Применение радионавигационных средств
Самолеты 4-го класса н вертолеты оборудуются автоматическими радиокомпасами и радиовысотомерами малых высот. Это позволяет экипажу в полете определять направление на работающую радиостанцию и измерять истинную высоту полета до //
= 1500 м. Ра шоком пас АРК обеспечивает инструментальный полет ВС — хна» и «от» наземного радиомаяка РМ. а также определение МС пеленгацией РМ.
Полет иа радиомаяк осуществляется пассивным и активным способами.
Выполнение полета. Прн выполне нии пассивного полета на РМ экипаж непрерывно выдерживает КУР = 0 Пот влиянием бокового ветра траектория ВС искривляется (см. рис. 7 9). Максимальное уклонение от первоначального направления полета определяется выражением (7.21), если вместо угла Р подставить УС.
Полет на РМ активным способом предусматривает учет бокового сноса ВС ветром, т. е. непрерывное вы — терживание КУР-УС. В этом случае траектория полета бывает близка к ортодромии и определяется только
погрешностями определения и ныдср жинання КУР. Траектория полета определится максимальным уклонением Zmai. величина которого рас — считывается согласно (7.22). если вместо Р подставить 0„>р.
Недостаток и пассивного, и актив ного способов полета — наличие иа чальной ошибки Пслн в начальный момент полета ВС находилось в стороне от ЛЗП. то боковая ошибка будет устраняться только постепенно, по мерс приближения к РМ. Онреде лить же ее в полете трудно. Ограничив полет юпустнмыми значениями ЛБУ, можно получить предельную начальную дальность полета на РМ, при которой ВС не уклонится от ЛЗП более установленного допуска (рис 15.6). Считан приемлемой Ртр = = 0,66, получим предельные начальные дальности 80 и 56 км соответственно для УС = 5 н 10°
При отсутствии бокового ветра (УС=0) предельная дальность равіта 95 км. Эта же дальность может быть принята и для активного способа полета. Для РТр = 0.95 при активном способе полета дальность сокращается до 50 км.
Пели на ВС установлен гиромагнитный компас ГИК-1, то с помощью совмещенного индикатора У ГР 1, но зволяюшего одновременно определять н МК, И КУР. можно выполнять ІІО-
|
Рис 15 7. Вероятность невыхода ВС за пределы ВТ (2н=10 км) при полете на PC по ЛРПР
2.3 10 * |
5*. (15.8) |
лет по линии равных пеленгов радиостанции (ЛРПР). Этим устраняется недостаток, присущий массивному и активному способам — невозможность устранения начального уклонения ВС от ЛЗП. Для выполнения полета на РМ стрелка курсозадатчнка УГР-1 устанавливается на значение ЗМГ1У участка маршрута. Далее последовательными доворотами ВС экипаж постепенно подбирает такой курс следования, чтобы стрелка КУР все время была совмещена со стрелкой курсозадатчнка. При полете от РМ все делается так же, но с направлением, указываемым курсозадатчнком, совмещается обратный конец стрелки КУР
При полете иа РМ и от РМ ВС все время будет разворачиваться в соответствии с изменением УС и схождением меридианов. Это ириво дит к искривлению траектории поле та. Максимальное значение бокового уклонения ЛРПР от ортодромии находится на середине расстояния между ВС и РМ sin ИПР
90° — ф° где S — расстояние между ВС и РМ, км: ИПР — истинный пеленг РМ, со
ответствующий ЛРПР; ч — широта радиомаяка, °.
Ограничив себя допустимым ЛБУ. можно получить предельную началь ную дальность полета способом выдерживания постоянного пеленга РМ. при котором ВС не уклонится более установленного допуска. На рис. 15.7 приведен график вероятности невыхо да ВС за пределы полосы шириной ±5 км. Считая приемлемой Ртр=0,68, для средних широт (р=40-=-60° предельные начальные дальности будут 150 -180 км.
Контроль пути по направлению.
