Ведение визуальной ориентировки
Определение МС визуально ccv ществляется в два этапа: сначала
опознается пролетаемая местность, затем по относительному расиоложе нию земных ориентиров и БС определяется его местоположение. Для того чтобы избежать грубых ошибок, еле дует соблюдать основные п р а вила
контроль пути должен производиться иа расстояниях между контрольными ориентирами, не превышающих предельно допустимые Sк0;
исходной точкой для опознавания местности должно быть счисленное МС, отмеченное на карте;
карта должна быть ориентирована по сторонам света;
где Ucv — среднее значение вектора ветра (рис. 15.2,6). полученное графически или расчетом, (/ер=0,5(1/1| + + Ск), бег=0,5 (Он—бн). Независимо от способа самолетовождения в основе контроля пути лс ж ит комплексное применение средств и способов навигации, заключающееся в определении МС ие только визуально, ио и с помощью различных радио — и астрономических средств, находящихся на борту ВС. Если в результате контроля пути было зафиксировано уклонение ВС от ЛЗП, то выполняется маневр для его вывода на ЛЗП. Если уклонение невелико, то рекомендуется выполнить S-образный маневр, отворотом на угол « (7.12). Если уклонение вели ко, то ВС выводится на очередной контрольный ориентир. При этом по правка в курс ПК рассчитывается по формуле (7.11) или приближенно в градусах по одной из зависимостей: |
где Snp и Soct — пройденное и остав шееся до КО расстояние; ЛБУ — ли иейное боковое уклонение ВС от ЛЗП. |
появление характерного ориентира следует ожидать, т. е. вести ориентировку «от карты к местности»;
начинать опознавание местности от удаленного плана, обращая внимание на крупные площадные и линейные объекты Постепенно сужая зону обзора, переходить к опознаванию точечных ориентиров — деталей площадных, соблютая принцип «от общего к частностям»;
ни один из отличительных признаков ориентира не толжен противоре нить изображению его на карте;
опознавание ориентира только по одному признаку может привести к грубой ошибке самолетовождения: все достаточно крупные ориентиры, появляющиеся в процессе полета вблизи ЛЗП, должны быть опознаны;
тщательная подготовка к полету значительно упрощает и ускоряет процесс обнаружения н опознавания ориентиров.
Визуальное определение местопо — Iожения ВС заключается в нахождении положения его относительно окружающих ориентиров путем пеленгации их и опретеления удаления.
В процессе пеленгации ориентира определяется визуально его курсовой угол (КУО). Расчет ИПС ведется по формуле (6.11). Для облегчения опретеления КУО рекомендуется делить угол 90° (от продольной оси ВС до траверзного направления) последовательно па две или три части (рис. 15.4)
Расстояния определяются расчетом через вертикальный угол и высо ту полета или использованием земных ориентиров в качестве масшіаб. т. д также по времени пролета траверзного расстояния Зависимость вертикальных углов (ВУ) и соответствующих им удалений, выраженных в вы сотах, следующая:
ВУ°. … 27 45 56 64 76 80
Удаление.0.5// 1// 1,5/7 2W4//6//
Углы отсчитываются «иа глаз» от линии горизонта при ВУ>45° или от местной вертикали при ВУ<45°.
Пели опознанный ориентир находится впереди, во в стороне от ЛЗП, то можно пустить секундомер В МО
о
Рис 15.4. Определение курсового угла ориентира меит, когда ои будет иа КУО=45° (315′). и остановить его, когда он пересечет линию траверза. Удаление до него будет равно расстоянию, пройденному ВС за измеренное вре мя.
Для приближенного расчета пройденного расстояния ВС в уме рекомендуется следующий прием: если отбросить последнюю цифру значения птевой скорости, то оставшееся значение будет соответствовать пути, проходимому ВС за 6 мин. Дальнейшим делением этого расстояния на части можно получить нужное значение
При наличии двух и более опознанных ориентиров можно использовать прием глазомерной пеленгации каждого из них. В точке пересечения линий пеленгов будет находиться ВС (рис. 15.5). Следует помнить, что чем ближе к ВС находится ориентир, тем точнее бтдет определено МС. Поэтому рекомендуется определять МС по пролету опознанного ориентира.
Рис. 15.5. Определение МС по взаимному расположению земных ориентиров |