Стабилизация самолета относительно центра масс
Структурные схемы системы цифрового управления продольным движением самолета, показанные на рис. 3.1, включают контур угловой стабилизации относительно центра масс. После некоторых упрощений этот контур может быть представлен в виде структурной схемы, изображенной на рис. 3.3. В результате исследования этой структурной схемы должен быть определен вид цифрового закона управления, т. е. найден вид передаточной функции дискретного корректирующего устройства D(z) и определена величина максимально допустимого периода дискретности Т. Воспользуемся для решения поставленной задачи методом логарифмических частотных характеристик, изложенным в разд. 2.2.
Дискретная передаточная функция приведенной непрерывной части системы находится по выражению
Рис. 3.3. Структурная схема
контура угловой стабилиза-
ции
о
или с учетом правил построения логарифмических характеристик в функции псевдочастоты X по отдельным частотным диапазонам и (3.6) получим
На рис. 3.4 приведены логарифмические частотные характеристики, соответствующие функции (3.8) и желаемой передаточной функции W(/Я), которая сформирована с учетом рекомендаций разд. 2.2 для обеспечения грубости системы и необходимого запаса устойчивости:
в зависимости от того, определяется ли запас устойчивости по показателю колебательности М или R.
Дискретная передаточная функция цифровой коррекции находится из условия
(ЗЛО)
Откуда
Щг)
АЪ(г)
где
2т» 2та
1+ — 1———————————————————————— —
т т
^ , CL=z kfy — .
Таким образом, реализуемый закон управления должен иметь вид
v (пТ) = а0Д& (пТ)—а,,Ь. Ъ{п — 1)Л» (3.12)
т. е. используется управление по отклонению и по первой разности.
Можно определить базовую частоту Хо через коэффициенты исходной передаточной функции (3.8).
Легко видеть, что
V5л
ум (М—_О М + 1 1 -/? ■ ГГТ* ‘ |
Откуда максимально допустимое значение периода дискретности находится из условия
При применении метода переменных состояния сначала строится расчетная схема системы управления на основе системы дифференциальных уравнений, описывающих динамику объекта управления и регулятора (разд. 2.7). Процедура перехода от системы дифференциальных уравнений к уравнениям в переменных состояния не является однозначной. Это объясняется свободой выбора переменных состояния, которым соответствуют свои системы уравнений.
Выбор переменных состояния обычно определяется параметрами, которые описывают движение воздушного судна (угол тангажа, угол крена, скорость полета, высота и т. д.) и возможностью их непосредственного измерения. В противном случае приходится осуществлять оценку вектора состояния с помощью алгоритмов оптимальной динамической фильтрации.
С этой точки зрения для систем управления полетом предпочтительна схема, которая соответствует уравнениям состояния, заданным в нормальной форме.
Х(/) = АХ(0+Ви(г!); (3.16) u(()=_GX(()+EXlip(0, (3.17) где X вектор переменных состояния размерности nXl; u — вектор управления размерности mxl; Хпр — вектор программных сигналов размерности mXl; А, В — матрицы размерностей пуп и пХт соответственно; G — матрица управления по обратной связи размерности тХп; Е — матрица управления по вектору программных сигналов размерности тут. Рассмотрим автопилот угла тангажа с жесткой обратной связью, когда не учитывается динамика сервопривода. Короткопериодическое движение воздушного судна в продольной плоскости описывается уравнениями 0п+с4)а — /$=0; (СцР + с*) a+ (Р2 + ciP)& — — сз§в — а закон управления 8п = М&-&аад )+ka>zpb. (3.19) В уравнениях (3.18), (3.19) ■0′ —угол тангажа; а —угол атаки; 6В — угол отклонения руля высоты; Озад — программное значение угла тангажа; kkWz передаточные числа автопилота по углу тан- |
ЛГ] = &, ЛГ2 = () — 10г> *3—’шг Ь§11, II 0В, ХПр 03ад. |
Рис. 3.6. Структурная схема аналогового прототипа Если обозначить |
*1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
|||
х = |
х2 |
; А= |
0 |
0 |
1 |
; В= |
Ьо |
*3 |
0 |
— |
-®i |
&1 — аА |
О=||^Ц0||, Е = &», |
то система (3.20), (3.21) принимает вид (3.16), (3.17).
Как следует из уравнения (3.21), сигнал управления непрерывной системы по обратной связи формируется из всех координат вектора состояния. Однако, только по двум из них, которые можно непосредственно измерить (О и сог), элементы матрицы управления по обратной связи G отличны от нуля.
Добавим к уравнениям (3.18), (3.19) еще одно
рЬ = сй(Ь — а), (3.22)
учитывающее изменение высоты полета h.
Известно, что система уравнений (3.18), (3.19), (3.22) также представима в виде (3.16), (3.17). При этом вектор состояния X и матрицы А, В, G, Е
h |
0 10 0 |
0 |
|||
X = |
h |
; А = |
0 Я22 ®23 0 |
; в= |
0 |
& |
0 0 0 1 |
0 |
|||
ll, z |
0 я42 я43 я44 |
Ь4Х |
G={|0 0 kb &10J; Е = kb,
где а22=—С4, £Г23==С‘іСб> ®42=(с2—&цъ=С4С$—С2, 044=—
+ С5), ^4і = С3.
