МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПОЛЕТА ВЕРТОЛЕТА
2.1. УРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ. СИЛЫ И МОМЕНТЫ,
ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ВЕРТОЛЕТ
Движение вертолета моделируется в связанной системе координат OXYZ. Положение этой системы и полусвязанной системы координат несущего винта 0HXHYHZH, в осях которой определяются силы и моменты несущего винта, показано на рис. 2.1. При полете вертолета без скольжения оно характеризуется центровкой вертолета: продольной хт, вертикальной ут и поперечной zT (величины положительные, когда центр масс расположен соответственно впереди, ниже и слева относительно начала системы координат Он). При полете вертолета со скольжением связанная система координат повернута относительно полусвязанной на угол /Зн
0„ = + arctg (Vz + v*H + соухт + o>xyT)l(Vx + v*H —
— <ozyT — cOj, zT). (2.1)
В (2.1) и в формулах, приведенных ниже, верхний знак перед параметром относится к винту левого вращения, а нижний — правого вращения.
Углом атаки несущего винта ан называют угол, образуемый вектором воздушной скорости несущего винта VH и его проекцией на плос
Рис. 2.1. Связанная система координат вертолета и полусвязан — иая система координат несущего винта:
1 — ось несущего винта; 2 — плоскость вращения несущего винта; 3 — СГФ
Для одновинтовых вертолетов с крылом можно принимать
уХн = + vh
— vx cos Рн +
+ Vz sin PH ;
PH = + arctg Vz/Vx.
Гун = Vy + vkhp ;
(2.7)
Система уравнений пространственного движения вертолета. Уравнения, описывающие движение вертолета как твердого тела, а также уравнение равновесия моментов относительно оси несущего винта имеют вид
m(Vx + сoyVz — coz Vy) = Rx — Gsinfl;
m(Vy + wzVx — (*}XV2) = Ry — G cos# cos7; (2.8)
m(Vz + tJxVy — oiyVx) = Rz + Gcostfsin-y;
(/* — + ^r — Vx + h — ‘*)"*"* ~
ly Iy
(/ /2 I
4Гу — lz + = Mx + 6WBB);
h
/2 /
(/,———- ^-)ы,————- ^ (/x + /, — 1,)ЫуЫг — (2.9)
Jx fx
/2 /
— (/z — Ix — y—) coz = My + Mx — £МДВ;
‘x 1x
/z OJz — (/x — Iy) шх Ыу — ІХу(ьіу — ых) — Mz.
IW^>H = — Мк. (2.10)
В более общем виде уравнения движения вертолета, а также их вывод можно найти в [14].
Вследствие малости величин, а также для сокращения вычислительных средств при создании пилотажного стенда допускается в уравнениях
(2.9) не учитывать слагаемые, содержащие произведения и квадраты угловых скоростей. Тогда уравнения движения вертолета вокруг центра масс приобретут вид
ґхйх = мх + (му — |мдв) /xylJy;
JУ — Му — £^/дв + Мх Jxy/Jx ; Jz ojz = Мг;
где J х = Jх — JXy/Jy ; Jу — Jу — Jxy/Jx.
В уравнения движения центра масс вертолета (2.8) входят составляющие силы тяжести вертолета G = mg. Углы &,у и *, определяющие ориентацию осей системы координат в нормальной системе координат, находятся в результате интегрирования уравнений
t> = со. cos 7 + C0y sin 7 ; у = — * sin д ;
(2.11)
* = (w^cos7 — и>2 sin 7)/ cos б.
Отметим, что углы тангажа и крена вертолета, измеряемые относительно кабины вертолета, находятся как
= * + егф ; 7ф = 7 + ехф , (2.12)
где €гф — конструктивный угол установки фюзеляжа относительно плоскости несущего винта; еХф — угол поворота кабины вертолета вокруг продольной оси ОХ связанной системы координат вертолета (так иногда делается на некоторых одновинтовых вертолетах для уменьшения крена фюзеляжа или кабины летчика при взлете и посадке).
Движение центра масс вертолета в нормальной земной системе координат определяется из интегрирования уравнений
Vygi L=Vxg — 2= Vzg. (2.13)
Зависимость между проекциями вектора скорости вертолета в нормальной и связанной системах координат следующая:
Vyg = Vy sin і? + (Vy cos7 — Vz sin7)cost?;
VXg ~ ^xgo cos* + Vzg0 sin*; (2-14)
^Zg = ^ZgO C0S ^ " ^XgO sin * 1
где Vxg0 и Vzso — проекции вектора скорости вертолета в нормальной системе координат при полете с ф = 0:
Уxgo ~ Ух cos ^ — У у sin # cos у + Vz sin 7 sin $ ;
Уzgo = уz COS у + Vy sin 7.
