‘ Установка обшивок на каркас центроплана

Обшивку на каркас центроплана устанавливают двумя способами: винтовой и пневматической запрессовкой. Принцип винтовой запрес­совки обшивки на каркас центроплана понятен из фиг. 350. Винтовая запрессовка несовершенна и не обеспечивает высокого качества при­клейки юбщцвки к каркасу.

Для запрессовки плоскостных обшивок применяют приспособление, показанное иа фиг. 351.

Более распространены стационарные пневматические прессы, в ко­торых обшивка устанавливается в два приема: первой ставится плоско­стная, а затем — лобовая обшивка. ,

Фиг* 350. Установка лобовой обшивки на каркас центроплана винтовой

запрессовкой.

І—обшивка; 2—хомут; а—винтовые зажимы; і—стяжки.

Фнг. 351. Установка плоскостной обшивки на каркас центроплана

винтовой запрессовкой.

Пневматический пресс для запрессовки плоскостных обшивок ‘ (фиг. 352) имеет сварную станину на бетонном фундаменте. Верхние гори­зонтальные балки к основной станине прикреплены болтами, что об­легчает установку сулаг и монтаж пневматической проводки. В верх­ней части станины установлен прижим верхней обшивки цен­троплана, состоящий из настила досок, прикрепленных болтами к верхним балкам, затем проложен ряд дюрнтовых шлангов. Каждый шланг расположен под продольной горизонтальной балкой, восприни­мающей нагрузку, возникающую при запрессовке. С одного конца все

Фиг. 352. Пневматический пресс для установки плоскостных обшивок * на каркас центроплана.

Z—станина; S—горизонтальные балки; 3—сулаги; 4— настил досок: 5— дюрнтовые шланги;
в-—пульт управления; 7—поддерживающие пружины; І—нижние сулаги; 9— откатные тележки;
10—рельсы; 11—фиксаторы стыковых узлов с противовесом.

дюритовые шланги наглухо заделаны, а в другой укреплены трубки, соединенные в один воздуховод, который соединен с воздушной сетью. Ниже дюритовых шлангов расположена верхняя сулага, нижняя плоскость которой точно соответствует профилю верхней пло­скости обтекания центроплана. Пружины 7 удерживают верхнюю су­лагу в горизонтальном положении и возвращают ее после запрессовки в исходное верхнее положение.

Нижнюю обшивку центроплана запрессовывают аналогичным при­жимом, только в перевернутом положении. Верхняя плоскость иижней сулаги точно соответствует профилю нижней плоскости обтекания цен­троплана. і ‘

На рабочих плоскостях всех сулаг установлены резиновые полосы, фанерные трафареты и прокладные сулаги, конструкция и назначение которых точно такие же, как и в прессе для приклейки обшивок к каркасу фюзеляжа.

Нижние прижимы установлены на откатных тележках, передвигаю­щихся по рельсам. Коле’сд 1 тележки (фиг. 353) установлены Jta пру­жинах 2 так, что при запрессовке тележка, сжимая пружины, опирает­
ся своей рамой 3 на раму пресса, 4. Центроплан после запрессовки выкатывают на противоположную сторону пресса. Пресс такой конст­рукции при поточной организации производства ставится непосредст­венно в линию потока.

Подготовленный к запрессовке центроплан (верхняя и нижняя об’ шнвкн поставлены на контрольные гвозди) устанавливают на тележ­ку (фнг. 354), конструкция которой позволяет поднимать а опускать цен­троплан при установке его в пресс.

Центроплан, поставленный на тележ­ку, опирается на ложементы 7, шарнир­но скрепленные с вертикальными вин­тами 2. Винты ввинчиваются в ше­стерни 3, которые соединены между собой бесконечной цепью Галля. Ше­стерни приводятся во вращение ру­кояткой 4 ив зависимости от направ­ления вращения винтов опускают или поднимают ложементы с установлен­ным на них центропланом. Для обес­печения правильной запрессовки цен­троплан фиксируют по стыковым от­верстиям в откидных фиксаторах.

Все управление пневматической запрессовкой н электроподогревом смонтировано на одном пульте

тележки 3. Подготовленный к запрессовке центроплан 4 ставят на тележку 5 и вкатывают в пресс. Затем ставя. т в рабочее. положение откатные тележки, регулируют по высоте положение центроплана до совпадения стыковых отверстий в фиксаторах н фиксируют его по всем четырем стыковым узлам. После этого включают воздух в пне­вматическую сеть пресса и запрессовывают центроплан.

Обшивку приклеивают смоляными клеями, придерживаясь следую­щего режима: . ^ * J

Выдержка в запрессованном состоянии до включения подо­

После установки плоскостных обшивок центроплан подают на той же тележке ко второму прессу для установки лобовой обшивки (фиг. 356).

На сварной станине пресса смонтированы все детали. Два симмет­рично установленных пневматических мешка Для запрессовки лобовых

4

8

Фиг. 357. Схема пневматической запрессовки при установке лобовой обшивки иа каркас центроплана.

