Коробчатые лонжероны
Сборка коробчатых лонжеронов начинается со сборки коробки в прессах с пневматической илн винтовой запрессовками. Эти прессы аналогичны прессам для склейки элементарных деталей (см. фиг. 249). В каждой секции пресса сулаги должны соответствовать запрессовываемой коробке. Дополнительные винтовые упоры необходимо устанавливать точно против бобышек коробки.
Детали для сборки коробки должны иметь следующие припуски:
а) полки лонжерона по толщине 2—3 мм, по высоте на малковку 1—4 мм, по длине 30 мм на один конец;
б) торцевые бобышки по длине 30 мм.
‘Перед склейкой все детали надо очистить от пыли щетинной щеткой или пылесосом и склеивать их с двухсторонним нанесением клея. На большие детали (полки лонжеронов, обшивки н др.) клей следует наносить механическим клеенаносителем.
Коробка лонжерона в прессе собирается в следующей последовательности: укладывают на нижнюю сулагу полку лонжерона, затем бобышки и диафрагмы, на которые накладывают вторую полку лонжерона. На собранный лонжерон дают давление 0,5—1,0 кг! см2 и молотком ‘ через деревянную прокладку выравнивают положение всех деталей на лонжероне по разметке. После выравнивания бобышки закрепляют дополнительно боковыми прижимами н повышают давление до 2—3 кгісм2.
Выступающие потеки клея рекомендуется удалять до затвердевания их, так как при этом придется затратить меньше снл и времени и меньше затупится инструмент.
Коробку лонжерона выдерживают в запрессованном состоянии при склейке казеиновым клеем прн температуре цеха 16—20° 4 часа, а при склейке смоляными клеями — 6 час. Рекомендуется следующий режим склейки смоляными клеями с электроподогревом при температуре клеевого шва 50—60°:
гревателя……………………………… *…………………………………… *10 мин. Выдержка при включенном нагревателе • . . . ………………………….. 40—50 мин. Охлаждение под давлением • • . …………………………. ……………….. 10—15 , |
Выдержка в запрессованном состоянии до включення на
Склеенную коробку лонжерона направляют на лакировку внутренней поверхности. При склейке смоляными клеями можно лакировать детали смоляным лаком № 1 с выдержкой 2 часа при температуре цеха 16—20°. При склейке казеиновым клеем можно лакировать детали одним из трех вариантов, описанных в главе X.
Обшивки лакируют по трафарету, который для разметки делается на 5—10 мм полнее в каждую сторону от действительных размеров контура коробки, так как лак при нанесении растекается по волокнам древесины. Кроме того, припуск на трафарете предупреждает брак склейки при неточной установке обшивкн.
После соответствующих выдержек коробку лонжерона передают для механической обработки на фуговочный станок, где строгают одну боковую плоскость. Вторая боковая плоскость строгается в рейсмусо — ночном станке. Параллельные боковые плоскости каркаса лонжерона центроплана строгаются в рейсмусовочном станке без приспособлений, а каркас консоли, вследствие его конусности, — в подкладном шаблоне так же, как элементарные конические детали.
При строжке боковых поверхностей материал режется вторец и по — перек волокон, причем часто образуются защепы и отколы в диафрагмах и бобышках. Для предотвращения таких дефектов при строжке каркаса лонжерона необходимо:
а) предварительно вручную застрогать диафрагмы и бобышки на толщину предполагаемой обработки на станках;
б) снять стамеской кромки тех деталей каркаса, на которых возможно образование защепов и отколов;
в) затачивать и устанавливать ножи особо тщательно;
г) скорость подачи прн строжке держать от 4,0 до 6,0 м/мин.
Фанеруется каркас лонжерона одновременно с двух сторон в пневматических и винтовых прессах такой же конструкции, как и для сборки каркаса лонжерона, но без винтовых упоров. Сулага пресса имеет контур лонжерона в том положении, в котором он фанеруется.
При фанеровке на каркас наносят вручную клей, затем накладывают обшивку (вне пресса), наблюдая за точным совпадением размеченного на обшивке контура с каркасом. Во избежание сдвига обшивок н для удобства закладки их в пресс обшивки крепят к каркасу несколькимй мелкими гвоздями.
Удельное давление прн фанеровке — 2,0—3,0 кг/см2; режим склейкн аналогичен режиму склейки каркаса лонжерона.
На мелких и опытных предприятиях до сих пор обшивку устанавливают с использованием гвоздевой или грузовой запрессовки.
До механической обработки лонжерон выдерживается при склейке без подогрева 12—18 час., а при склейке с подогревом 1—2 часа, после чего поступает на малковочный участок для малковки верхней и ннжней полок. Малкуют полки лонжеронов постоянной или переменной малкой в зависимости от наружного профиля агрегата (центроплан, консоль крыла).
Постоянной называется такая малка, когда угол наклона а (фиг. 287) по всей длине полки лонжерона постоянный. При переменной малке угол а уменьшается от продольной оси самолета к концу консоли. Малковку — лонжеронов можно вести вручную и на верти — ‘ кально-фрезерном станке. Ручная малковка вследствие большой трудоемкости и несовершенства этого метода применяется очень редко.
На вертикально-фрезерных станках применяют четыре способа малковки лонжеронов (см. фиг. 287).
Первый. Снятие малки цилиндрической шарошкой в приспособлении, рабочая плоскость которого наклонена соответственно углу
малковки. Лонжерон перемещается по наклонной плоскости приспособления и цилиндрическая шарошка обрабатывает его полку под углом, равным углу наклона рабочей плоскости приспособления (3. Этот способ малковки лонжеронов широко применяется, так как не требует специального режущего инструмента и осуществляется в простом деревянном приспособлении.
