ГОРКА. ПОЛЕТ ПО РЕЛЬЕФУ МЕСТНОСТИ И ОБЛЕТ ПРЕПЯТСТВИЙ
Горка — это маневр быстрого набора высоты, применяемый также для интенсивного торможения вертолета.
В зависимости от характера изменения во времени угла тангажа будем различать два типа горки:
с прямолинейным (почти) участком траектории (см. рис. 2.38, а), на котором угол тангажа некоторое время выдерживается постоянным, Ад = const;
без такого участка (At — 0), для краткости будем называть ее 5образной горкой.
Характеристики траекторий горки. Изменение высоты при горке определяется, в основном, тремя параметрами: скоростями полета вертолета при вводе и выводе в горизонтальный полет, а также величиной изменения угла тангажа на кабрирование. При этом предполагается, что ввод и вывод из горки (увеличение и уменьшение Ад) производится за минимальное время. Набор высоты при маневре тем больше, чем больше V0 и больше торможение вертолета на горке. Например, при скоростях ввода в горку 300 км/ч и вывода 100 км/ч, в зависимости от угла Ад, набор высоты составляет 370 … 500 м (при Ад < 10° — до 1000 м), а при У0 = 150 км/ч и той же скорости вывода — только 40 … 50 м.
Наиболее полную информацию о траекториях горки, выполненных
Рис. 2.36. Зависимость координат конечной точки траектории AH, L и времени горки t от изменения угла тангажа А-д и времени Af: V, = const; VKl < VKl < VKi |
с разными углами Ад при одной и той же скорости К0, дает график (рис. 2.36). Точки на представленных кривых являются координатами конечных точек траекторий полета АН, L. Возле каждой из них указаны At (первая цифра) — время выдерживания Ад = const и t (цифра в скобках) — время маневра, включающее, кроме At, время ввода и вывода из горки. Пунктирные линии на графике соответствуют одинаковым значениям конечной скорости горки, на которой вертолет переходит в горизонтальный полет.
Из приведенных характеристик траекторий следует, что для набора высоты при ограниченной дистанции L горку следует выполнять с максимальным углом тангажа. Угол Ад ограничен при любом наборе высоты торможением вертолета до минимально допустимой скорости. Например, в случае Kmin “ Кк1 при АН = 200 м Ад ^ 40° (при этом At = 0, т. е. тип горки 5-образный) .
Для набора высоты за минимальное время нет необходимости выполнять 5-образную горку с Д#тах. Например, для увеличения высоты на 165 м горку можно выполнить с Ад — 40 при At — 0 или с Ад = = 20° при At = 5,7 с. При этом время маневра соответственно равно
13,5 и 15 с. Уменьшение углов Ад упрощает пилотирование и несущественно увеличивает время маневра (не более, чем на 1 … 1,5 с).
Таким образом, в зависимости от назначения маневра, горки на скорости F0, для которых приведены данные траектории (см. рис. 2.36), целесообразно выполнять с углами Ад = 20 … 40". Исследования горки показали, что при скорости К0 = .300 км/ч Ад = 30 … 50°. Однако, если
необходимо увеличить выооту полета на ДЯ < 100 м, то изменение угла не должно превышать 10 … 20°.
Ввод в горку. При вводе изменение угла тангажа производится с темпом, при котором не превышается допустимая или располагаемая вертикальная перегрузка (эти термины поясняются в разд. 3.1 и 3.2). При увеличении угла тангажа на относительно небольшие значения (Д$ = = 10° при К0 = 300 км/ч или Ад = 20° при К0 < 250 км/ч) минимальное время ввода определяется возможностью точного выхода на заданный угол, и поэтому ввод осуществляется с относительно небольшой перегрузкой.
Пример зависимости максимальной перегрузки «^тах и параметров траектории Д#ввод и іввод от времени ввода в горку приведен на рис. 2.37. Из графика видно, что при Ад = 30° и К0 = 300 км/ч максимальная перегрузка путах — 2,0, если t$ = 3,6 с. При этом изменение высоты составляет ДЯввод = 36 м, а путь £ввод = 280 м. Для выполнения маневра с путах = 1,6 ввод в горку должен быть осуществлен с меньшим темпом, т. е. за большее время, = 6,7 с. В этом случае ДЯввод = 82 м и £ввод = 500 м. Однако следует отметить, что выполняя маневр с большей максимальной перегрузкой, вертолет быстрее увеличивает угол траектории, у него большая Vyg, и поэтому за время (t $ + At) = const набор высоты в первом случае будет на 10… 20 м большим.
В рассмотренных примерах разница во времени ввода в горку составляет ~ 3 с. При разнице в 1 … 2 с траектории отличаются еще меньше.
Таким образом, увеличение времени ввода по сравнению с минимальным на ~2 с (что существенно, так как при этом Дпу — 0,2), практически нс сказывается на траектории движения вертолета.
Вертикальная скорость Vyg достигает максимального зил чения сразу после вывода вертолета на максимальный угол тангажа и уменьшается по мере торможения вертолета. Она определяется, таким образом, начальной скоростью горки. Например, при К„ = 300 км/ч Vy
составляет 35 м/с, если Ад = 40 … 50°, и 24 м/с, если Ад = 20°. При горке с V0 = 200 км/ч в случае Л£ = 20° максимальная вертикальная скорость равна 15 м/с.
Вывод из горки. Если горка выполняется при постоянном общем шаге, то после уменьшения угла тангажа до начального значения вертолет продолжает набор высоты. Он происходит за счет превышения располагаемой мощности над потребной. Для прекращения набора необходимо уменьшить общий шаг или изменить угол тангажа на пикирование. Набор высоты при выводе из горки не существенно зависит от скорости Квыв, и при б0 = const определяется, в основном, V0 и Ад.
