О компенсации запаздываний, вносимых фильтрами
Введение фильтров для подавления помех в сигналах отклонения самолета от заданной траектории и производных отклонения приводит к запаздыванию самих сигналов. Это может серьезно сказаться на динамике системы самолет — БСАУ. Рассмотрим, каковы последствия введения фильтров. Для упрощения задачи нс будем учитывать влияния изменения дальности L(t). Пусть имеется система (рис. 3.42) с законом управления
отличающимся от закона (3.76) наличием двух фильтров. Передаточная функция
значительно сложнее передаточной функции (3.79). Уравнение собственного движения самолета имеет четвертый порядок;
p4z — f ахргг +- a2p2z + a3pz — f — а4 = 0.
Коэффициенты определяются такой системой уравнений:
Для обеспечения устойчивости движения и получения требуемого качества переходных процессов необходимо компенсировать запаздывание сигналов г и z на фильтрах, что достигается путем подачи на фильтр некоторого дополнительного сигнала. Познакомимся с этим
U+Ufx tW* |
методом компенсации запаздывания на следующем простом примере.
Допустим, что на фильтр ^ ^ — подается сигнал U, засоренный помехой Uf. Тогда на выходе фильтра имеется суммарный
сигнал —— — — U А—— —— Uf. Запаздывание полезного сигнала
Т р -r 1 Т р
U отсутствует, если на вход фильтра подается еще один сигнал, который образует на выходе сигнал ^ ^ ^’ Для этого на ВХ°Д
фильтра нужно подать сигнал TpU. Таким образом, для компенсации запаздывания на вход фильтра необходимо дополнительно подать сигнал производной от основного сигнала, конечно, не содержащего сигнала помехи. Порция сигнала производной должна быть равна постоянной времени фильтра. В этом случае на выходе фильтра выделяется полезный сигнал и подавленная помеха (рис. 3.43).
Само собой разумеется, сигнал производной, используемый для компенсации запаздывания, не может быть получен путем дифференцирования основного сигнала, содержащего помехи, поскольку при этом уровень помех возрастает. Следовательно, для целей компенсации запаздывания необходимо использовать другой датчик сигнала производной, который не содержит помех или же его помехи— другого частотного спектра. Заметим, что фильтры, на которые подаются не только основной сигнал, но и сигналы производных от него, иногда называют операционными сглаживаю — щ и м и фильтрами.
Из сказанного следует, что для компенсации запаздывания сигнала z на фильтре необходимо подать на его вход допол-
Тр — Ь 1
нптельный сигнал Tpz. Для компенсации запаздывания сигнала производной рг на фильтре ^ нео^ходимо подать сигнал
——-(izPZ + с*pz+c^p2z^] • (Злої)
|
с -=ігТ{Г2 izr2.
Если полагать, что в компенсирующих сигналах производных помеха отсутствует, то с учетом помехи в основном сигнале закон управления (3.101) принимает вид:
———- (/; DZ + C — DZ—
7г/>+ 1 2 2
izPzf
Порции с-у с’у cl компенсирующих сигналов выбраны такими,
что правые части уравнений (3.76 и 3.101) равны и, следовательно, уравнение системы, несмотря на наличие в ней фильтров, сохранило второй порядок.
Сравнивая между собой уравнения (3.100 и 3.101), мы видим, что для компенсации запаздывания необходимо выполнить два условия.
Во-первых, нужно увеличить сигнал производной от отклонения. Это легко достигается путем введения увеличенного передаточного отношения по сигналу скорости:
Во-вторых, необходимо сформировать сигналы, пропорциональные вторым производным от отклонения. Как уже указывалось, получить такие сигналы путем дифференцирования сигналов отклонения нельзя из-за помех, для борьбы с которыми как раз и устанавливают фильтры. Обычно в качестве сигналов второй производной эт отклонения используются либо сигналы крена, либо сигналы :корости рысканья (рф).
В этих сигналах также возможны помехи. Однако частота последних обычно значительно ниже, чем частота помех в сигналах этклонений от траектории. Для отделения полезного сигнала от низкочастотных помех могут быть использованы фильтры высоких частот.
В общем случае для построения систем с операционными фильтрами необходимы по меньшей мере два источника информации. При этом спектры возможных помех от каждого из источников должны лежать в разных частотных диапазонах.
На рис. 3.44 показана схема одного из возможных вариантов :истемы с компенсацией запаздывания, вносимых фильтрами. В
Рис. 3.44. К компенсации запаздывания на фильтрах |
системах, реализующих законы управления типа (3.81 и 3.82) с фильтрами, компенсация запаздываний оказывается возможной только на одной, обычно оптимальной дальности. На других дальностях L(t) компенсация нарушается. При использовании фильтров с большими постоянными времени на дальностях, значительно отличающихся от оптимальной, характеристики устойчивости движения систем самолет — БСАУ могут стать неудовлетворительными. В системы с одним фильтром, постоянная времени которого не превышает 1,0—1,5 сек, часто вообще не вводят компенсирующих сигналов.
В цепях прохождения управляющих сигналов имеются элементы, также являющиеся фильтрами. Это — различные блоки связи, следящие системы и т. п. Их постоянные времени обычно малы (от 0,5 сек и менее).
В компенсации запаздывания, вносимого этими элементами, нет необходимости.