О боковом движении самолета при посадке
В процессе стабилизации самолета на курсовой линии направление его продольной оси Ох зависит от действующих на систему самолет — БСАУ возмущений. При симметричной тяге это направ-
Рис. 3.88. Посадка самолета в условиях бокового ветра |
ление определяется главным образом величиной бокового ветра. В процессе установившегося движения в штилевых условиях отклонения самолета по курсу от направления посадки (оси ВПП), как правило, не превышают А<р = 2ч-3°. Примерно таков же диапазон колебаний самолета по крену. Такие отклонения допустимы и в процессе приземления. Поэтому задача бокового канала БСАУ в процессе приземления сводится к необходимости стабилизировать самолет на курсовой линии так же, как это было в процессе захода на посадку.
Значительно более сложная задача возникает при посадке в условиях бокового ветра. В этих условиях самолет после окончания переходных процессов летит с «подобранным» углом сноса
~ Его продольная ось Ох отклонена от вектора путевой скорости W, направленного вдоль оси ВПП, примерно на такой угол (рис. 3.88, а). Однако в момент приземления этот угол должен быть близок к нулю с тем, чтобы продольная ось Ох{ по возможности совпадала с направлением вектора путевой скорости.
Таким образом, при посадке в условиях бокового ветра перед приземлением необходимо развернуть самолет вокруг оси Оу до положения, при котором Axf — O, т. е. довернуть его на угол сноса. Доворот осуществляется с помощью канала рысканья (канала руля направления). На вход канала подается сигнал разности между заданным и текущим курсами. Канал крена (канал элеронов) при этом стабилизирует самолет в горизонтальной плоскости. В результате разворота самолета вокруг оси Оу возникает скольжение (p~Aif), и, как следствие последнего, появляется боковая скорость. Чтобы самолет не успел слишком сильно отклониться от курсовой линии, доворот самолета на угол сноса целесообразно осуществлять непосредственно перед приземлением. Чаще всего команда на этот разворот подается от радиовысотомера на высоте менее ~5 м.
Существует другой способ управления боковым движением при посадке. В отличие от предыдущего, доворот самолета на угол сноса производится раньше, еще на этапе планирования. После этого канал рысканья удерживает продольную ось Охх параллельно оси ВПП (рис. 3.88, б). Канал кренов обеспечивает стабилизацию самолета на курсовой линии по сигналам КРМ. Следовательно, вектор путевой скорости W направлен по оси Ох{. Поскольку вектор
воздушной скорости V отклонен от этой оси примерно на угол сноса, самолет имеет скольжение, равное углу сноса. При небольших значениях бокового ветра углы скольжения невелики, самолет летит с некоторым креном (рис. 3.88, в). Перед приземлением креп убирается.