ФОРМООБРАЗОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ ИЗ ТРУБ

В конструкции широкофюзеляжных самолетов применены тру­бопроводы из алюминиевых и титановых сплавов и стали диамет­ром от 6 до 150 мм, а в отдельных случаях свыше 200 мм.

Основной технологической схемой формообразования труб явля­ется гибка-намотка с применением внутренних гибких вкладышей — оправок. Для гибки труб диаметром до 50 мм обычно используют станки с программным управлением, работающие в полуавтомати­ческом режиме (рис. 3.24). Трубы диаметром от 100 до 250 мм из­гибают на станках с ручным управлением. Имеются модели стан­ков для гибки труб с подогревом. Фирма «Пинес» выпускает тру­богибочные станки с автоматической корректировкой угла гиба с учетом отпруживания при снятии нагрузки (рис. 3.25). При гибке труб для эффективного регулирования величины деформации в зо­нах растяжения или сжатия трубы применяют локальную смазку трубы и технологической оснастки, а также введение в определен­ных зонах поверхности грубы и оснастки абразивного материала.

гт ■" і

Рис. 3.24. Трубогибочиый станок модели NC-2 фирмы «Пинес» с программным управлением. Максимальный диаметр изгибаемых труб 51 мм

Рис. 3.25. Трубогибочный станок модели А-4 фирмы «Пинес» с автоматической компенсацией пружииеиия трубы

Производительность при изгибе труб в различных плоскостях на станках с программным управлением составляет около 5 гибов в минуту; смена программы на станке занимает не более 10— 15 мин. Программа составляется с помощью ЭВМ, в память кото­рой заложены сведения по оптимальным режимам гибки и последо­вательности операций. Жесткость конструкции трубогибочных стан­ков, высокая точность изготовления ответственных узлов этих стан-

Рис. 3. 27. Гибкие вкладыши-оправки с быстросменными шаровы­ми элементами

Рис. 3. 28. Гибка труб на специализированном прессе

ков, хорошее качество систем программного управления и оснастки обеспечивают высокую точность изгиба.

Применяемая при гибке-намотке оснастка состоит из намоточ ного шаблона — оправки, разглаживающего башмака, зажим внутреннего вкладыша (рис. 3.26). Внутренний вкладыш обычн выполнен в виде многозвенной гибкой оправки. Применение раз глаживающего башмака и внутренней оправки позволяет устранит гофрообразование при изгибе. Конструкция внутренней гибкой мно гозвенной оправки, применяемой при изгибе труб на станках фир мы «Пинес», в последнее время неоднократно усовершенствовалась Соединение отдельных ее звеньев осуществляется по типу «шар ■ гнездо» (рис. 3.27), что позволяет: легко снимать и добавляв звенья; сохранять гибкость оправки. при изгибе с малыми радиуса­ми; обеспечивать высокую прочность и стойкость.

Для изгиба труб диаметром от 30 до 65 мм при числе гибов не более двух, преимущественно в одной плоскости, применяют спе­циализированные прессы с производительностью до 2000 гибов в, час (рис. 3.28).

3.4. ЛИТЬЕ

Максимальная длина деталей для широкофюзеляжиы’Х самоле­тов, получаемых литьем из стали и титановых сплавов, составляет

1,5 м, из цветных сплавов — 3,0 м. Масса отливаемых деталей ко­леблется от. нескольких граммов до 300—400 кг.

Для производства деталей из сталей и жаропрочных сплавов применяют в основном литье по выплавляемым моделям и литье в керамические формы («Шоу—процесс»).

Выоо’Конапруженные детали планера изготавливают из стали, с пределом прочности более 200 кпс/мм2. Так, сплав марки 870 име­ет следующие характеристики:

ов=220 кгс/мм2; es=161 кгс/мм2;

8=4,5%.

П|ри литье деталей планера из летких сплавов применяют литье в землю и кокиль, а также литье под давлением, по выплавляемым моделям и в гипсовые формы.

Фирмы США широко используют сплав К0-1, который облада­ет высокой ударной вязкостью при относительно высоких прочност­ных характеристиках. Химический состав сплава К0-1 следующий (в %):

А1 — основа, 4,8 — Си, 0,3 — Мп, 0,18 — Mg, 0,4 — Zn, 0,27 — Ті, 0,64 — Ag. Механические свойства сплава КО-1 из вырезанных об­разцов: ап=35,2 кгс/мм2, as=28 кгс/м, м2, 6=3%.

Фирма «Макдониелл—Дуглас» .применяет. сплав К0-1 в самоле­тостроении для изготовления дверных кронштейнов и корпуса упор­ного подшипника для горизонтального стабилизатора диаметром. 254 мм и высотой 178 мм.

В настоящее время сплав,

КО-1 используется для литья деталей крыльчаток, рам, ко­робок. патрубков по выплав­ляемым моделям и в постоян­ные формы.

Фирма «Стерлинг металз» для самолетов фирмы «Боинг» изготовляет отливки законцо — вок крыла с толщиной стенки 0,76 мм и площадью до 2500 см2 (рис. 3.29).

В широкофюзеляжных са­молетах значительно возрос удельный вес деталей из ти­тановых. сплавов, полученных литьем, горячей и листовой штам­повкой. Титановые заготовки каркасного и панельного типа пос­тавляет в основном фирма «Миско», получая их литьем в набив­ные графитовые формы по выплавляемым моделям. Благодаря разработанному фирмой «Моно-граф-процессу» поставляемые ти­тановые отливки отличаются повышенной точностью.