Проверка статической балансировки лопастей

Как уже указывалось, в процессе эксплуатации вертоле­тов под действием различных атмосферных факторов проис­ходит набухание древесины и нарушение распределения масс по длине и поперечному сечению лопастей (смешанной и деревянной конструкций), что нарушает балансировку не* сущего винта.

В целях предупреждения случаев разбалансировки не­сущего винта в полете регламентом их технического обслу-

Проверка статической балансировки лопастей

Рис. 20. Приспособление для проверки продольной балансиров­ки лопастей

живания ранее предусматривалась периодическая (не ме­нее одного раза в год) проверка их продольной и попереч­ной статической уравновешенности. В случае выхода из пре­делов технических условий продольной статической уравно­вешенности предполагалось проведение уравновешивания лопастей. Лопасти с нарушенной поперечной статической уравновешенностью от эксплуатации отстранялись ввиду невозможности устранения этого дефекта. В настоящее вре­мя на основании опыта эксплуатации эти положения из рег­ламента исключены.

Балансировка лопастей производится сейчас только после их ремонта и в случае выявления характерного пока­чивания вертолета в полете с частотой оборотов несущего винта.

Для проверки продольной статической балансировки ло­пасти снимаются с вертолета и устанавливаются в спе­циальные приспособления. Приспособление (рис. 20) со­стоит из втулки с ножевой опорой, надевающейся на комле — вую часть лонжерона, подставки под лопасть и весов. Каж­дая лопасть устанавливается на весы, как показано на рис. 20, и взвешивается три раза. Учитывается средний ре­зультат взвешиваний. Допускаемая разница в весе указы­вается в документации комплекта лопастей (например, для несущих винтов вертолетов Ми-4 допускается разница в весе 34 г между лопастями № 1 и 2 и 3 г—между лопастями № 2 и 4). Если разница в весе превышает установленные допуски, то следует произвести уравновеши­вание лопастей, для чего соответственно увеличить или

Проверка статической балансировки лопастей

Рис. 21. Приспособление для проверки поперечной балансировки ло­пастей

уменьшить балансировочный груз, закладываемый в каж­дую лопасть (на вертолетах Ми-4 такие грузы размещены у нервюры № 57).

Поперечная балансировка лопасти проверяется при по­мощи приспособления (рис. 21), представляющего собой двуплечий рычаг, на один конец которого кладется прове­ряемая лопасть, а на другой подвешивается груз определен­ного веса. Так проверяются все лопасти из комплекта. Если поперечная балансировка какой-либо лопасти нарушилась (центр тяжести переместился по хорде), указатель на шка­ле зафиксирует это.

Лопасти, у которых поперечная балансировка не нахо­дится в пределах установленных допусков, к дальнейшей эксплуатации не допускаются.

В заключение следует указать, что практика эксплуата­ции постоянно способствует расширению этих допусков, ко­торые обычно устанавливаются конструкторами до полу­чения опыта эксплуатации очень жестко.