И ВЛИЯНИЕ ’’ЗЕМНОЙ ПОДУШКИ”

При малых скоростях полета аэродинамические характеристики не­сущего винта должны моделироваться с учетом режима ’’вихревого коль­ца”, а при малых высотах еще и с учетом влияния ’’земной подушки”.

Моделирование ’’вихревого кольца” производится корректировкой при постоянных углах установки 5’0 = const зависимости тяги несущего винта Т (коэффициента тяги tH) от скорости V’yn. При этом в мощность несущего винта, определяемую по формулам, приведенным в разд. 2.3.1, поправки не вносятся. Для корректировки Г используются зависимости типа показанных на рис. 2.17, а, полученные с учетом и без учета (пунк­тирные линии) ’’вихревого кольца”. Далее находят разность ATBllxp (рис. 2.17, б). Таким образом, для определения тяги несущего винта необ­ходимо к ее значениям, полученным по формуле (2.30), добавить вели­чину А 7^^ , которая находится из произведения двух функций:

Д7;ихр = bTBKXp{V;H,5’o, VXH = о )f{VXH). (2.59)

И ВЛИЯНИЕ ’’ЗЕМНОЙ ПОДУШКИ”

Рис. 2.17- Аппроксимация тяги несущего винта на режиме вихревого кольца: и — зависимость Т от VyH; 6’01 >6 ‘В1,б — к определению Д7’вихр (У хм = 0); е — за­висимость А Гвихр от Ух н

В (2.59) первый сомножитель — зависимость ДГвихр от VyH и 8’0 при Ухн = 0 (рис. 2.17, б); второй — f(VXH) учитывает влияние на ДГвихр скорости полета (рис. 2.17, в). Принято, что до VXH = 0,5 ( VXH — 20 км/ч) /( Vxh) = 1. а при VXH = 1.0 (ухн =[2] 40 км/ч) — /(Кхн) = 0.

График на рис. 2.17, б описывается аппроксимационной формулой

ДТ’вихр = С^Н = 0) = (ДГ, ЛДГ2)У0. (2.60)

Ее составляющие ДГ і (левая ветвь зависимостей на рис. 2.17, б) и ДГ2 (правая ветвь) определяются из выражений

ДГ, = Г, о + Г^к^ + Гп°[(5о — 5^ср)Л0] —

— Т12 [(бо — боср) V0];

ДГ2 ={гаК’ + Г2^о1>[(«о — б;ср)Л0] +

[(«о — 5;cp)Vo}(f;„ — к;НІ),

где Г, о и Г2К^ — соответственно величина ДГ, и производная ДГ2 по Г’ при среднем значении угла установки лопастей 6ВС_. Зависимость

* г j у ‘

ДТ’вихр от 8о нелинейна: производные Г,,0 и Г2і° ^ относятся к зна­чениям силы тяги, при которых 5о>5оср> а Г?® и г|2° ^-v — при

«і < «оср — ПРИ > куні > на основании (2.60), — ДГвихр = О.

Моделирование влияния на аэродинамические характеристики несу­щего винта ’’земной подушки” производится умножением тяги, найденной без учета этого явления, на коэффициент Язем. При этом мощ­ность несущего винта не изменяется. Коэффициент Кзем может быть пред­ставлен как произведение двух функций:

где ДАзЄМ = /(Я, VXH = 0) — зависимость Л’зем от относительного рас­стояния от втулки несущего винта до земли (Я = Я//?) при Vxn = 0. Эта функция находится расчетом [14] или из летных испытаний верто­лета на режиме висения в штиль [ 1 ]. Влияние на Азем коэффициента тяга несущего винта tH невелико, и поэтому его можно учитывать при­ближенно, приняв, что при увеличении Тн вдвое величина ДЯзем умень­шается на 20 … 25%. _

Функция f(VXH, Я) характеризует ослабление влияния "земной по­душки” с ростом^ составляющей воздушной скорости Ухн._На разных высотах влияние VXH происходит неодинаково — чем больше Я, тем коэф­фициент Азсм уменьшается заметней. Тем не менее для упрощения моде­лирования этуособенность можно не учитывать, приняв за среднюю за­висимость f(Vxн), соответствующую высоте Я = 0,5 … 0,7.