Применение радионавигационных средств

Самолеты 4-го класса н вертолеты оборудуются автоматическими радио­компасами и радиовысотомерами ма­лых высот. Это позволяет экипажу в полете определять направление на работающую радиостанцию и изме­рять истинную высоту полета до //

= 1500 м. Ра шоком пас АРК обеспе­чивает инструментальный полет ВС — хна» и «от» наземного радиомаяка РМ. а также определение МС пелен­гацией РМ.

Полет иа радиомаяк осуществляет­ся пассивным и активным спосо­бами.

Выполнение полета. Прн выполне нии пассивного полета на РМ экипаж непрерывно выдерживает КУР = 0 Пот влиянием бокового ветра траек­тория ВС искривляется (см. рис. 7 9). Максимальное уклонение от первоначального направления по­лета определяется выражением (7.21), если вместо угла Р подста­вить УС.

Полет на РМ активным способом предусматривает учет бокового сно­са ВС ветром, т. е. непрерывное вы — терживание КУР-УС. В этом случае траектория полета бывает близка к ортодромии и определяется только

погрешностями определения и ныдср жинання КУР. Траектория полета определится максимальным уклоне­нием Zmai. величина которого рас — считывается согласно (7.22). если вместо Р подставить 0„>р.

Недостаток и пассивного, и актив ного способов полета — наличие иа чальной ошибки Пслн в начальный момент полета ВС находилось в сто­роне от ЛЗП. то боковая ошибка будет устраняться только постепенно, по мерс приближения к РМ. Онреде лить же ее в полете трудно. Ограни­чив полет юпустнмыми значениями ЛБУ, можно получить предельную начальную дальность полета на РМ, при которой ВС не уклонится от ЛЗП более установленного допуска (рис 15.6). Считан приемлемой Ртр = = 0,66, получим предельные началь­ные дальности 80 и 56 км соответст­венно для УС = 5 н 10°

При отсутствии бокового ветра (УС=0) предельная дальность равіта 95 км. Эта же дальность может быть принята и для активного способа по­лета. Для РТр = 0.95 при активном способе полета дальность сокращает­ся до 50 км.

Пели на ВС установлен гиромаг­нитный компас ГИК-1, то с помощью совмещенного индикатора У ГР 1, но зволяюшего одновременно определять н МК, И КУР. можно выполнять ІІО-

image114

Рис. 15.6. Вероятность невыхода ВС за пределы (2в = 10 км) при полете иа PC пассивным способом

 

 

image115

Рис 15 7. Вероятность невыхода ВС за пределы ВТ (2н=10 км) при полете на PC по ЛРПР

2.3 10 *

5*. (15.8)

Подпись: гПодпись: max

лет по линии равных пеленгов радио­станции (ЛРПР). Этим устраняется недостаток, присущий массивному и активному способам — невозмож­ность устранения начального уклоне­ния ВС от ЛЗП. Для выполнения по­лета на РМ стрелка курсозадатчнка УГР-1 устанавливается на значение ЗМГ1У участка маршрута. Далее по­следовательными доворотами ВС эки­паж постепенно подбирает такой курс следования, чтобы стрелка КУР все время была совмещена со стрелкой курсозадатчнка. При полете от РМ все делается так же, но с направле­нием, указываемым курсозадатчнком, совмещается обратный конец стрелки КУР

При полете иа РМ и от РМ ВС все время будет разворачиваться в соответствии с изменением УС и схождением меридианов. Это ириво дит к искривлению траектории поле та. Максимальное значение бокового уклонения ЛРПР от ортодромии на­ходится на середине расстояния меж­ду ВС и РМ sin ИПР

90° — ф° где S — расстояние между ВС и РМ, км: ИПР — истинный пеленг РМ, со­
ответствующий ЛРПР; ч — широта радиомаяка, °.

Ограничив себя допустимым ЛБУ. можно получить предельную началь ную дальность полета способом вы­держивания постоянного пеленга РМ. при котором ВС не уклонится более установленного допуска. На рис. 15.7 приведен график вероятности невыхо да ВС за пределы полосы шириной ±5 км. Считая приемлемой Ртр=0,68, для средних широт (р=40-=-60° пре­дельные начальные дальности будут 150 -180 км.

Контроль пути по направлению.

Если ПРС располагается на оси воз душной трассы, то экипажи имеют возможность определять боковое ук­лонение ВС от линии заданного пути и осуществлять вывод ВС иа нее. Уклонение ВС имеет место, когда МПР (МПС)=/ьЗМПУ. Сторона укло­нения определяется из сравнения этих величии (рис. 15.8):

МПС<ЗМПУ (полет от радио станции), МПР>ЗМПУ (полет на ра диостанцию) уклонение влево;

МПС>ЗМПУ (полет от радио станции),

МПР<ЗМПУ (полет на радио станцию) — уклонение вправо

Порядок вывода ВС на ЛЗП за ключается в следующем. Довернув ВС в сторону ЛЗГІ на 20—30°, эки

Подпись: Рис. 15.8 Вывод ВС на ЛЗП полетом «на» н «от» радиостанции

наж выполняет полет с постоянным курсом. При этом МПР (МПС) будет приближаться к значенню ЗМПУ. В момент выхода ЕС на ЛЗП стрел­ка радиокомпаса покажет МПСВых = =ЗМПУ, если радиостанция находит­ся по полету сзади, и МПРиых — = ЗМПУ, если впереди. Для удобст ва контроль можно осуществлять по курсовому углу радиостанции. В этом случае при выходе ВС на ЛЗП стрел ка АРК укажет:

КУВвых = З. МПУ—МКвы* прн по­лете на PC;

КУР»ых = ЗМПУ—МКвых + 180 при полете от PC.

image117

Рис. 15.9. Определение МС с по­мощью АРК

Дальнейшее следование ВС по ЛЗП осуществляется отпнм из вы ше указанных способов.