I-лобовая обшивка; 2—прокладная сулага; 3—основной пневматический мешок; б—лобовой пневматический мешок; 3— дюритовый шланг по усовому соединению; б—прокладная сулага

шланга; 7 —пружины; 3—основная сулага.

I

обшивок по своей конструкции отличаются от прижимов пресса для плоскостных обшивок. В последних основные сулаги непосредствен­но давят на прокладные сулаги. В лобовом же прессе пневматический мешок проложен между основной н прокладной сулагами, как пока­зано на фиг, 357.

Резиновые полосы и фанерный трафарет каркаса смонтированы в прокладной сулаге.

Прижим такой конструкции обеспечивает более качественную за­прессовку лобовой обшнвкн, которая вследствие своей сложной формы не может быть запрессована равномерно иа выпуклых местах при не­посредственном давлении основной сулаги на проклаідную. Однако и в этом случае результаты получаются неудовлетворительными и при запрессовке лобовых обшивок одним "пневматическим мешком получа­ется непроклей по лобовому стрингеру. Для увеличения давлення на лобовой стрингер прокладывают дополнительный узкий пневматиче­ский мешок.

По усовому соединению лобовой обшивки с плоскостной установ­лен специальный шланг, который обеспечивает равномерность залрес-

ним — шланг по усовому соединению, шивки такой же, как при установке плоскостных обшивок. ■ После установки1 обшивки иантроплтн поступает ч.? станки для разделки стыковых отверстий.

Разделка стыковых узлов центроплана

Стыковые узлы центроплана разделывают в агрегатном станке, в который его ‘устанавливают краном. На фиг. 359 показан общий вид агрегатного станка с’ портальным краном для установки центроплана.

Агрегатный станок {фиг. 360) имеет сварную раму 1 прямоугольной формы, установленную на бетонном фундаменте. На раме станка укреп­лены четыре кондукторно-фиксаторных узла 2 по стыковым узлам центроплана с консолью, контрольные ложементы Зу два подвижных ложемента на домкратах 4, два задних 5 и два передних 6 кондук­торно-фиксаторных узла по стыковым узлам центроплана с фюзеля­жем, одношпиндельная сверлильная головка 7 и многошпиндельная сверлильная головка 8. На раме станка установлены четыре сверлиль­ные двухшпиндельные головки 9 для обработки стыковых узлов цен­троплана с консолями. Каждая сверлильная головка установлена на литой станине 10 и состоит из электродвигателя 11 с редуктором 12 (набор зубчатых шестерен), двух горизонтальных шпинделей 13 и штурвала 14. —

Электродвигатели устанавливают мощностью 0,5—1,0 кет при 140Q—2000 об/мин. в зависимости от материала стыкового узла и диа­метра стыкового отверстия.

Сверлильная головка для обработки задних стыковых узлов центро­плана с фюзеляжем имеет обычно один шпиндель для сверловки сбо­рочного (отверстия. Шпиндель смонтирован вместе с редуктором и

алскіродшп и я-.и-м їм v м. і.мк. іч, кпюрио пород mini ю и* н ію илмр. им’по щнм, жестко укрепленным на раме станка.

Передние стыковые узлы центроплана с фюзеляжем и моторной ра­мой обрабатываются мпогошпнндельной сверлильной головкой. Свер­лят н развертывают стыковые’ отверстия в узлах центроплана Ччооез

Фиг. 359. Общий вид агрегатно-разделочного станка центроплана

с портальным краном.

накидные кондукторно-фиксаторные узлы, положение которых точно выверено по эталону центроплана.

На фиг. 361 показан кондукторно-фиксаторный узел стыкового узла центроплана с консолью. Кондуктор 1 в рабочем положении фиксиру­ют конусными штырями 2, а сам центроплан jb кондукторе фиксируют цилиндрическими штырями 3 через переходные івтулки 4. Переходные втулки служат направляющими режущему инструменту.

Стыковые отверстия разделывают в четыре прохода. В первый и второй проходы отверстия обрабатывают зенкерами, каждым снимая стружку 1 мм в третий и четвертый проходы — специальными раз­вертками. За оба эти прохода снимают стружку толщиной ие более 0,6 мм. После третьего прохода (если предусмотрено технологией) обрабатывают боковые поверхности щеки стыковых узлов центроплана

с фюзеляжем специальными шарошками (фиг. 362) с победитовыми пластинами. Хвостовик борштанги входит в предварительно обрабо — тайное отверстие узла и служит направляющей для шарошки. Шарош­ки закреплены шпонками на направляющем хвостовике борштанги, соединенной со шпинделем сверлильной головкой. Вращение от свер­лильной головки к зенкерам и разверткам передается при помощи

специальной державки с шарниром Гука, что исключает возможность образования эллипсности при развертке узлов. До обработки боковых поверхностей стыковых узлов центроплан в станке крепится переход­ными фиксаторами.