ОПТИМАЛЬНОЕ ПЛАКИРОВАНИЕ СРОКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ
Рассмотрим еще одну задачу, которую можно отнести к разработке программы эксплуатации системы ЛК. Созданная и функционирующая система ЛК нуждается в периодическом плановом техническом обслуживании, которое проводится по известной технологии (например, периодические проверки). Для проведения такого обслуживания можно снять ЛК или ПУ с готовности к выполнению задач, но, кроме того, необходимо иметь подготовленный персонал и соответствующие материальные средства (запасные элементы, принадлежности, расходные материалы и т. п.). На все эти ресурсы обычно накладываются ограничения, которые усложняют планирование ТО в масштабе системы ЛК, а при большом количестве ЛА или ПУ в системе задача связана с необходимостью перебора множества возможных вариантов.
Рассмотрим постановку подобной задачи и возможности ее решения, начав с ее словесного описания и используя материалы, полученные В. Д. Топчием. Пусть задана система ЛК, имеющая структуру, представленную па рпс. 6.1. В систему входят v = 1, 2, …, I летательных комплексов, каждый из которых включает в себя v7- = = vb v2, …, vm единичных ЛК. Считаем, что в каждом v;-m ЕЛК имеется одинаковое количество (п) однотипных ПУ или ЛА.
Для рассматриваемого вида ТО задана единая для каждого ЕЛК технология, При которой В течение времени Тто из п ПУ сняты с готовности Na < п. Пусть также в эксплуатационной документации установлено плановое время тм между соседними техническими об — служиваниями ЕЛК (см. § 7.4 — 7.6).
С учетом того, что ЕЛ К и ЛК вводятся в эксплуатацию не одновременно, а также из-за ограниченности сил и средств для проведения обслуживания номинальные сроки начала технического обслуживания tLnj для каждого vrro ЕЛК не совпадают. Следовательно, в системе ЛК образуется поток заявок на данный вид обслуживания ЕЛК. Обычно за единичный срок планирования Т удобно принимать какой-то характерный отрезок времени, например месяц, год, пять лет. Чаще всего ТО планируют на один год. Таким образом, на интервале (О, Т) задан номинальный поток заявок сроками t04-. Поскольку для некоторых ЕЛК сроки могут совпадать, то в различные моменты времени t (0 <: t < Т) число NH(t, t0-,j) снятых с готовности ЛА или ПУ не одинаково. Если число снятых с готовности ПУ для vrro ЕЛК составляет A/„v;- (і, t0*j), то
I m
NB (t, /о,/) = 2 2 N„, (t, /о,/), (8.108) •
т)=1 /=1
причем каждый ЕЛК имеет Nn, j снятых с готовности ПУ в течение известного времени /уv/ + т-го). Удобно рассматривать от
носительную характеристику
N{t, t0vj) = Na(t, t^/N, (8.109)
где N — общее число ПУ в системе.
Величина N(t, /0v/), изменяющаяся в пределах от 0 до 1, определяет коэффициент готовности К по данному виду ТО, представляющий собой вероятность того, что в случайный момент времени t (0 < £ < Т) пусковая установка находится в готовности к применению. Между величинами K(t) и Na(t, fov/-) существует очевидная связь
К (t, /о*/) = 1 to.,) . (8.110)
Таким образом, описанные выше условия позволяют получить график функции Nu(t, /0*;-) для всего срока планирования Т (рис. 8.4). Функция Nu(t, t^j), по существу, является сложившимся планом
ТО с моментами начала работ /0„,- > если отступления от срока тм между соседними обслуживания — ми недопустимо. Однако имеется возможность отступать от этого срока, что позволяет несколько снизить пики заявок на обслуживание и приблизить функцию NK(t, t0vj) к среднему на интервале (0, Т) значению Мн. ср.
Значит, одним из показателей качества плана может служить
характеристика равномерности поступления ЕЛК на обслуживание.
Обозначим искомые сроки начала обслуживания vrro ЕЛК, отличающиеся от номинальных /0Ї/ , через величины. Тогда построенный по какому-либо критерию план обслуживания позволяет найти оптимальный поток заявок Nu(t, Uj) и функцию
N„(t, tJ = NH(t, tvj)/N, (8.111).
отвечающую моментам начала обслуживания Uj. В качестве показателя равномерности поступления ЕЛК на обслуживание можно принять интеграл квадрата отклонения функции Nu(t, ) от среднего значения Nu. co на интервале (О, Т):
и (*,/) = J |*. (t, tJ-NB. cp I’dt. (8.112)
о *
Характеристика L(U/) — аналог суммы квадратов отклонений и, как показывает практика, довольно чувствительна к изменению сроков начала обслуживания.