Определение МС с помощью АРК выполняется графически прокладкой линий радиопеленгов от двух назем­ных радиомаяков на карте (рис. 15 9). Для расчета ИПС пользуются форму лой (6.10).

Неодновременность измерения ра диопеленгов требует переноса одного нз них на S=W(T2—Ti) для приведе­ния обоих измерений к одному МО менту, обычно Г2. Однако, учитывая низкую точность измерения радиопе­ленгов с помощью АРК [ор„ = = (3-~4)°], можно не осуществлять переноса, если

(Ті — 7) < 100(Дгр W/), (15 9)

что для 150 км составляет:

W, км ч.100 150 200 250 300 350 (Г,—’Тг), с 150 100 75 60 50 43

Иногда используется радиопеленг третьего РМ. Это дает возможность не только оценить ошибку определе­ния МС, НО Н ПОВЫСИТЬ точность ОП ределення, выбрав в качестве МС точку пересечения биссектрис в тре­угольнике погрешностей.

Экипажи ВС, на которых установ лены командные радиостанции, мог>т использовать автоматические радио пеленгаторы (УКВ) для контроля пу­ти и полета на и от АРП. С этой це-

Подпись: Таблица 15.2. Исходные данные дальностей и углов пересечения линий радиопеленгов РМ п і 2 3 1 1-2 Ді Дч СО Ді Дч (0 Д. дг со д, д. со 2-3 Л2 Да СО Д2 Дз со Дг Дз со Дг Да со 1 3 Д.А, со ДгЛ3 со Д.Дз со Д.Дз со 1 1 -

лью запрашивается прямой (ПП) или обратный (ОП) радиопеленги. Они измеряются относительно магнитного меридиана, проходящего через АРП: прямой радиопеленг — в направ­лении на ВС. Он используется для контроля пути прокладкой истинного радиопеленга ВС ИПС=Г1П + Лм;

обратный радиопеленг — ВС иа АРП. Он приближенно равен магнит­ному курсу ВС на радиопеленгатор, поэтому используется при обеспече­нии и контроле полетов в районе аэ­родрома.

Точность определения МС. полу­ченного в точке пересечения линий радиопеленгов, оценивается радиаль­ной средней квадратической погреш ностью, рассчитываемой по (8.13).

Определим МС и оценим его точ ность, если на МК = 50° были измере­ны: КУР = 163°. КУР = 58°. а <р0=56. о,1Г = 3.9°. Лрі =49, АГі =53; Я = 50 ;

И ПС, = 50 + 13+ (49—50) sin 56 + + 163— 180=45,2°;

ИПС2=50+13+ (53—50) sin 56+ + 58+180=303.5°.

После получения МС на карте, на­ходят « = 76°, £>, = 136 км. £>;=176 км.

0,0175-3.9 ,————-

Тогда о, = sin76° Ї 136? +176 = = 15,6 км. Это значит, что с вероят­ностью 0,63 можно утверждать, что фактическое МС находится в преде­лах кружка с радиусом 15,6 км.

Таблица 15.3. Распределение радиальных СКП МС вдоль ВТ

РМ

л

1

2

3

4…

1—2

°П 1 — 2»

0<-(l-2)

Ог.

С1г.

2—3

°Г( 2-3)

^(г-э)

ог. .

Ог…

1—3

°/<1 .)

°г( 1-а)

Ог…

Or — . ■

Точность определения МС зависит от удаления ВС от РМ и угла ю пе­ресечения радиопеленгов. Наивысшая точность бывает там, где Ь)=109°. поэтому целесообразно выполнять оп ределенне МС именно в таких точках. С этой целью при подготовке к поле­ту рекомендуется строить график рас пределения Or вдоль заданного марш­рута. Для чего на ЛЗП намечаются точки л=1, 2, 3 . .. отстоящие на

20— 30 км одна от другой. Для каж­дой из них измеряются и сводятся в табл. 15.2 значения D и м всех пар РМ, находящихся в пределах дально­сти действия.

По полученным данным рассчиты ваются Or для каждой пары РМ (табл. 15.3).

Подпись: Рис. 15 10. Распределение радиаль ных СКП определения МС вдоль ВТ: 1—2, 2- 3, 3—4 — пары радиомаяков

Согласно расчетным значенням От по точкам л=1, 2, 3 н т д. строится график распределения ошибок опреде лення МС для каждой пары РМ вдоль линии заданного пути (рнс. 15.10) На нем наглядно вид-

иы пічки, где нужно (.1 Б, В, Г) и г іе не НУЖНО выполнять контроль |] ти но РМ