Если ПРС располагается на оси воз душной трассы, то экипажи имеют возможность определять боковое уклонение ВС от линии заданного пути и осуществлять вывод ВС иа нее. Уклонение ВС имеет место, когда МПР (МПС)=/ьЗМПУ. Сторона уклонения определяется из сравнения этих величии (рис. 15.8):
МПС<ЗМПУ (полет от радио станции), МПР>ЗМПУ (полет на ра диостанцию) уклонение влево;
МПС>ЗМПУ (полет от радио станции),
МПР<ЗМПУ (полет на радио станцию) — уклонение вправо
Порядок вывода ВС на ЛЗП за ключается в следующем. Довернув ВС в сторону ЛЗГІ на 20—30°, эки
наж выполняет полет с постоянным курсом. При этом МПР (МПС) будет приближаться к значенню ЗМПУ. В момент выхода ЕС на ЛЗП стрелка радиокомпаса покажет МПСВых = =ЗМПУ, если радиостанция находится по полету сзади, и МПРиых — = ЗМПУ, если впереди. Для удобст ва контроль можно осуществлять по курсовому углу радиостанции. В этом случае при выходе ВС на ЛЗП стрел ка АРК укажет:
КУВвых = З. МПУ—МКвы* прн полете на PC;
КУР»ых = ЗМПУ—МКвых + 180 при полете от PC.
Рис. 15.9. Определение МС с помощью АРК |
Дальнейшее следование ВС по ЛЗП осуществляется отпнм из вы ше указанных способов.
Определение МС с помощью АРК выполняется графически прокладкой линий радиопеленгов от двух наземных радиомаяков на карте (рис. 15 9). Для расчета ИПС пользуются форму лой (6.10).
Неодновременность измерения ра диопеленгов требует переноса одного нз них на S=W(T2—Ti) для приведения обоих измерений к одному МО менту, обычно Г2. Однако, учитывая низкую точность измерения радиопеленгов с помощью АРК [ор„ = = (3-~4)°], можно не осуществлять переноса, если
(Ті — 7) < 100(Дгр W/), (15 9)
что для 150 км составляет:
W, км ч.100 150 200 250 300 350 (Г,—’Тг), с 150 100 75 60 50 43
Иногда используется радиопеленг третьего РМ. Это дает возможность не только оценить ошибку определения МС, НО Н ПОВЫСИТЬ точность ОП ределення, выбрав в качестве МС точку пересечения биссектрис в треугольнике погрешностей.
Экипажи ВС, на которых установ лены командные радиостанции, мог>т использовать автоматические радио пеленгаторы (УКВ) для контроля пути и полета на и от АРП. С этой це-
лью запрашивается прямой (ПП) или обратный (ОП) радиопеленги. Они измеряются относительно магнитного меридиана, проходящего через АРП: прямой радиопеленг — в направлении на ВС. Он используется для контроля пути прокладкой истинного радиопеленга ВС ИПС=Г1П + Лм;
обратный радиопеленг — ВС иа АРП. Он приближенно равен магнитному курсу ВС на радиопеленгатор, поэтому используется при обеспечении и контроле полетов в районе аэродрома.
Точность определения МС. полученного в точке пересечения линий радиопеленгов, оценивается радиальной средней квадратической погреш ностью, рассчитываемой по (8.13).
Определим МС и оценим его точ ность, если на МК = 50° были измерены: КУР = 163°. КУР = 58°. а <р0=56. о,1Г = 3.9°. Лрі =49, АГі =53; Я = 50 ;
И ПС, = 50 + 13+ (49—50) sin 56 + + 163— 180=45,2°;
ИПС2=50+13+ (53—50) sin 56+ + 58+180=303.5°.
После получения МС на карте, находят « = 76°, £>, = 136 км. £>;=176 км.
0,0175-3.9 ,————-
Тогда о, = sin76° Ї 136? +176 = = 15,6 км. Это значит, что с вероятностью 0,63 можно утверждать, что фактическое МС находится в пределах кружка с радиусом 15,6 км.
Таблица 15.3. Распределение радиальных СКП МС вдоль ВТ
|
Точность определения МС зависит от удаления ВС от РМ и угла ю пересечения радиопеленгов. Наивысшая точность бывает там, где Ь)=109°. поэтому целесообразно выполнять оп ределенне МС именно в таких точках. С этой целью при подготовке к полету рекомендуется строить график рас пределения Or вдоль заданного маршрута. Для чего на ЛЗП намечаются точки л=1, 2, 3 . .. отстоящие на
20— 30 км одна от другой. Для каждой из них измеряются и сводятся в табл. 15.2 значения D и м всех пар РМ, находящихся в пределах дальности действия.
По полученным данным рассчиты ваются Or для каждой пары РМ (табл. 15.3).
Согласно расчетным значенням От по точкам л=1, 2, 3 н т д. строится график распределения ошибок опреде лення МС для каждой пары РМ вдоль линии заданного пути (рнс. 15.10) На нем наглядно вид-
иы пічки, где нужно (.1 Б, В, Г) и г іе не НУЖНО выполнять контроль |] ти но РМ