Проверка статической балансировки лопастей
Как уже указывалось, в процессе эксплуатации вертолетов под действием различных атмосферных факторов происходит набухание древесины и нарушение распределения масс по длине и поперечному сечению лопастей (смешанной и деревянной конструкций), что нарушает балансировку не* сущего винта.
В целях предупреждения случаев разбалансировки несущего винта в полете регламентом их технического обслу-
Рис. 20. Приспособление для проверки продольной балансировки лопастей |
живания ранее предусматривалась периодическая (не менее одного раза в год) проверка их продольной и поперечной статической уравновешенности. В случае выхода из пределов технических условий продольной статической уравновешенности предполагалось проведение уравновешивания лопастей. Лопасти с нарушенной поперечной статической уравновешенностью от эксплуатации отстранялись ввиду невозможности устранения этого дефекта. В настоящее время на основании опыта эксплуатации эти положения из регламента исключены.
Балансировка лопастей производится сейчас только после их ремонта и в случае выявления характерного покачивания вертолета в полете с частотой оборотов несущего винта.
Для проверки продольной статической балансировки лопасти снимаются с вертолета и устанавливаются в специальные приспособления. Приспособление (рис. 20) состоит из втулки с ножевой опорой, надевающейся на комле — вую часть лонжерона, подставки под лопасть и весов. Каждая лопасть устанавливается на весы, как показано на рис. 20, и взвешивается три раза. Учитывается средний результат взвешиваний. Допускаемая разница в весе указывается в документации комплекта лопастей (например, для несущих винтов вертолетов Ми-4 допускается разница в весе 34 г между лопастями № 1 и 2 и 3 г—между лопастями № 2 и 4). Если разница в весе превышает установленные допуски, то следует произвести уравновешивание лопастей, для чего соответственно увеличить или
Рис. 21. Приспособление для проверки поперечной балансировки лопастей |
уменьшить балансировочный груз, закладываемый в каждую лопасть (на вертолетах Ми-4 такие грузы размещены у нервюры № 57).
Поперечная балансировка лопасти проверяется при помощи приспособления (рис. 21), представляющего собой двуплечий рычаг, на один конец которого кладется проверяемая лопасть, а на другой подвешивается груз определенного веса. Так проверяются все лопасти из комплекта. Если поперечная балансировка какой-либо лопасти нарушилась (центр тяжести переместился по хорде), указатель на шкале зафиксирует это.
Лопасти, у которых поперечная балансировка не находится в пределах установленных допусков, к дальнейшей эксплуатации не допускаются.
В заключение следует указать, что практика эксплуатации постоянно способствует расширению этих допусков, которые обычно устанавливаются конструкторами до получения опыта эксплуатации очень жестко.