Результирующие аэродинамическая сила и момент, действующие на вертолет, и их составляющие. Схема сил и моментов, действующих на одновинтовой вертолет по осям связанной системы координат, показана на рис. 2.2. Результирующая сила R и момент М образуются силами несущего и рулевого винтов, а также планера:
Rx = Х*Цтар + 1) + Лр. в — Хап ;
Ry = Т/(тнр + 1) — Zp B + уш ;
Rz = Z*l(THp + 1) + Ур в + Zan ;
Мх = Мїт (тнР + О + Мхрв + ^11Л — ^ур. в + ^упл ’
Мг = М*т (Г„р + 1) + мгр в + Mznn.
Выражения (2.15) и (2.16) содержат силы и моменты несущего винта в осях связанной системы координат. Чтобы их найти, воспользуемся характеристиками, найденными в полусвязанной системе координат при 5в = $к = О (см — Разд- 1.1). При 6В ф 0 и 5К^0 и при полете вертолета со скольжением
X* = — Н’ cos/3H — S’ sin /їн + T(Dt 5В ± 026к); Z* = +(S’cos0H — Н’ sin(3H) — T(Dy 6к + D26B); Л/гт — — Тхт — + МZH cos + MXH sin/JH
Если используемые в выражениях силы и моменты реализуются в математической модели в размерном виде при плотности воздуха, равной ро, то изменение р учитывается умножением сил и моментов (кроме первых слагаемых в квадратных скобках) на отношение р/р0 •
Необходимые для определения аэродинамических характеристик составляющие воздушной и угловой скоростей несущего винта по осям полусвязанной системы координат находятся по формулам
(2.18)
^ W* COS0H + coz sin j3„.
Обычно рулевой винт устанавливается так, что его ось направлена параллельно оси связанной системы координат вертолета. В этом случае в выражениях (2.15) можно принять: Ур в = + Гр в ; ЙГр в = Zp в — 0. Тяга рулевого винта определяется в зависимости от угла установки лопастей 5р в, а также составляющих воздушной и угловой скоростей:
^хр. в ^ р. в Vx + [ Vу шг(лр. в + »
Fyp. B = +(V2 + b>y(xp. B + xT) + cox(yT — Ур. в) + v
cozpB = ± (oncost* + cousin a);
— +(cox coso — coy sin a),
где kp B — коэффициент торможения потока у рулевого винта; Vs — нормальная составляющая скорости, индуцируемой у рулевого винта другими элементами вертолета. Моменты рыскания и крена рулевого винта относительно центра масс вертолета находятся из выражения
Му р. в — + ^р. в (*р. в -*т) "^^р. в^р. в »
(2.20)
^хр. в — + ^р. в Оч — ^р. в)»
где хрл, ур в — координаты оси вала рулевого винта в осях полу связанной системы координат несущего винта. Момент тангажа на установившихся режимах приближенно может быть принят равным [ 5 ]
мгр. в = (0,02 … 0,03)МК. (2.21)
Как отмечалось выше (см. разд. 1.1), в математических моделях вертолета, предназначенных для пилотажных стендов, используются заранее вычисленные аэродинамические характеристики несущего и рулевого винтов. Это установившиеся мгновенные значения сил и моментов, которым соответствуют различные сочетания параметров движения и положения органов управления. Динамика несущего винта при таком методе моделирования может быть учтена только приближенно. Это допустимо (см. разд. 1.3), так как при действии на несущий винт возмущений, например при мгновенном отклонении органов управления, маховое движение лопастей устанавливается существенно быстрее, чем динамические процессы полета вертолета. В выражениях (2.15) … (2.16) динамика несущего винта описывается апериодическими звеньями 1/(тнр + 1). Здесь р — переменная в преобразовании Лапласа — Карсона; гн — постоянная времени. Значение тн находится из условия, что маховое движение лопастей, а также силы и моменты устанавливаются приблизительно за время одного оборота несущего винта, т. е. тн = 0,33 ’27г/оэн. Рекомендации по приближенному описанию динамики несущего винта передаточными функциями более высокого порядка можно найти в работе [14]. Динамика рулевого винта при моделировании движения вертолета может не учитываться вследствие большой его частоты вращения («р. в = 4.-8 Пн).