МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ РЕГУЛЯТОРА ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ НЕСУЩЕГО ВИНТА

Регулятор частоты вращения несущего винта увеличивает мощность двигателя при < Лн. ном и, наоборот, уменьшает — при > нНН0М. Закон регулирования, часто осуществляемый в двигателях без учета про­изводной «и, описывается выражением

птк — птк ном — [&ст(лн ~ ин. ном) +

+ *п(«о — «ономШТр + О — (2.79)

Так как скорость изменения режима работы двигателя ограничена в реме нем приемистости и сброса газа, поэтому это выражение должно быть дополнено условием

^тк. сбр ^ итк ^ итк. пр • (2.80)

В (2.79) приняты следующие обозначения: кст — коэффициент статизм. і регулятора; &п — коэффициент, характеризующий перенастройку регу лятора от угла установки лопастей несущего винта; г — постоянная вре­мени передаточной функции. Отметим, что фактически осуществляете»! регулирование расхода топлива GT = /(«„), но чтобы не вводить новую переменную GT, будем считать, что регулятор воздействует на лтк. Дл и пояснения физической сущности работы регулятора частоты вращении несущего винта, а также пояснения параметров и коэффициентов, входи щих в (2.79), на рис. 2.29 приведена зависимость итк от ин. Особенное! ь стабилизации частоты вращения состоит в том, что етатизм регулятор.! не проявляется, если режим работы двигателя устанавливается рычагом угла установки лопастей несущего винта, и проявляется (возникает ошиО ка регулирования Длн), если мощность несущего винта изменяется при 60 = const, т. е. когда изменяются параметры движения вертолета, напри мер угол атаки.

При моделировании статики регулятора характерными считают сле­дующие точки (см. рис. 2.29) :

а — режим висения вертолета или наборы высоты на V = 0 при номи­нальной мощности двигателя (Нр — 0,t°,С — 15°), при этом«н = «н. ном > итк — игк ном ; 50 — боном »

Ъ — режим двигателя, соответствующий работе при минимальном угле установки лопастей несущего винта 50 = 50min (работа двух дви­гателей на земле при стоянке вертолета), при этом также пн = ин ном ■ Таким образом, при 50 = const на установившемся режиме

Лтк — ИтК. НОМ кст («н — пн. ном) •

МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ РЕГУЛЯТОРА ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ НЕСУЩЕГО ВИНТА

Здесь коэффициент кст равен отношению ДИнтах/^тк max — итк. м.г)> где ДиНшах — етатизм регулятора, т. е. изменение равновесного значе­ния ин при изменении мощности двигателя от NeMr до Nemax. Если б0 > 50min, происходит перенастройка регулятора (слагаемое кп50 в формуле (2.79)) так, чтобы двигатель обеспечивал вращение винта на режимах а и b с одинаковой частотой, пи = «н ном. При N > 7Vemax час­тота вращения несущего винта уменьшается из-за дефицита мощности. Режим двигателя более низкий, чем Ъ, возможен только в полете, где при 50ппп потребная мощность несущего винта может становиться мень­шей, чем на земле. Сочетания пн и лтк, соответствующие Ne = 0, можно определить из рис. 2.26. Из него следует, что при нн = пном = 1,0 и иткшіп(^т min) мощность двигателя больше нуля. Она может стать рав­ной нулю только при пн > 1,1 «н. ном — При этом возможно, как отмеча­лось выше, в включение муфты свободного хода.

Рис. 2.29. Статическая характеристика регулятора свободной турбины:

1 — без перенастройки; 2-е перенастройкой от общего шага