ОСОБЕННОСТИ МОНТАЖА РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ И ИХ КОНТРОВКА
Основными деталями резьбовых соединений являются болты, винты, шпильки, гайки и стопорные устройства, предохраняющие разъемы от самоотвинчивания.
Для правильной сборки резьбовых соединений необходимы полная затяжка винтов и гаек, достижение нужной посадки сочленяемых деталей без перекосов, искривлений и предупреждение их от самоотвинчивания. В тех случаях, когда в соединяемых деталях требуется герметичность, монтаж производится с использованием соответствующих деформирующихся прокладок. Ниже рассматривается последовательность выполнения этих работ.
При навертывании гаек обращают внимание на то, чтобы они шли свободно (от руки) до места посадки и в то же время не имели качки на болте или шпильке, что является признаком неплотного прилегания витков. При тугой посадке можно сорвать резьбу и замять грани гайки, в результате чего она будет прокручиваться и не получится достаточно плотного соединения монтируемых деталей. При этом возникающие добавочные силы трения создадут ложное представление о достаточности затяжки, а на самом деле она может оказаться слабой и резьбовое соединение разрушится. t
Тугая посадка указывает на такие дефекты, как рваная, косая или неполная резьба, наличие заусенцев, забитость резьбы грязью или стружкой, смятие витков резьбы, и коррозию. •
Торец гайки должен быть перпендикулярен к оси болта или шпильки и не иметь шероховатостей или забоин. В противном случае появится дополнительное трение. Прилегание торца под углом вызовет изгиб нарезной части болта или шпильки, и даже может произойти надлом стержня. Если при завертывании гайки торец гайки описывает «восьмерку» или имеется однобокий зазор, то оси гайки и болта не параллельны. ,