РЕШЕНИЕ НАВИГАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ВЫПОЛНЕНИИ ПОЛЕТА
Главе 13
ШТУРМАНСКАЯ ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ
13.1. Назначение штурманской подготовки
Штурманская подготовка к полету играет важную роль п обеспечении точности и надежности самолетонож депия. Прн этом усовершенствование бортового навигационного оборудования ВС предьявляет более высокие требования подготовке к полету и вместе с тем изменяет ее объем и содержание. Объем и содержание штур майской подготовки зависят от характера задания, типа ВС, атронани гациоиной обстановки и некоторых тругих факторов.
При выполнении визуальных полетов на малых высотах и на поболи шне расстояния штурманская подготовка сводится в основном к изучению вопросов, обеспечивающих обнаружение земных ориентиров, а также учета рельефа пролетаемой местности для обеспечения безопасности полетов. Необходимые навигационные величины (углы н расстояния) в этом случае допустимо измерять непосредственно па полетной карте с помощью масштабной линейки н транспортира.
При подготовке к полетам на транспортных ВС, не оборудованных ПИК, визуальная ориентировка практически исключается, в соответствии с чем большее внимание в процессе подготовки экипажи уделяют ннстру ментальному самолетовождению, комплексному применению технических средств, режиму полетов и расходу топлива. Штурманская подготовка на ВС, обариОованных ПИК, требует дополнительного расчета исходных данії-!
ПЫХ ИЛИ ПО ДГОТОВКН пространственно временно;1, программы полета для ввода их в ПИК, обеспечивающего выполнение полета в автоматическом режиме с соответствующей степенью точности н на тсжности
Неавтоматический режим полета н чайных условиях является аварийным н применяется при отказе ПИК иди отдельных его элементов. Следовательно, штурманская подготовка к полету должна пречусматрнвать воз можноеть применения ПНК в полете и возможность использования упро щепных епособоп навигации, тех при емов и способов навигации, которыг применяются при неавтоматизированном самолетовождении.
Выполнение полетов в особых ус лозичх, независимо от типа ВС и ква лифнкации экипажа требует в про цесее штурманской подготовки более подробного изучения особенностей аэронавигационной обстановки, ока зывающнх влияние на надежность самолетовождения. Однако, несмотря на некоторые различия в объеме и содержании штурманской подготовки, характер ее остается о шпаковим для всех экипажей независимо от условий полета, задания и типа ВС. Все воп росы штурманской подготовки в за висимостн от степени признаки к кои кретному полету могут быть разделе ны на следующие:
практически независимые от конкретного задания, но определяемые условиями полетов на данном типе ВС, в данном районе Изучение этой группы вопросов ведется заблаговременно в процессе общей наземной штурманской подготовки. Она прово-
дится перед предварительной подготовкой со вновь прибывшими в подразделение членами экипажа, при подготовке лстиого состава к осенне — зимней и весенне-летней навигации, при вводе в строи командиров ВС н членов экипажа;
непосредственно связанные с выполнением определенного задания. Эти вопросы отрабатываются в период предварительной штурманской подготовки накануне дня вылета;
касающиеся фактической аэронавигационной обстановки в день вылета. Эти вопросы решаются в период предполетной подготовки неиосредст венио перед вылетом Объем и содержание их определяются фактической аэронавигационной обстановкой и метеорологическими условиями по за данному маршруту.
В результате отработки всех вопросов штурманская подготовка к полетам предусматривает: изучение
правил полетов и аэронавигационной обстановки иа воздушных трассах СССР (международных воздушных линиях), но установленным маршрутам, МВЛ, в районе полетов, выбор наиболее рациональных методов са молетовождения, позволяющих комплексно использовать технические средства навигации при полетах в различных условиях, подбор и по. дго тонку необходимой штурманской до кументацин и штурманского снаряжения; выполнение расчеіа навигацион пых элементов, необходимых для выполнения точного и надежного самолетовождения па этапах полета; от работку действий экипажа в особых случаях полета.