необходимой контрольно-измеритель*

Рис. 3.9. Маршрутная карточка специалиста по РЭО

ной аппаратурой. Расположение рабочих мест для ре* монта агрегатов рядом с рабочими местами для их про­верки сокращает дополнительные затраты времени на передачу оборудования в ремонт и его получение из ре­монта.

Широкое внедрение инструментальных методов тре­бует укомплектования рабочих мест различными приспо­соблениями и измерительным инструментом. Например, определение износа коллектора инструментальным мето­дом означает оборудование рабочего места преобразова­телей умформеров и двигателей поверочной плитой, стойкой и индикаторами.

При оснащении рабочих мест необходимо стремился к использованию типового оборудования.

При переходе на поточный метод выполнения регла­ментных работ в группе РЭО следует исходить из усло­вий эксплуатирующего подразделения. Если подразделе­ние укомплектовано самолетами, имеющими радиолока-

Рис. 3.10. Схема оборудования рабочих мест в группе радиоэлектрон­ного оборудования

ционные приборы, то основное внимание должно быть уделено созданию ремонтных групп. Для подразделений, имеющих большой налет, основное внимание должно быть уделено специализации механиков по отдельным узлам и системам. Предположим, что группа состоит из девяти человек, выполняющих работы по единому регламенту. Целесообразно разделить ее на две под­группы: семь человек поставить на выполнение регла­ментных работ и два человека на ремонт аппаратуры.

Исполнителей, занятых выполнением регламентных работ, целесообразно специализировать по следующим видам оборудования:

— антенно-фидерные устройства и кабели;

— монтаж и демонтаж;

— радиооборудование;

— радиотехническое оборудование;

— преобразователи, умформеры и двигатели. Примерная схема организации выполнения работ

личным составом группы показана на рис. 3.11.

Как видно из схемы, неисправная аппаратура из авиа­ционной ремонтной мастерской поступает только в груп­пу ремонта. Радиооборудование, снятое с самолета, на

Рис. 3.11. Примерная схема организации поточного метода выполне-
ния регламентных работ в группе РЭО

котором выполняются регламентные работы, и не под­дающееся регулировкам, передается также в группу ремонта. Если группа ремонта не в состоянии восстано­вить радиооборудование за время, отводимое для его проверки, оно заменяется исправным из оборотного фонда.

На рис. 3.11 стрелками показано движение радиообо­рудования при потоке, начиная с момента демонтажа и кончая его монтажом.

В группе авиационного оборудования имеются спе­циалисты следующих профилей:

— авиаприборного оборудования;

— электронной автоматики и автопилотов;

— кислородного оборудования;

— электрооборудования.

Наличие всех или части из этих специалистов зависит от типа авиационной техники. В соответствии с этим в группе должно быть организовано три потока.

Переход на поточный метод в группе авиационного оборудования требует обучения некоторых специалистов сложным специальностям. Механик по приборному обо­рудованию, работающий в кабине, должен овладеть в объеме монтажных, демонтажных работ и проверки ра­ботоспособности специальностями электрика и кислород­чика. Поэтому при переходе на поточный метод выпол­нения регламентных работ в группе авиационного обору­дования основное внимание должно быть обращено на овладение специалистами, работающими непосредствен­но на самолете, смежными специальностями.

Особенностью потока в этой группе является необхо­димость выделения в группе ремонта не менее двух спе­циалистов. Один из них должен специализироваться по приборному оборудованию, другой — по электрооборудо­ванию.

И, наконец, на самолетах со значительным налетом желательно одного из механиков специализировать по электрической сети самолета. Возможная схема орга­низации потока в группе авиационного оборудования по­казана на рис. 3.12.

Контроль за ходом выполнения регламентных работ.

Работа по цикловому графику потребовала координации всех работ из такого пункта, где бы регистрировался ход работ и координировались действия специалистов всех групп. Появилась острая необходимость ведения связи между рабочими объектами, чтобы исключить или хотя бы значительно сократить непроизводительные хож­дения механиков и начальников по рабочей площадке авиационной мастерской. Таким пунктом может быть диспетчерский пункт, в котором должны находиться графики выполнения регламентных работ и селекторная связь со всеми группами и исполнителями на самолетах.

Каждый механик, выполнив работу по очередному пункту регламента, может доложить со своего рабочего места по селектору диспетчеру об окончании работы и затем продолжать выполнение работ по следующему, за­планированному ему пункту регламента. Диспетчер на

графике делает отметку о выполй^нии данного пункта регламента.

Механики на своих узлах должны выполнять только регламентные работы и устранять мелкие неисправно­сти. В случае серьезной неисправности в агрегате, когда требуется его ремонт, механик должен сдать данный аг-

Работы по ремонту

злектро-и прибор­ного оборудования (гчеловека)

•Т*ЛДО/ IfllTtUftL

фонд

в подразделение

регат ремонтникам своей группы, а для установки на самолет получить исправный агрегат.

В случае если какой-либо пункт регламента выпол­нен досрочно и это может ускорить весь ход регламент­ных работ, диспетчер также должен немедленно принять меры. Например, если специалисты одной группы на 15—20 мин раньше срока закончили работу в кабине, о чем доложили диспетчеру, то он в свою очередь немедлен­но обязан сообщить об этом в ту группу, которая должна следующей занять кабину. Это значительно сокращает общее время на выполнение регламентных работ.

Такой метод учета и контроля за ходом выполнения регламентных работ исключает случаи невыполнения от­дельных пунктов регламента.

Поточный метод выполнения регламентных работ яв­ляется прогрессивной формой организации труда в авиа­ционной ремонтной мастерской. Внедрение потока сокра­щает сроки пребывания самолетов на регламенте и обеспечивает высокое качество выполняемых работ,

f > і ‘і

Глава 4