Коробчатые лонжероны

Сборка коробчатых лонжеронов начинается со сборки коробки в прессах с пневматической илн винтовой запрессовками. Эти прессы аналогичны прессам для склейки элементарных деталей (см. фиг. 249). В каждой секции пресса сулаги должны соответствовать запрессовы­ваемой коробке. Дополнительные винтовые упоры необходимо устанав­ливать точно против бобышек коробки.

Детали для сборки коробки должны иметь следующие припуски:

а) полки лонжерона по толщине 2—3 мм, по высоте на малковку 1—4 мм, по длине 30 мм на один конец;

б) торцевые бобышки по длине 30 мм.

‘Перед склейкой все детали надо очистить от пыли щетинной щет­кой или пылесосом и склеивать их с двухсторонним нанесением клея. На большие детали (полки лонжеронов, обшивки н др.) клей следует наносить механическим клеенаносителем.

Коробка лонжерона в прессе собирается в следующей последова­тельности: укладывают на нижнюю сулагу полку лонжерона, затем бобышки и диафрагмы, на которые накладывают вторую полку лон­жерона. На собранный лонжерон дают давление 0,5—1,0 кг! см2 и молотком ‘ через деревянную прокладку выравнивают положение всех деталей на лонжероне по разметке. После выравнивания бобышки за­крепляют дополнительно боковыми прижимами н повышают давление до 2—3 кгісм2.

Выступающие потеки клея рекомендуется удалять до затвердевания их, так как при этом придется затратить меньше снл и времени и меньше затупится инструмент.

Коробку лонжерона выдерживают в запрессованном состоянии при склейке казеиновым клеем прн температуре цеха 16—20° 4 часа, а при склейке смоляными клеями — 6 час. Рекомендуется следующий режим склейки смоляными клеями с электроподогревом при температуре клее­вого шва 50—60°:

гревателя……………………………… *…………………………………… *10 мин.

Выдержка при включенном нагревателе • . . . ………………………….. 40—50 мин.

Охлаждение под давлением • • . …………………………. ……………….. 10—15 ,

Выдержка в запрессованном состоянии до включення на­

Склеенную коробку лонжерона направляют на лакировку внутрен­ней поверхности. При склейке смоляными клеями можно лакировать детали смоляным лаком № 1 с выдержкой 2 часа при температуре цеха 16—20°. При склейке казеиновым клеем можно лакировать детали одним из трех вариантов, описанных в главе X.

Обшивки лакируют по трафарету, который для разметки делается на 5—10 мм полнее в каждую сторону от действительных размеров контура коробки, так как лак при нанесении растекается по волокнам древесины. Кроме того, припуск на трафарете предупреждает брак склейки при неточной установке обшивкн.

После соответствующих выдержек коробку лонжерона передают для механической обработки на фуговочный станок, где строгают одну боковую плоскость. Вторая боковая плоскость строгается в рейсмусо — ночном станке. Параллельные боковые плоскости каркаса лонжерона центроплана строгаются в рейсмусовочном станке без приспособлений, а каркас консоли, вследствие его конусности, — в подкладном шаблоне так же, как элементарные конические детали.

При строжке боковых поверхностей материал режется вторец и по — перек волокон, причем часто образуются защепы и отколы в диафраг­мах и бобышках. Для предотвращения таких дефектов при строжке каркаса лонжерона необходимо:

а) предварительно вручную застрогать диафрагмы и бобышки на толщину предполагаемой обработки на станках;

б) снять стамеской кромки тех деталей каркаса, на которых воз­можно образование защепов и отколов;

в) затачивать и устанавливать ножи особо тщательно;

г) скорость подачи прн строжке держать от 4,0 до 6,0 м/мин.

Фанеруется каркас лонжерона одновременно с двух сторон в пнев­матических и винтовых прессах такой же конструкции, как и для сбор­ки каркаса лонжерона, но без винтовых упоров. Сулага пресса имеет контур лонжерона в том положении, в котором он фанеруется.

При фанеровке на каркас наносят вручную клей, затем наклады­вают обшивку (вне пресса), наблюдая за точным совпадением разме­ченного на обшивке контура с каркасом. Во избежание сдвига обши­вок н для удобства закладки их в пресс обшивки крепят к каркасу несколькимй мелкими гвоздями.

Удельное давление прн фанеровке — 2,0—3,0 кг/см2; режим склейкн аналогичен режиму склейки каркаса лонжерона.

На мелких и опытных предприятиях до сих пор обшивку устанав­ливают с использованием гвоздевой или грузовой запрессовки.

