ОКРАСКА САМОЛЕТА

Окраску полностью собранного щирокофюзеляжиого самолета на фирмах США проводят в специальных цехах (малярных анга­рах), расположенных отдельно от сборочного комплекса, — в аэро­дромной зоне.

Такой цех на сборочном заїводе фирмы «Боинг» в г. Эверетте оборудован специальными отопительно-вентиляционными и очисти­тельными системам, и. Наличие этих систем обеспечивает оптималь­ные условии проведения процесса, начиная от операций подготов­ки поверхностей агрегатов самолета к окраске, их грунтовки и на­несения не, скольких слоев краски при температуре помещения 18° С и кончая сушкой окрашенной поверхности воздухом, подогретым до 50° С.

Для сохранения требуемого температурного режима в цехе пользуются специальной установкой фирмы «Хснейуэлл». Воздух поступает в помещение через расположенные в верхней части це­ха впускные отверстия (рис. 4.63), которые обеспечивают его по­дачу с расходом до 8200 м3/мин, далее воздух обтекает с опреде­ленной скоростью крыло и фюзеляж по оптимальным траекто­риям. Автоматическое регулирование направления воздушных по­токов, температуры нагрева воздуха и влажности в помещении цеха в течение всего цикла окрашивании и сушки осуществляют с имеющегося в цехе главного пульта управления.

Рис. 4.63. Панели с отверстиями для принудительной подачи воздуха задан­ной температуры в малярном ангаре

Рис. 4.64. Окончательная окраска самолета Боинг-747 (сверху штабелерный кран, оборудованный специальной платформой с датчиками)

При подготовке самолета к окраске с поверхностей агрегатов при помощи специальных смывок удаляют защитные покрытия; затем очищенные поверхности обезжиривают, тщательно контро­лируя качество выполнения операции. Отсутствие капель воды на внешней поверхности самолета (то есть легкое скатывание капель) характеризует качественное обезжиривание.

На подготовленные таким образом поверхности наносят слой грунта, а после его сушки — три слоя краски на эпоксидной и по­лиуретановой основах с последующей сушкой каждого слоя.

Краску на поверхность фюзеляжа наносит вручную пульвери­затором маляр, который находится на площадке одного из восьми штабелерных кранов, расположенных по контуру фюзеляжа в пла­не (по четыре с каждой стороны). На площадке находится также тара с краской. Специальная система управления краном позво­ляет оператору устанавливать площадку горизонтально в любой точке продольного и поперечного обводов фюзеляжа. На кромках площадок имеются контактные датчики, выключающие привод площадки при появлении опасности касания ее к поверхности фюзеляжа (рис. 4. 64).

Весь комплекс работ по окраске крыла осуществляют с пло­щадок стендов, установленных вдоль крыла. Для очистки и окрас­ки поверхностей стабилизатора используют неподвижные площад­ки. Штабелерный кран обеспечивает доступ к килю.

В течение всего процесса окраски самолета стекающие на пол вода и излишки краски через решетки в полу цеха поступают в дренажную систему, оборудованную очистными устройствами. Под полом цеха расположены системы гидрофильтров и других спе­циальных фильтров, которые задерживают содержащиеся в возду­хе частицы краски перед его выходом в атмосферу.

В’отличие от организации окраски самолета В-747, поверх­ность самолета DC-10 очищают до установки киля в отдельном отсеке малярного ангара. На обезжиренные поверхности наносят два слоя грунта, а после их сушки — два слоя краски. Поверхно­сти агрегатов после окраски и сушки полируют, а затем наносят последний слой краски. Как и на фирме «Боинг», при окраске са­молета и подготовке к ней температуру в помещении цеха поддер­живают равной 18° С, а затем для сокращения цикла сушки повы­шают ее до 50—60° С.

На фирме «Локхид» малярный цех также оснащен сложным инженерным оборудованием, позволяющим поддерживать в поме­щении необходимую чистоту и требуемый режим влажности и тем­пературы воздуха. При окраске самолета все фирмы пользуются манипуляторами.

Полный цикл окраски самолета составляет:

на фирме «Боинг»…………………….. 2,5—3 дня (при 16-часовой работе в

день)

на фирме «Дуглас» … … 5 дней

на фирме «Локхид» …. 4 дня, два из которых затрачивают на

подготовку самолета к окраске