РЕШЕНИЕ НАВИГАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ВЫПОЛНЕНИИ ПОЛЕТА

Главе 13

ШТУРМАНСКАЯ ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ

13.1. Назначение штурманской подготовки

Штурманская подготовка к полету играет важную роль п обеспечении точности и надежности самолетонож депия. Прн этом усовершенствование бортового навигационного оборудова­ния ВС предьявляет более высокие требования подготовке к полету и вместе с тем изменяет ее объем и со­держание. Объем и содержание штур майской подготовки зависят от ха­рактера задания, типа ВС, атронани гациоиной обстановки и некоторых тругих факторов.

При выполнении визуальных поле­тов на малых высотах и на поболи шне расстояния штурманская подго­товка сводится в основном к изучению вопросов, обеспечивающих обнаруже­ние земных ориентиров, а также уче­та рельефа пролетаемой местности для обеспечения безопасности поле­тов. Необходимые навигационные ве­личины (углы н расстояния) в этом случае допустимо измерять непосред­ственно па полетной карте с помо­щью масштабной линейки н транспор­тира.

При подготовке к полетам на транспортных ВС, не оборудованных ПИК, визуальная ориентировка прак­тически исключается, в соответствии с чем большее внимание в процессе подготовки экипажи уделяют ннстру ментальному самолетовождению, ком­плексному применению технических средств, режиму полетов и расходу топлива. Штурманская подготовка на ВС, обариОованных ПИК, требует до­полнительного расчета исходных дан­ії-!

ПЫХ ИЛИ ПО ДГОТОВКН пространственно временно;1, программы полета для ввода их в ПИК, обеспечивающего выполнение полета в автоматическом режиме с соответствующей степенью точности н на тсжности

Неавтоматический режим полета н чайных условиях является аварийным н применяется при отказе ПИК иди отдельных его элементов. Следова­тельно, штурманская подготовка к по­лету должна пречусматрнвать воз можноеть применения ПНК в полете и возможность использования упро щепных епособоп навигации, тех при емов и способов навигации, которыг применяются при неавтоматизирован­ном самолетовождении.

Выполнение полетов в особых ус лозичх, независимо от типа ВС и ква лифнкации экипажа требует в про цесее штурманской подготовки более подробного изучения особенностей аэронавигационной обстановки, ока зывающнх влияние на надежность самолетовождения. Однако, несмотря на некоторые различия в объеме и со­держании штурманской подготовки, характер ее остается о шпаковим для всех экипажей независимо от условий полета, задания и типа ВС. Все воп росы штурманской подготовки в за висимостн от степени признаки к кои кретному полету могут быть разделе ны на следующие:

практически независимые от кон­кретного задания, но определяемые условиями полетов на данном типе ВС, в данном районе Изучение этой группы вопросов ведется заблаговре­менно в процессе общей наземной штурманской подготовки. Она прово-

дится перед предварительной подго­товкой со вновь прибывшими в под­разделение членами экипажа, при подготовке лстиого состава к осенне — зимней и весенне-летней навигации, при вводе в строи командиров ВС н членов экипажа;

непосредственно связанные с вы­полнением определенного задания. Эти вопросы отрабатываются в пери­од предварительной штурманской подготовки накануне дня вылета;

касающиеся фактической аэрона­вигационной обстановки в день выле­та. Эти вопросы решаются в период предполетной подготовки неиосредст венио перед вылетом Объем и содер­жание их определяются фактической аэронавигационной обстановкой и ме­теорологическими условиями по за данному маршруту.

В результате отработки всех воп­росов штурманская подготовка к по­летам предусматривает: изучение

правил полетов и аэронавигационной обстановки иа воздушных трассах СССР (международных воздушных линиях), но установленным маршру­там, МВЛ, в районе полетов, выбор наиболее рациональных методов са молетовождения, позволяющих комп­лексно использовать технические средства навигации при полетах в различных условиях, подбор и по. дго тонку необходимой штурманской до кументацин и штурманского снаряже­ния; выполнение расчеіа навигацион пых элементов, необходимых для вы­полнения точного и надежного само­летовождения па этапах полета; от работку действий экипажа в особых случаях полета.