Любое изменение сроков Uj не может уменьшить средних потерь готовности Nн. ср системы и улучшить средний на интервале (О, Т) коэффициент готовности
иначе улучшение плана обслуживания приводит лишь к уменьшению пиков нагрузки.
В качестве другого важного показателя качества плана может служить характеристика, учитывающая изменение надежности ЛК в период между обслуживаниями. Вспомним, как может быть получена величина тм, определяющая интервалы времени между обслуживания — ми. На рис. 7.12 были приведены варианты оптимизации периодичности проверок ЛК. Все эти варианты возможны и при выборе периоднч-
л
ности ТО. Если срок тм = тм отвечает максимуму показателя надежности R (рис. 8.5), то любое отступление от величины тм и, следовательно, от t0vj ведет к потерям надежности.
Л
Если тм> тм, то при затягивании срока начала работ (тмі> тм, Uj > 4v/) надежность ЛК уменьшается, а при ранних сроках (тмг< тм, Uj < 4»/) надежность ЛК увеличивается.
В качестве показателя, характеризующего принятый план с точки зрения обеспечения высокой надежности ЛК, можно рассмотреть функцию
і. і т
му-у j
О I /=!
При разработке плана показатели (8.112), (8.115) желательно уменьшать, а величину (8.114) — увеличивать или уменьшать в зависимости от того, как выбрана величина тм. Если сроки tovj отвечают продолжительности между обслу-
л
живаниями тм и обеспечивают максимальную надежность ЛК, то показатель А2(А/) нужно стремиться свести к нулю. Во всех остальных вариантах его нужно увеличивать.
При постановке задачи необходимо учесть и ряд ограничений на сроки начала работ. На рис. 8.7 в качестве примера система ЛК представлена тремя ЛК, включающими в себя три, четыре и пять ЕЛК, показанных точками. Обозначим ограничения, охва-
тывающие всю систему, через функцию
где Gi(t..j) — известная функция; GlTp — заданная функция или величина.
К такому ограничению, например, можно отнести требование выполнить техническое обслуживание всех ЕЛК в течение срока T(t j 6 Т). Некоторые ограничения могут относиться к группе ЛК:
С2(*у/)е<Згтр. . (8.117)
Пример такого ограничения — невозможность проведения ТО в сезон сильных дождей, ураганов, морозов п т. н. на группе Л К, расположенных в близких климатических условиях.
Ряд существенных ограничений может быть отнесен к каждому ЛЮ
G3(*V/K<W (8.118)
Например, при общих силах и средствах для ТО единичных комплексов, входящих в один ЛК, может оказаться невозможным проведение работ одновременно на большом числе объектов. Этот вопрос был подробно рассмотрен в § 7.8. Не исключено, что окажется существенным ограничением невозможность проведения технического обслуживания одновременно на некоторых ЕЛК, входящих в различные ЛК, из-за того, что они предназначены для решения совместной задачи. Обозначим это ограничение следующим образом:
ед? КС4тр. (8.119)
Для постановки задачи оптимизации плана необходимо выбрать, в качестве критерия один, наиболее важный показатель среди Li(Uj), Lz(t4), [см. (8.112), (8.114), (8.115)1 или придать им
определенные веса и рассматривать какой-либо комплексный показатель, составленный из этих трех. Поскольку возможности отступления от номинальных сроков /(IW — начала работ обычно ограничены требованиями эксплуатационной документации, то изменения надежности из-за переноса ТО с моментов 70v/- в t4- невелики. Поэтому целесообразно в качестве критерия оптимальности принять показатель Li{Uj), характеризующий равномерность поступления заявок. Два других показателя L2(/Vy) и L3(t4) целесообразно использовать как ограничения. Опыт решения такого типа задач показывает, что может быть большое количество различных вариантов оптимального плана, среди которых имеет смысл отыскать наилучшие, использовав и показатели L2(E/), L3(/v;).
С учетом (8.112), (8.114) — (8.119) можно дать следующую математическую постановку задачи оптимизации плана технического обслуживания системы ЛК:
f [tf. (t. f4) — Л^н ср|2 dt = min;
0
Gt(t, j)€GiTp (t = 1,2, 3,4); r
tJ-RV, t04)]dt^AR-,
где А/?, Дт2 — допустимые средние на интервале (0, Т) отклонения показателей надежности и квадратов отклонений времени восстановления готовности.
Для решения задачи с успехом могут быть использованы методы и алгоритмы динамического программирования.