Минимальная перегрузка. При выводе из горки величина иушіп зависит от FBbIB, а также от величины и времени изменения угла
тангажа. Однако на скоростях, меньших 150 км/ч, nj, min зависит в основном от Ад, и очень слабо от времени его изменения. Более подробно этот вопрос рассмотрен в разд. 2.8.2. Существует различие между реализацией путіп при выводе из горки и вводе в пикирование. Например,
при горке с FBbIB = 120 км/ч и Ад = 50° и„гаіп = 0,55, а при вводе в пикирование с К0 = 120 км/ч п^min = 0,4. Меньшее изменение вертикальной перегрузки, Anv = (1,0 — и_утіп), при горке обусловлено торможением вертолета (например, в момент времени, когда пу = n^,min, при горке V = 110 км/ч, а при пикировании V = 150 км/ч). Разница также вызвана тем, что парирующее отклонение ручки управления ”на себя”, которое требуется для прекращения уменьшения угла тангажа, существенно больше (в два раза) при выводе из горки.
Возможности полета по рельефу местности с постоянной скоростью находятся при аэродинамическом расчете вертолета: &тах = a resin Vyg max/F. Большие углы траектории, в 1,5 … 2,0 раза, возможны, если облет происходит с торможением вертолета. Однако при этом втах зависит от протяженности рельефа. Рассмотрим характеристики траекторий таких маневров (рис. 2.38, б).
По известным параметрам траектории горки АН, L, АНв и Le характеристики рельефа можно найти по формулам:
tg0p = (ДЯ — ДЯв)/(1 — Ley,
Яр = ДЯ; Lp = Яр ctg 0р ; ALp = L — Lp,
где Нр, Lp, 0р — соответственно высота, протяженность и угол наклона рельефа местности; £р — расстояние перед рельефом, необходимое для ввода вертолета в маневр.
На начальном участке горки до момента выхода вертолета на почти прямолинейный набор высоты (прямолинейным участком горки будем считать участок при в > Ді? (см. рис. 2.38, а)). Параметры траектории ввода — ДНв, t, Д Ve, за исключением Le, слабо зависят от начальной скорости маневра V0. Например, для изменения траектории полета на в — 20 требуется время ~6 с, при этом вертолет затормозится на ~ 50 км/ч, изменение высоты составляет 40 … 60 м, а путь вдоль земли — 320 м при V0 = 200 км/ч и 460 м при 300 км/ч.
В дальнейшем, если полет производится с Ді? = const, угол наклона траектории увеличивается (см. рис. 2.38, а). Он достигает максимального значения на участке вывода из горки при скоростях полета Увыъ… Fmin. Например, при торможении вертолета до — 100 км/ч максимальная вели-
в;ая Рис. 2.38. К полету по рельефу местности и облету препятствия: а — изменение по времени угла наклона траектории при горке с 9 = const; б — схема полета по рельефу местности; в — схема облета препятствия; 1 — без превышения высоты над ним; 2-е превышением высоты |
чина б ]эавна Ад + 10° при горке, выполненной с К0 =300 км/ч, и Д$ + 5,0 при К0 = 250 км/ч. При скоростях ввода К0 = 200 и 150 км/ч после вывода на траекторию б = Ад угол наклона траектории не изменяется.
Исследования показали, что без увеличения мощности двигателя (50 = const) при V0 = 300 км/ч возможен облет рельефа с углом б = 30° . При этом Н = 405 м, Z, p = 635 м, ALp = 390 м. Если уклон рельефа равен бр = 20°, а его высота Нр = 500 м (отсчитывая от высоты полета вертолета), то облет без увеличения общего шага возможен при К0 = = 300 км/ч и ALp = 285 м. Облет такого же рельефа, но меньшей высоты Яр = 240 м возможен при К0 = 250 км/ч и ALp = 225 м. Оказалось, что при К0 = 300 км/ч полет с Ад > 30° практически не увеличивает бр и только уменьшает L. Поэтому увеличение угла тангажа на такие значения нецелесообразно. Это же относится при К0 = 250 км/ч к углам более 25°.
Полет по наклонной траектории с углами > 20° возможен на относительно небольшие расстояния — 1200 … 300 м (в зависимости от исходной скорости маневра). Длительный полет необходимо выполнять с увеличением мощности двигателя и торможением вертолета на горке до скорости, при которой возможен установившийся полет по данному рельефу.
Рассмотрим, каковы возможности вертолета при облете невысоких препятствий. На рис. 2.38, в показаны две траектории облета. Траектория 1 соответствует облету препятствия без превышения набора высоты над ним (ДЯпр = 0), т. е. следованию за рельефом, а траектория 2-е превышением, чтобы маневр начинался на наименьшей дистанции от препятствия. Следовательно, последний маневр определяет минимальное расстояние, при котором еще возможен облет препятствия.
В качестве примера в табл. 2.1 приводятся требуемые расстояния до препятствия в зависимости от скорости полета К0 и допускаемого Д#пр при двух высотах препятствия 25 и 50 м. Они соответствуют вводу в горку с n_j, max = 1,6 … 1,8 (50 = const), при этом вертолет изменяет угол тангажа на величину, указанную в таблице. Из приведенных данных видно, что при К0 = 300 км/ч минимальное расстояние до препятствия
Таблица 2.1
|
составляет 440 м, если #пр = 50 м, и 360 м, если //пр = 25 м. Увеличение вертикальной перегрузки по сравнению с указанными выше значениями сокращает необходимую дистанцию. Однако превышение путак = 2,0 … 2,2 дает малый выигрыш.