ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ РУЛЕВЫХ ВИНТОВ. С ДЕРЕВЯННЫМИ ЛОПАСТЯМИ И РЕЗЬБОВЫМ. НАКОНЕЧНИКОМ

Опыт эксплуатации вертолетов показал, что возмож­ными неисправностями рулевых винтов могут быть сле­дующие.

1. Самопроизвольный разворот одной из лопастей в резьбовой заделке. Это приводит к увеличению или умень­шению угла установки лопасти, а следовательно, к наруше­нию соконусности винта. Результирующая тяга винта в этом случае будет проходить не по направлению оси вращения винта, а на некотором удалении от нее (рис. 35), что вызо­вет тряску винта и хвостовой балки вертолета с частотой вращения рулевого винта. Тряска распространяется на всю конструкцию вертолета.

Причинами появления данной неисправности могут быть;

•— разрушение или вытяжка хомута крепления лопасти в стакане втулки из-за чрезмерной перезатяжки (рис 36);

— слабая затяжка гайки или вытяжка стяжного болта из-за чрезмерно большого усилия затяжки гайки;

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ РУЛЕВЫХ ВИНТОВ. С ДЕРЕВЯННЫМИ ЛОПАСТЯМИ И РЕЗЬБОВЫМ. НАКОНЕЧНИКОМ

Рис. 35. Направление результирующей тяги ру­левого винта при самопроизвольном развороте одной из лопастей рулевого винта

— неполная расконсервация резьбы стакана втулки или резьбы комля лопасти при установке винта на вертолет;

— попадание смазки, вытекающей из уплотнений втул­

Подпись:ки, на детали сочленения лої Для предупреждения этой неисправности следует про­изводить тщательную рас­консервацию рулевого вин­та, особенно резьбовых со­членений лопастей, перед по­становкой его на верто­лет; при осмотрах винта нужно убедиться в отсут­ствии трещин и деформации хомута, а при установке винта на вертолет и выпол­нении регламентных работ

точно выполнять требование по тарированной затяжке гаек стяжного болта хомута крепления лопасти; промывку втулки и лопастей выполнять при таком положении винта, при котором исключается попадание растворенной в бен­зине смазки на детали сочленения.

2. Ослабление крепления втулки рулевого винта на фланце хвостового редуктора. Причинами этой неисправно­сти могут быть:

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ РУЛЕВЫХ ВИНТОВ. С ДЕРЕВЯННЫМИ ЛОПАСТЯМИ И РЕЗЬБОВЫМ. НАКОНЕЧНИКОМ

Рис. 37. Выработка беговых дорожек упорных подшипников стаканов втулки хвостового винта:

7 — стакан; 2 — серьга

— отворачивание гайки из-за некачественной ее конт­ровки;

— вытяжка или выворачивание шпилек;

— неплотная посадка шлицев вследствие несовпадения шлицевых секторов на фланцах по окружности;

— слабая затяжка гаек при установке втулки винта на хвостовой редуктор или недостаточная их затяжка при вы­полнении регламентных работ.

Предупредить появление этой неисправности можно точным выполнением требований инструкций по установке втулки винта на хвостовой редуктор и качественным осмо­тром винта при проведении предполетной и послеполетной подготовок.

3. Выработка беговых дорожек упорных подшипников стаканов втулки винта (рис. 37). В данном случае шарики подшипников создают лунки в обойме, вывести из которых

их в полете очень трудно. Для этого требуется приложить большие усилия к ножному управлению.

Признаком появления неисправности является заеда­ние педалей ножного управления.

Неисправность можно обнаружить при работе педалями ножного управления на земле или в полете.

4. Подпись:Подпись:ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ РУЛЕВЫХ ВИНТОВ. С ДЕРЕВЯННЫМИ ЛОПАСТЯМИ И РЕЗЬБОВЫМ. НАКОНЕЧНИКОМОслабление затяж­ки болтов крепления пера деревянной лопасти к на­конечнику (рис. 38).

Признаком неисправ­ности является свободное проворачивание гаек при приложении момента меньшей величины, чем он был при тарированной затяжке.

Неисправность может появиться из-за усадки деревянных лопастей под влиянием высокой тем­пературы, вытяжки бол­тов вследствие чрезмерно сильной затяжки гаек и из-за недостаточной за­тяжки гаек.

Появление этой неисправности может вызвать свобод­ное перемещение деревянной части лопасти в металличе­ском наконечнике и последующее разрушение рулевого винта.

5. Недостаточность ножного управления при даче пра­вой ноги, особенно при полете с правым боковым ветром, из-за неправильной регулировки рулевого винта (углы установки лопастей на большом шаге меньше, чем указа­но в инструкции).

Наиболее характерными дефектами деревянных лопа­стей рулевых винтов вертолетов могут быть:

1) отставание окраски от шпаклевки по поверхности лопасти, трещины лакокрасочного покрытия по границам оковки и границам других металлических частей;

2) выкрашивание твердопленочного покрытия вследст­вие попадания в лопасть твердых предметов при работе винта, а также местное фтетавание твердопленочного
покрытия с полотном от древесины при отсутствии порчи древесины (отсутствие синевы и желтых пятен);

— пробоины и вмятины оковки, продольные и попереч­ные трещины отдельных секций оковки, срыв отдельных секций оковки, срывы головок заклепок, выкрашивание припоя в опайке головок заклепок.

Дефекты древесины лопасти допускаются только на сходящей (задней) кромке. Ремонт древесины на передней кромке не разрешается.

В зависимости от величины и характера повреждений лопасти могут быть отремонтированы в полевых условиях без съемки или со съемкой винта с вертолета или же в ре­монтных предприятиях. В полевых условиях могут быть восстановлены лакокрасочные покрытия, а также устране­ны незначительные повреждения твердопленочного покры­тия и оковок лопастей.

После ремонта лакокрасочного или твердопленочного покрытия геометрические размеры лопасти не проверя­ются. Статическая балансировка винта проверяется во всех случаях, когда при ремонте мог измениться вес лопастей.