Сборка каркаса фюзеляжа

Каркас фюзеляжа закладывают в стапель в следующей последовав тельиости. Ка трубу стапеля устанавливают и фиксируют ложементы первых шпангоутов, имеющих незамкнутый контур (их обычно в фю­зеляже три-шесть). Все ложементы шпангоутов с замкнутым контуром ставят на трубу одновременно со шпангоутом или шпангоут ставят по­сле фиксации ложемента на трубе. Так устанавливают все шпангоуты, не собранные в отсеки. Шпангоуты, собранные в отсек со смотровым люком, ставят иа предварительно зафиксированные ложементы на тру­бе. Правильность положения шпангоутов иа ложементах определяют или по осям, нанесенным на ложементы и шпангоуты, или по сбороч­ным отверстиям.

Горизонтальные и вертикальные оси на ложемент и шпангоут нано­сят по шаблону, снятому с плазовой разбивки.

Установка шпангоута иа штыри по предварительно просверленным сборочным отверстиям в шпангоуте — способ более совершенный, так как сборочные отверстия, просверленные в шпангоуте по кондуктору, обязательно совпадут с соответствующими штырями на ложементе и шпангоут займет правильное положение независимо от индивидуаль­ных способностей и навыка рабочего.

После установки всех средних шпангоутов и фиксации их иа ложе* меитах в стапель устанавливают килевую часть иа предварительно За­фиксированные ложементы. Закрыв откидную опору с подшипником трубы стапеля, крепят ее в подшипнике. Ставят в рабочее положение все фиксаторы киля и соединяют его штырями по всем стыковым от­верстиям, что обеспечивает в правильно выверенном стапеле требуе­мое положение кнля и исключает необходимость, проверки его поло­жения по ложементам. Затем устанавливают в стапель головной отсек. При правильной сборке и установке этого отсека лонжероны фюзеляжа должны точно совпадать со всеми гнездами в шпангоутах.

• Фиксация по всем стыковым отверстиям фюзеляжа должна произ­водиться с небольшим усилием от руки, что обеспечит разделку стыко­вых отверстий в агрегатном станке и стыковку агрегата с другими агрегатами. После установки и окончательного крепления в гнездах шпангоутов верхних лонжеронов в каркасе типа полумонокок ставят иижиие лонжероны, передние концы которых винтовыми зажимами крепят в фиксаторах 12 (см. фиг. 316). Затем лонжерон по всей длине ставят в гнезда шпангоутов. Когда верхние и иижние лонжероны по­ставлены иа клею и запрессованы струбцинами, устанавливают все стрингеры точно так же, как у килевого отсека. Для запрессовки стрингеров в гнездах шпангоутов применяют такие же струбцины, как в килевом стапеле. Последовательность сборки каркаса в стапеле мо­жет меняться в зависимости от его конструкции.

Собранный каркас по окончании технологической выдержки рас — прессовывают, снимают все струбцины и зачищают потеки клея в ме­стах склейкн. Одновременно проверяют правильность сопряжения лон­жеронов и стрингеров со шпангоутами, особенно следя за тем, чтобы не было выступов и провалов поверхностей лонжеронов и стрингеров

в гнездах шпангоутов. Обнаруженные выступы плоскостей строгают заподлицо с фанерным поясом шпангоута, а детали с провалами заме­няют новыми или ремонтируют.

Установка обшивки на каркас фюзеляжа

Обшивки на каркасы фюзеляжей запрессовывают двумя способами: хомутами в стапеле общей сборки каркаса и в специальных прессах.

Хомуты для запрессовки обшивок применяются двух конструкций: с винтовой и резиновой запрессовкой (фиг. 320).

Хомут с винтовой запрессовкой имеет две соединенных шарнирно половники: одну деревянную /, другую 2, согнутую из металлической трубы. Внутренняя’ часть деревянной половинки хомута обработана точно по внешнему контуру фюзеляжа в том месте, где устанавли­вается/Хомут. Для компенсации возможных несовпадений на хомуте установлены резиновые прокладки 3. Металлическая часть хомута де­лается на 50—100 мм полнее внешнего контура фюзеляжа. По длине всей трубы через 150—200 мм установлены винты 4. Крайние вииты 5 расположены точно по усовому соединению половинок обшивки.

Хомуты с винтовой запрессовкой из-за большого числа винтов ие обеспечивают равномерной запрессовки обшивки, часто выходят из строя и требуют много времени для запрессовки. В то же время про­стота таких хомутов и возможность запрессовывать ими обшивки иа каркасы с отклонениями от номинальных размеров по сечению обес­печили широкое применение их в производстве.

У хомутов с резиновой запрессовкой две деревянные половинки обработаны точно по наружному контуру фюзеляжа и соединены меж­ду собой винтовыми стяжками 7 в том месте, где устанавливается при запрессовке хомут. По всему внутреннему контуру хомута прикреплена резиновая лента 3, обеспечивающая равномерное давление при запрес­совке. Для создания давления иа усовое соединение половинок обшив*

ки установлены винты 9. Хомуты с резиновой запрессовкой применя­ются реже, чем с шшгшкш, гак как они допускают очень незначитель­ное отклонение размероз сечений фюзеляжа, а резиновая прокладка быстро утрачивает свою эластичность, после чего совсем не обеспечи­вает равномерности запрессовки.

При запрессовке обшивки хомуты устанавливают в местах распо­ложения шпангоутов, а обшивку по стрингерам приклеивают, прижи­мая клиновой запрессовкой по установленным рейкам между хомутами. Для этого в хомуте с резиновой запрессовкой имеются прямоугольные отверстия 10, в которые вставляются рейки.