В этом случае уже все координаты вектора состояния X могут быть непосредственно измерены
При представлении объекта управления и регулятора в виде (3.16), (3.17) и дальнейшем переходе к цифровой системе сохраняется структура регулятора, а изменяется лишь матрица управления по вектору программных сигналов Е.
Цифровая система управления, эквивалентная непрерывной системе управления (рис. 3.6), может быть найдена (см. разд. 2.3) в виде, представленном на рис. 3.7, где Ху — вектор состояния цифровой системы размерности /гX1; иу — вектор управления размерности mNX 1; «у — вектор выходного сигнала экстраполятора раз
мерности mX 1; LmN(t—пТ)—матрица экстраполятора (IV—1)-го порядка размерности mXmN вида
^mN(t — nT) =
где l, n — единичная матрица размерности mXn; Т — период дискретности.
Матрица управления по обратной связи G (Т) размерности mNXn и матрица управления по вектору программных сигналов Е(Г) размерности mNXm цифровой системы равны:
G (Г) = || Go (Г) G1(n…GAr_1(7)||T (3.23)
Е(7’) = || Ео(Г) Еі(Г)… Е)у_і(Г)||т, (3.24)
«X л
Gі(Т), Еі(Г) —матрицы коэффициентов размерности тХп и тХт соответственно (і = 0, 1, …. N—1). Здесь и далее штрих означает операцию транспонирования.
При N— 1 цифровая система имеет экстраполятор нулевого порядка.
Будем считать, что аналоговый прототип системы задан в виде (3.16), (3.17) и обладает достаточным запасом устойчивости и отвечает всем требованиям качества.
Решение этих уравнений для момента времени t^t0 запишем в форме Коши
X (/) = Ф (t —10) X (/0) 4" Г (t —t0) ЕХпр (tfj), (3.25)
t
где Ф(г1 —г0) = е<А-вс)(/_’°), Г(г“ —tD)= j1 Ф(/ — т)е(тВ,
to
поскольку ХПр(0 = const.
Дифференциальные уравнения цифровой системы (см. рис. 3.7) для интервала времени nT^.t<(n+)T (л = 0, 1,…) имеют вид:
Xy(/f) = A. Vy(0 + Buy(0; (3.26)
uy(t)=Lmn(t-nT)uy(nT)-, (3.27)
uy (пТ)= -6(Г) Ху (л Г)+ Ё (Г) Х, ф(л7). (3.28)
Решение уравнений (3.26), (3.27) для U—пТ, t=(n+l)T равно
(/1 + 1)7-
Ху 1(я — f-1) 7] = Фо(7) Ху (пТ) ^ Ф (пТ-{-
пТ
+ 7 — x)BLmN(x—nT)uy(nT)dx, (3.29)
п=0,1,…
Так как uy(nT) =const для (п+1)Т, то после введения
новой переменной о=пТ + Т—т из уравнения (3.29) получаем разностное уравнение
Ху {п +1) 7] = Ф0 (Т) Ху (пТ)-j-0 (Т) иу (пТ), п = 0,1,…, (3.30)
позволяющее найти вектор состояния цифровой системы в любой момент времени, кратный периоду дискретности 7.
Матрица 0(7) в уравнении (3.30)
т
0(7)= |‘ф1)(о)ВЬтЛГ(71 — з) (/о. (3.31)
о
Значение параметров закона управления (3.28), при которых вектор состояния цифровой системы (3.30) точно совпадает с вектором состояния непрерывной эталонной модели (3.25) через М периодов дискретности, если в начальный момент времени U — nT обе системы имеют вектора состояния у(пТ) =Х(пТ), рассмотрено в разд. 2.3.
Пусть дифференциальные уравнения самолета имеют вид (3.18), (3.22), а аналоговый закон управления описывается уравнением (3.19). Коэффициенты уравнений (3.18), (3.19), (3.22) равны:
Сі = 0,696; С2=2,068; сз = 1,048; С4 = 0,778; cs = 0,101; се= 1,335; kf> = = 1,500; ЛШг= 1,500.
Рассматривая угловое движение самолета совместно с траектор — ным, для вектора состояния X и матриц А, В, G и Е аналогового прототипа получаем
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
|
0 |
-0,778 |
1,039 |
0 |
; в= |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
|
0 |
1,490 |
-1,989 |
-0,797 |
1,048 |
G = || 0 0 1,500 1,500 ||; Е= 1,500. |
В данном случае п = 4, т=1, следовательно, число периодов дискретности М, через которое может осуществляться согласование векторов состояния цифровой системы и непрерывной эталонной модели, и порядок экстраполятора, определяемый числом N, должны отвечать условию
MN>4.
При М = 2 и М=2 точное согласование векторов Ху и X может быть обеспечено через два периода дискретности с помощью экстраполятора первого порядка.
Глава 4