До механической обработки лонжерон выдерживается при склейке без подогрева 12—18 час., а при склейке с подогревом 1—2 часа, после чего поступает на малковочный участок для малковки верхней и ннжней полок. Малкуют полки лонжеронов постоянной или перемен­ной малкой в зависимости от наружного профиля агрегата (центро­план, консоль крыла).

Постоянной называется такая малка, когда угол наклона а (фиг. 287) по всей длине полки лонжерона постоянный. При перемен­ной малке угол а уменьшается от продольной оси самолета к концу консоли. Малковку — лонжеронов можно вести вручную и на верти — ‘ кально-фрезерном станке. Ручная малковка вследствие большой трудо­емкости и несовершенства этого метода применяется очень редко.

На вертикально-фрезерных станках применяют четыре способа мал­ковки лонжеронов (см. фиг. 287).

Первый. Снятие малки цилиндрической шарошкой в приспособ­лении, рабочая плоскость которого наклонена соответственно углу

малковки. Лонжерон перемещается по наклонной плоскости приспо­собления и цилиндрическая шарошка обрабатывает его полку под углом, равным углу наклона рабочей плоскости приспособления (3. Этот способ малковки лонжеронов широко применяется, так как не требует специального режущего инструмента и осуществляется в про­стом деревянном приспособлении.

Второй. Снятие мал­ки специальным режу­щим инструментом с ко­нусностью, соответствую­щей снимаемой малке.

Лонжерон кладется на горнзоитальныйстол стан­ка и обрабатывается на­клонно расположенными резцами конусной шаро­шки. Такая малковка обеспечивает высокую точность и весьма удоб­на в работе.

Третий. Снятие мал­ки цилиндрической ша­рошкой на фрезерных станках с наклоняющим­ся столом. Этот способ применяется значительно реже, так как при на­клонном расположении стола неудобно работать и точность малковки ниже.

Четвертый. Снятие малки цилиндрической шарошкой на фре­зерных станках с наклонным шпинделем на горизонтальном столе. Шпиндель имеет наклон на угол g, равный углу малки. Этот способ малковки широко применяется в производстве, но высокое качество об­работки можно получить только при наличии мало изношенных и точ­но налаженных станков.

Переменная малка на вертикально-фрезе рных станках снимается по спо­собу, показанному на фиг. 288. Здесь лонжерон обрабатывается цилин­дрической шарошкой при горизонтально располо­женном столе, в который врезан ролик 7, облегчаю­щий перемещение при­способления по столу.

Лонжерон устанавливает­ся на рабочей поверх­ности приспособления не­подвижно. На ннжней стороне приспособления укреплена продольная коническая рейка 2, угол наклона которой по длине меняется соот­ветственно углу малки. Приспособление опирается рейкой на ролик, врезанный в стол станка. Противоположная сторона приспособления опирается на ролики 3, укрепленные в обоймах на приспособлении. Для точного изменения угла наклона приспособления соответственно

углу наклона конической рейки ролики. имеют закругленную форму. При перемещении приспособления с лонжероном коническая рейка меняет угол наклона по длине всего приспособления, вследствие чего цилиндрическая шарошка обрабатывает лонжерон с переменной мал­кой. Целесообразно обрабатывать торцы лонжерона в окончательный размер в этом же приспособлении на фрезерном станке.

В этом случае, если обшивка должна крепиться к каркасу, кроме клея, гвоздями или шурупами, лонжерон после малковки поступает на специально оборудованное для операции рабочее место (фиг. 289),

Лонжерон торцевой частью закладывается в скобу, а консолью поме­щается между упорами так, чтобы своей поверхностью он не касался плоскости стола во избежание повреждения поверхности лонжерона.

Обшивку прикрепляют к каркасу оцинкованными гвоздями или ла­тунными шурупами, для чего в деталях предварительно засверлнвают отверстия. Б зависимости от размера и диаметра гвоздей и шурупов и породы дерева, из которого сделана деталь, предварительную засвер — ловку следует производить, руководствуясь данными табл. 48, 49 и 50,

Таблица 48

Предварительная засверловка при скреплении деталей шурупами

Диаметр

шурупа

мм

Порода древесины

Диаметр

шурупа

мм

Порода древесины

липа, бук, сосна, пихта, ель, дуб и ясень

листвен­

ница

липа, бук, сосна, пихта, ель, дуб и ясень

листвен

ипца

диаметр сверла, — ил*

диаметр сверла, мм

1,4

0.9

1,2

4,0

2,6

2,8

1,7

1,2

1,5

4,5

3,1

3,3

2,0

1,4

1,7

5,0

3,3

3,6

2,3

1,7

2,0

6,0

4,3

4,6

2,6

1.7

2,0

7,0

4,9

5,2

3,0

2,1

2,4

8,0

5,6

5,9

3,5

2,3

2,5

10,0

7,0

7,2

Т а о. і и ц а 49

Предварительная засверловка при скреплении деталей гвоздями

Липа

і

Сосна

і

Лиственница

е,

(- яв

размеры деталей не менее, мм

5Е < а « х 2 э?

