Ведение визуальной ориентировки

Определение МС визуально ccv ществляется в два этапа: сначала

опознается пролетаемая местность, затем по относительному расиоложе нию земных ориентиров и БС опреде­ляется его местоположение. Для того чтобы избежать грубых ошибок, еле дует соблюдать основные п р а вила

контроль пути должен произво­диться иа расстояниях между кон­трольными ориентирами, не превыша­ющих предельно допустимые Sк0;

исходной точкой для опознавания местности должно быть счисленное МС, отмеченное на карте;

карта должна быть ориентирована по сторонам света;

 

где Ucv — среднее значение вектора ветра (рис. 15.2,6). полученное гра­фически или расчетом, (/ер=0,5(1/1| + + Ск), бег=0,5 (Он—бн).

Независимо от способа самолето­вождения в основе контроля пути лс ж ит комплексное применение средств и способов навигации, заключающее­ся в определении МС ие только визу­ально, ио и с помощью различных радио — и астрономических средств, находящихся на борту ВС.

Если в результате контроля пути было зафиксировано уклонение ВС от ЛЗП, то выполняется маневр для его вывода на ЛЗП. Если уклонение не­велико, то рекомендуется выполнить S-образный маневр, отворотом на угол « (7.12). Если уклонение вели ко, то ВС выводится на очередной контрольный ориентир. При этом по правка в курс ПК рассчитывается по формуле (7.11) или приближенно в градусах по одной из зависимостей:

  Ведение визуальной ориентировки

где Snp и Soct — пройденное и остав шееся до КО расстояние; ЛБУ — ли иейное боковое уклонение ВС от ЛЗП.

 

 

появление характерного ориенти­ра следует ожидать, т. е. вести ори­ентировку «от карты к местности»;

начинать опознавание местности от удаленного плана, обращая вни­мание на крупные площадные и ли­нейные объекты Постепенно сужая зону обзора, переходить к опознава­нию точечных ориентиров — деталей площадных, соблютая принцип «от общего к частностям»;

ни один из отличительных призна­ков ориентира не толжен противоре нить изображению его на карте;

опознавание ориентира только по одному признаку может привести к грубой ошибке самолетовождения: все достаточно крупные ориенти­ры, появляющиеся в процессе полета вблизи ЛЗП, должны быть опознаны;

тщательная подготовка к полету значительно упрощает и ускоряет процесс обнаружения н опознавания ориентиров.

Визуальное определение местопо — Iожения ВС заключается в нахожде­нии положения его относительно ок­ружающих ориентиров путем пеленга­ции их и опретеления удаления.

В процессе пеленгации ориентира определяется визуально его курсовой угол (КУО). Расчет ИПС ведется по формуле (6.11). Для облегчения опре­теления КУО рекомендуется делить угол 90° (от продольной оси ВС до траверзного направления) последова­тельно па две или три части (рис. 15.4)

Расстояния определяются расче­том через вертикальный угол и высо ту полета или использованием земных ориентиров в качестве масшіаб. т. д также по времени пролета траверз­ного расстояния Зависимость верти­кальных углов (ВУ) и соответствую­щих им удалений, выраженных в вы сотах, следующая:

ВУ°. … 27 45 56 64 76 80

Удаление.0.5// 1// 1,5/7 2W4//6//

Углы отсчитываются «иа глаз» от линии горизонта при ВУ>45° или от местной вертикали при ВУ<45°.

Пели опознанный ориентир нахо­дится впереди, во в стороне от ЛЗП, то можно пустить секундомер В МО

о

image112

Рис 15.4. Определение курсового уг­ла ориентира меит, когда ои будет иа КУО=45° (315′). и остановить его, когда он пересечет линию траверза. Удаление до него будет равно расстоянию, пройденному ВС за измеренное вре мя.

Для приближенного расчета прой­денного расстояния ВС в уме реко­мендуется следующий прием: если отбросить последнюю цифру значения птевой скорости, то оставшееся зна­чение будет соответствовать пути, проходимому ВС за 6 мин. Дальней­шим делением этого расстояния на части можно получить нужное зна­чение

При наличии двух и более опоз­нанных ориентиров можно использо­вать прием глазомерной пеленгации каждого из них. В точке пересечения линий пеленгов будет находиться ВС (рис. 15.5). Следует помнить, что чем ближе к ВС находится ориентир, тем точнее бтдет определено МС. Поэто­му рекомендуется определять МС по пролету опознанного ориентира.

image113

Рис. 15.5. Определение МС по взаим­ному расположению земных ориен­тиров