Второй. Снятие малки специальным режущим инструментом с конусностью, соответствующей снимаемой малке.
Лонжерон кладется на горнзоитальныйстол станка и обрабатывается наклонно расположенными резцами конусной шарошки. Такая малковка обеспечивает высокую точность и весьма удобна в работе.
Третий. Снятие малки цилиндрической шарошкой на фрезерных станках с наклоняющимся столом. Этот способ применяется значительно реже, так как при наклонном расположении стола неудобно работать и точность малковки ниже.
Четвертый. Снятие малки цилиндрической шарошкой на фрезерных станках с наклонным шпинделем на горизонтальном столе. Шпиндель имеет наклон на угол g, равный углу малки. Этот способ малковки широко применяется в производстве, но высокое качество обработки можно получить только при наличии мало изношенных и точно налаженных станков.
Переменная малка на вертикально-фрезе рных станках снимается по способу, показанному на фиг. 288. Здесь лонжерон обрабатывается цилиндрической шарошкой при горизонтально расположенном столе, в который врезан ролик 7, облегчающий перемещение приспособления по столу.
Лонжерон устанавливается на рабочей поверхности приспособления неподвижно. На ннжней стороне приспособления укреплена продольная коническая рейка 2, угол наклона которой по длине меняется соответственно углу малки. Приспособление опирается рейкой на ролик, врезанный в стол станка. Противоположная сторона приспособления опирается на ролики 3, укрепленные в обоймах на приспособлении. Для точного изменения угла наклона приспособления соответственно
углу наклона конической рейки ролики. имеют закругленную форму. При перемещении приспособления с лонжероном коническая рейка меняет угол наклона по длине всего приспособления, вследствие чего цилиндрическая шарошка обрабатывает лонжерон с переменной малкой. Целесообразно обрабатывать торцы лонжерона в окончательный размер в этом же приспособлении на фрезерном станке.
В этом случае, если обшивка должна крепиться к каркасу, кроме клея, гвоздями или шурупами, лонжерон после малковки поступает на специально оборудованное для операции рабочее место (фиг. 289),
Лонжерон торцевой частью закладывается в скобу, а консолью помещается между упорами так, чтобы своей поверхностью он не касался плоскости стола во избежание повреждения поверхности лонжерона.
Обшивку прикрепляют к каркасу оцинкованными гвоздями или латунными шурупами, для чего в деталях предварительно засверлнвают отверстия. Б зависимости от размера и диаметра гвоздей и шурупов и породы дерева, из которого сделана деталь, предварительную засвер — ловку следует производить, руководствуясь данными табл. 48, 49 и 50,
Таблица 48 Предварительная засверловка при скреплении деталей шурупами
|
Т а о. і и ц а 49 Предварительная засверловка при скреплении деталей гвоздями
Таблица 50 |
Максимальный диаметр гвоздей, не вызывающий раскалывания деталей при их соединении без предварительной засверловки
|
Целесообразно применять тонкие и длинные шурупы н гвозди. При этом соединения получаются прочными и легкими. Количество рядов и шаг между гвоздями или шурупами в соединяемых деталях зависят ог ширины деталей; ‘ .
а) при ширине деталей 4—20 мм гвозди прошиваются в один ряд с шагом 25—35 мм;
б) при ширине деталей 20—30 мм — в два ряда с шагом 50 мм;
в) при ширине деталей 30—60 мм — в три ряда при шахматном расположении с шагом 40 мм.
Места для установки гвоздей и шурупов размечаются специальным приспособлением 3 (см. фиг. 289). Размер гвоздей и шурупов и их расположение указывают в чертежах или в технических условиях. Фиг. 290. Приспособление для застрожкн лонжерона под стыковые узлы. |
Установка на лонжерон накладок под стыковые узлы н точная их подгонка по контуру узла производятся в приспособлении (фиг. 290). Лонжерон закладывается в приспособление торцевой частью и крепится накладками 1 и винтами 2. Накладки строгаются до совпадения их с кромками рамки 3. Ширина а рамки точно соответствует размеру Фиг. 291. Стеид для установки стыковых узлов на лонжерон. /_раднальио*сверлнльный станок; 2— лонжерон; 3— рана; подшипники; 5—кондукторная плита для сверления крепежных отверстий узла в лонжероне; С—фиксаторные штыри по стыковым отверстиям лонжерона. |
проушины стыкового узла. Для обработки накладок с обеих сторон лонжерон 4 поворачивается в приспособлении на противоположную сторону в направлении, указанном стрелкой.
Стыковые узлы устанавливаются на лонжерон на стенде (фиг. 291), состоящем из радиально-с8ерлильного станка и рамы, укрепленной в
подшипниках на стойках и могущей поворачиваться на 360° для сверления отверстий за два прохода с различных сторон, что бывает необходимо при значительной толщине лонжерона.
В зависимости от конструкции стыкового узла технология установки его на лонжерон имеет два варианта (см. фиг. 349). При разъемной конструкции А первоначально сверлят стыковые отверстия и фиксируют узел шпильками, после чего сверлят крепежные отверстия. При неразъемной конструкции Б стыковой узел сразу фиксируют в раме приспособления и сверлят крепежные отверстия. В обоих случаях отверстия сверлят по кондукторной плите. Плоскость лонжерона, соприкасающуюся со стыковым узлом, покрывают свинцовым суриком.
Размеры лонжеронов при обработке проверяют скобами по намеченным осям нервюр.