5X5X30

юхюхзо

20X20X30

5X5X30

ЮХЮХЗО

20X20X30 ІБХ5Х30 ЮХЮХЗО

20X20X30

ftt £ 3!

размеры сверл, мм

U,7

0,8

0,9

1,0

0,7

0,8

і

0,9

1,2

0,8

1,0

, —

М

1,4

1,0

1,2

1,3

1,6

1,2

0,9

1,4

1,2

1,5

1,2

1,8

1,4

U

1,6

. 1>4

1,7

1,4

2,0

1,6

1,3

1,0

1,8

1,6

1,0

1,9

1,6

2,3

1,9

1,6

1,3

2,1

1,9

1,3

2,2

1,9

Таблица 50

Максимальный диаметр гвоздей, не вызывающий раскалывания деталей при их соединении без предварительной засверловки

Порода

Степень

колкости

Максимальный диаметр гвоздей, не вызывающий раскола деталей, с размерами не менее, мм

5X5X30

о

со

X

о

X

о

20X20X30 |

о

Tf

X

S

X

О

со

25X25X30

Липа, бук

Неколкие

1,0

1,4

. 1.8

2,6

Сосна, пихта и ель

Средней

колкости

0,8

1,4

1,8

1,3

Дуб, ясень

Колкие

0,8

1,2

1.6

2,0

Листвен­

ница

Очень

колкая

0,0

0,9

1,4

2,0

Фанера

(вторец)

1,4

Целесообразно применять тонкие и длинные шурупы н гвозди. При этом соединения получаются прочными и легкими. Количество рядов и шаг между гвоздями или шурупами в соединяемых деталях зависят ог ширины деталей; ‘ .

а) при ширине деталей 4—20 мм гвозди прошиваются в один ряд с шагом 25—35 мм;

б) при ширине деталей 20—30 мм — в два ряда с шагом 50 мм;

в) при ширине деталей 30—60 мм — в три ряда при шахматном расположении с шагом 40 мм.

Места для установки гвоздей и шурупов размечаются специальным приспособлением 3 (см. фиг. 289). Размер гвоздей и шурупов и их расположение указывают в чертежах или в технических условиях.

Фиг. 290. Приспособление для застрожкн лонжерона под стыковые узлы.

Установка на лонжерон накладок под стыковые узлы н точная их подгонка по контуру узла производятся в приспособлении (фиг. 290). Лонжерон закладывается в приспособление торцевой частью и крепит­ся накладками 1 и винтами 2. Накладки строгаются до совпадения их с кромками рамки 3. Ширина а рамки точно соответствует размеру

Фиг. 291. Стеид для установки стыковых узлов на лонжерон.

/_раднальио*сверлнльный станок; 2— лонжерон; 3— рана; подшипники; 5—кондукторная пли­та для сверления крепежных отверстий узла в лонжероне; С—фиксаторные штыри по стыко­вым отверстиям лонжерона.

проушины стыкового узла. Для обработки накладок с обеих сторон лонжерон 4 поворачивается в приспособлении на противоположную сторону в направлении, указанном стрелкой.

Стыковые узлы устанавливаются на лонжерон на стенде (фиг. 291), состоящем из радиально-с8ерлильного станка и рамы, укрепленной в

подшипниках на стойках и могущей поворачиваться на 360° для свер­ления отверстий за два прохода с различных сторон, что бывает не­обходимо при значительной толщине лонжерона.

В зависимости от конструкции стыкового узла технология установки его на лонжерон имеет два варианта (см. фиг. 349). При разъемной конструкции А первоначально сверлят стыковые отверстия и фикси­руют узел шпильками, после чего сверлят крепежные отверстия. При неразъемной конструкции Б стыковой узел сразу фиксируют в раме приспособления и сверлят крепежные отверстия. В обоих случаях от­верстия сверлят по кондукторной плите. Плоскость лонжерона, сопри­касающуюся со стыковым узлом, покрывают свинцовым суриком.

Размеры лонжеронов при обработке проверяют скобами по наме­ченным осям нервюр.