ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА. ПОЛОЖЕНИЕ УРОВНЯ ЖИДКОСТИ В БАКАХ ВЕРТОЛЕТА ПРИ МАНЕВРАХ
На рис. 2.46 приведены результаты моделирования траекторий полета при выполнении петли Нестерова. Траектория 1 ( К0 = 300 км/ч) относится к условиям полета (т, Нр, г), в которых при максимальной мощности двигателя на наивыгоднейшей скорости при установившемся полете скороподъемность вертолета составляет Vygmax = 17 м/с. Она получена при маневре с увеличением общего шага до значения, при котором lVemax. Пунктирными линиями показана петля, начатая также на скорости 300 км/ч, но выполненная без увеличения шага, Ne < iVemax. Петля возможна и в условиях, соответствующих меньшей Vygmax, например, ~ 11 м/с (траектория 2 — V0 = 200 км/ч). Однако в этих условиях Vmm = 80 … 70 км/ч (вместо 120 км/ч при траектории 1), и в результате уменьшаются размеры замкнутой части петли.
Замкнутая часть траектории представляет наиболее зрелищный интерес. Поэтому, чтобы петля не вырождалась в переворот вертолета практически на месте, минимальная скорость маневра должна быть не менее 100 … 70 км/ч. Таким образом, форма петли является одним из важных условий, определяющих летные данные вертолета для выполнения манев-
Рис. 2.46. Траектории петли Нестерова при:
" ^оХmax> — ^о ~(S<>)
ра. Из рис. 2.46 видно, что во всех случаях петля имеет форму вытянутого по вертикали круга.
Это связано с интенсивным торможением вертолета на восходящей части петли и разгоном вертолета на ее нисходящей части (при в — .90° — сила Rxa направлена вперед, пха = 0,15 … 0,25; следовательно, V/g = —0,85 … 0,75; при в = 270 — Rxa направлена назад, пха = — (0,3 … 0,4), a V/g = (0,7 … 0,6). Форма петли также зависит от вертикальной перегрузки в верхней точке траектории. Например, при пу = 1,6 расстояние между точками, соответствующими в = 90 и 270°, составляет 90 м, вместо 150 м в случае перегрузки пу = 1,0. В верхней точке петли можно создать перегрузку 0,8 … 0,6. Это достигается замедлением вращения вертолета по тангажу. Однако оно приведет к существенному росту скорости и большему уменьшению высоты (практически, вертолет может не выйти из маневра). Таким образом, наиболее рациональным является пилотирование, при котором в верхней точке петли вертолет имеет Пу = 1,0.
Минимальную скорость полета Fmin вертолет имеет при углах траектории 155 … 160°. Через 0,3 … 0,7 с вертолет достигает верхней точки петли (точка траектории, где V = Kmin весьма близка к верхней). В ней сила Rxa направлена вперед (пха = 0,3 … 0,5), и следовательно, вертолет летит с ускорением.
Рассмотрим особенности ввода и вывода из петли. Восходящую часть маневра необходимо выполнять с вертикальной перегрузкой путах, при которой темп увеличения угла тангажа и темп торможения вертолета изменяются таким образом, что выход на & а* 90° (0 — 90°) происходит при наивыгоднейшей по скороподъемности скорости полета. В зависимости от исходной скорости маневра V0 путйх составляет 1,7 … 2,2, причем меньшее ее значение относится к большей V0 (поэтому на рис. 2.46 при V0 = 300 км/ч фигура растянута по горизонтали). Величина путях зависит также от общего шага б0, при котором выполняется восходящая часть петли. При большем 60 можно допустить большую путах. Существует оптимальное значение перегрузки. Оно обусловлено тем, что про — пульсивная сила несущего винта, направленная по траектории полета (тангенциальная перегрузка пха), создается как величиной, так и ориентацией вектора вертикальной перегрузки пха = — пу sin а. При реализации большой перегрузки > 2’° — 2’4_ требуется существенно увеличить угол атаки, поэтому пха становится либо малой, либо отрицательной величиной. В результате вертолет интенсивно тормозится и, не достигнув верхней точки траектории петли, практически полностью теряет скорость.
Наиболее трудной для пилотажа является вторая — нисходящая часть петли. На ней важно не превысить максимально допустимую скорость полета. Незначительное замедление в действиях летчика приводит к существенному нарастанию скорости полета. При этом также интенсивно растет вертикальная перегрузка. Попытка прекратить ее увеличение уменьшением угловой скорости тангажа приводит к еще большей интенсивности разгона вертолета. Моделирование показало, что осуществить выход из петли с путлх<2,2 практически невозможно.
Чтобы не допустить при маневре с Vmin > 100 км/ч скоростей, больших 200 … 250 км/ч, нужны перегрузки 2,4 … 2,7. Еще большая величина путйх — 3,0 необходима для искривления траектории таким образом, чтобы выход осуществлялся на высоте, не ниже начальной.
Таким образом, сложность пилотирования на нисходящей части фигуры состоит в том, что необходимо в условиях интенсивного разгона вертолета соизмерять увеличение вертикальной перегрузки с величиной перегрузки, определяемой прочностью вертолета. Напомним, что с увеличением скорости полета и^доп уменьшается. Перегрузка в меньшей степени нарастает, если уменьшить общий шаг на 2 … 4°. Рекомендуется это делать в верхней точке петли, а еще лучше в момент начала нарастания скорости полета, т. е. при 0 = 150°. Величина уменьшения шага ограничивается допустимой раскруткой несущего винта.
Во время петли вертикальные скорости вертолета достигают + (30 … 40) м/с и — (40 … 60) м/с; угловые скорости 0,5 … 1,0 1/с. При V0 = 200 км/ч время петли ~ 14 с, а при V0 = 300 км/ч ~25 с. Время выхода в верхнюю точку составляет 60 … 70 % от общего времени петли.
Положение уровня жидкости в баках относительно строительной горизонтали фюзеляжа (СГФ) определяется величиной угла
arcsin пх/у^п2у+ п2х+ п — е2ф. При петле Нестерова жидкость располагается так же, как при выполнении типовых маневров. Анализ возможных непреднамеренно ошибочных действий летчика при маневре показал, что положение уровня жидкости зависит от величины вертикальной перегрузки. При Пу > 0,3 уровень жидкости находится к СГФ под углом + 20° … -20° в зависимости от того, происходит разгон или торможение вертолета. В случае отрицательных значений перегрузки пу < 0 жидкость притекает к верхней части баков. Из-за относительно небольшого диапазона скорости полета вертолетов создание перегрузки меньшей нуля возможно кратковременно, в течение не более чем 3 с (при V < 300 км/ч).
На вертолете без дополнительных движителей перегрузки пх К Пу создаются только несущим винтом и планером. Поэтому ситуация невесомости, когда пу = пх = п2 = 0, невозможна. При пу = 0 жидкость под действием сил сопротивления притекает к передней части баков, пхФ0.