ОКРАСКА САМОЛЕТА
Окраску полностью собранного щирокофюзеляжиого самолета на фирмах США проводят в специальных цехах (малярных ангарах), расположенных отдельно от сборочного комплекса, — в аэродромной зоне.
Такой цех на сборочном заїводе фирмы «Боинг» в г. Эверетте оборудован специальными отопительно-вентиляционными и очистительными системам, и. Наличие этих систем обеспечивает оптимальные условии проведения процесса, начиная от операций подготовки поверхностей агрегатов самолета к окраске, их грунтовки и нанесения не, скольких слоев краски при температуре помещения 18° С и кончая сушкой окрашенной поверхности воздухом, подогретым до 50° С.
Для сохранения требуемого температурного режима в цехе пользуются специальной установкой фирмы «Хснейуэлл». Воздух поступает в помещение через расположенные в верхней части цеха впускные отверстия (рис. 4.63), которые обеспечивают его подачу с расходом до 8200 м3/мин, далее воздух обтекает с определенной скоростью крыло и фюзеляж по оптимальным траекториям. Автоматическое регулирование направления воздушных потоков, температуры нагрева воздуха и влажности в помещении цеха в течение всего цикла окрашивании и сушки осуществляют с имеющегося в цехе главного пульта управления.
Рис. 4.63. Панели с отверстиями для принудительной подачи воздуха заданной температуры в малярном ангаре |
Рис. 4.64. Окончательная окраска самолета Боинг-747 (сверху штабелерный кран, оборудованный специальной платформой с датчиками)
При подготовке самолета к окраске с поверхностей агрегатов при помощи специальных смывок удаляют защитные покрытия; затем очищенные поверхности обезжиривают, тщательно контролируя качество выполнения операции. Отсутствие капель воды на внешней поверхности самолета (то есть легкое скатывание капель) характеризует качественное обезжиривание.
На подготовленные таким образом поверхности наносят слой грунта, а после его сушки — три слоя краски на эпоксидной и полиуретановой основах с последующей сушкой каждого слоя.
Краску на поверхность фюзеляжа наносит вручную пульверизатором маляр, который находится на площадке одного из восьми штабелерных кранов, расположенных по контуру фюзеляжа в плане (по четыре с каждой стороны). На площадке находится также тара с краской. Специальная система управления краном позволяет оператору устанавливать площадку горизонтально в любой точке продольного и поперечного обводов фюзеляжа. На кромках площадок имеются контактные датчики, выключающие привод площадки при появлении опасности касания ее к поверхности фюзеляжа (рис. 4. 64).
Весь комплекс работ по окраске крыла осуществляют с площадок стендов, установленных вдоль крыла. Для очистки и окраски поверхностей стабилизатора используют неподвижные площадки. Штабелерный кран обеспечивает доступ к килю.
В течение всего процесса окраски самолета стекающие на пол вода и излишки краски через решетки в полу цеха поступают в дренажную систему, оборудованную очистными устройствами. Под полом цеха расположены системы гидрофильтров и других специальных фильтров, которые задерживают содержащиеся в воздухе частицы краски перед его выходом в атмосферу.
В’отличие от организации окраски самолета В-747, поверхность самолета DC-10 очищают до установки киля в отдельном отсеке малярного ангара. На обезжиренные поверхности наносят два слоя грунта, а после их сушки — два слоя краски. Поверхности агрегатов после окраски и сушки полируют, а затем наносят последний слой краски. Как и на фирме «Боинг», при окраске самолета и подготовке к ней температуру в помещении цеха поддерживают равной 18° С, а затем для сокращения цикла сушки повышают ее до 50—60° С.
На фирме «Локхид» малярный цех также оснащен сложным инженерным оборудованием, позволяющим поддерживать в помещении необходимую чистоту и требуемый режим влажности и температуры воздуха. При окраске самолета все фирмы пользуются манипуляторами.
Полный цикл окраски самолета составляет:
на фирме «Боинг»…………………….. 2,5—3 дня (при 16-часовой работе в
день)
на фирме «Дуглас» … … 5 дней
на фирме «Локхид» …. 4 дня, два из которых затрачивают на
подготовку самолета к окраске