‘ Установка обшивок на каркас центроплана
Обшивку на каркас центроплана устанавливают двумя способами: винтовой и пневматической запрессовкой. Принцип винтовой запрессовки обшивки на каркас центроплана понятен из фиг. 350. Винтовая запрессовка несовершенна и не обеспечивает высокого качества приклейки юбщцвки к каркасу.
Для запрессовки плоскостных обшивок применяют приспособление, показанное иа фиг. 351.
Более распространены стационарные пневматические прессы, в которых обшивка устанавливается в два приема: первой ставится плоскостная, а затем — лобовая обшивка. ,
Фиг* 350. Установка лобовой обшивки на каркас центроплана винтовой
запрессовкой.
І—обшивка; 2—хомут; а—винтовые зажимы; і—стяжки.
Фнг. 351. Установка плоскостной обшивки на каркас центроплана
винтовой запрессовкой.
Пневматический пресс для запрессовки плоскостных обшивок ‘ (фиг. 352) имеет сварную станину на бетонном фундаменте. Верхние горизонтальные балки к основной станине прикреплены болтами, что облегчает установку сулаг и монтаж пневматической проводки. В верхней части станины установлен прижим верхней обшивки центроплана, состоящий из настила досок, прикрепленных болтами к верхним балкам, затем проложен ряд дюрнтовых шлангов. Каждый шланг расположен под продольной горизонтальной балкой, воспринимающей нагрузку, возникающую при запрессовке. С одного конца все
Фиг. 352. Пневматический пресс для установки плоскостных обшивок * на каркас центроплана. |
Z—станина; S—горизонтальные балки; 3—сулаги; 4— настил досок: 5— дюрнтовые шланги;
в-—пульт управления; 7—поддерживающие пружины; І—нижние сулаги; 9— откатные тележки;
10—рельсы; 11—фиксаторы стыковых узлов с противовесом.
дюритовые шланги наглухо заделаны, а в другой укреплены трубки, соединенные в один воздуховод, который соединен с воздушной сетью. Ниже дюритовых шлангов расположена верхняя сулага, нижняя плоскость которой точно соответствует профилю верхней плоскости обтекания центроплана. Пружины 7 удерживают верхнюю сулагу в горизонтальном положении и возвращают ее после запрессовки в исходное верхнее положение.
Нижнюю обшивку центроплана запрессовывают аналогичным прижимом, только в перевернутом положении. Верхняя плоскость иижней сулаги точно соответствует профилю нижней плоскости обтекания центроплана. і ‘
На рабочих плоскостях всех сулаг установлены резиновые полосы, фанерные трафареты и прокладные сулаги, конструкция и назначение которых точно такие же, как и в прессе для приклейки обшивок к каркасу фюзеляжа.
Нижние прижимы установлены на откатных тележках, передвигающихся по рельсам. Коле’сд 1 тележки (фиг. 353) установлены Jta пружинах 2 так, что при запрессовке тележка, сжимая пружины, опирает
ся своей рамой 3 на раму пресса, 4. Центроплан после запрессовки выкатывают на противоположную сторону пресса. Пресс такой конструкции при поточной организации производства ставится непосредственно в линию потока.
Подготовленный к запрессовке центроплан (верхняя и нижняя об’ шнвкн поставлены на контрольные гвозди) устанавливают на тележку (фнг. 354), конструкция которой позволяет поднимать а опускать центроплан при установке его в пресс.
Центроплан, поставленный на тележку, опирается на ложементы 7, шарнирно скрепленные с вертикальными винтами 2. Винты ввинчиваются в шестерни 3, которые соединены между собой бесконечной цепью Галля. Шестерни приводятся во вращение рукояткой 4 ив зависимости от направления вращения винтов опускают или поднимают ложементы с установленным на них центропланом. Для обеспечения правильной запрессовки центроплан фиксируют по стыковым отверстиям в откидных фиксаторах.
Все управление пневматической запрессовкой н электроподогревом смонтировано на одном пульте
тележки 3. Подготовленный к запрессовке центроплан 4 ставят на тележку 5 и вкатывают в пресс. Затем ставя. т в рабочее. положение откатные тележки, регулируют по высоте положение центроплана до совпадения стыковых отверстий в фиксаторах н фиксируют его по всем четырем стыковым узлам. После этого включают воздух в пневматическую сеть пресса и запрессовывают центроплан.
Обшивку приклеивают смоляными клеями, придерживаясь следующего режима: . ^ * J
Выдержка в запрессованном состоянии до включения подо
После установки плоскостных обшивок центроплан подают на той же тележке ко второму прессу для установки лобовой обшивки (фиг. 356).
На сварной станине пресса смонтированы все детали. Два симметрично установленных пневматических мешка Для запрессовки лобовых
4 8 |
Фиг. 357. Схема пневматической запрессовки при установке лобовой обшивки иа каркас центроплана. I-лобовая обшивка; 2—прокладная сулага; 3—основной пневматический мешок; б—лобовой пневматический мешок; 3— дюритовый шланг по усовому соединению; б—прокладная сулага шланга; 7 —пружины; 3—основная сулага. I |
обшивок по своей конструкции отличаются от прижимов пресса для плоскостных обшивок. В последних основные сулаги непосредственно давят на прокладные сулаги. В лобовом же прессе пневматический мешок проложен между основной н прокладной сулагами, как показано на фиг, 357.
Резиновые полосы и фанерный трафарет каркаса смонтированы в прокладной сулаге.
Прижим такой конструкции обеспечивает более качественную запрессовку лобовой обшнвкн, которая вследствие своей сложной формы не может быть запрессована равномерно иа выпуклых местах при непосредственном давлении основной сулаги на проклаідную. Однако и в этом случае результаты получаются неудовлетворительными и при запрессовке лобовых обшивок одним "пневматическим мешком получается непроклей по лобовому стрингеру. Для увеличения давлення на лобовой стрингер прокладывают дополнительный узкий пневматический мешок.
По усовому соединению лобовой обшивки с плоскостной установлен специальный шланг, который обеспечивает равномерность залрес-
ним — шланг по усовому соединению, шивки такой же, как при установке плоскостных обшивок. ■ После установки1 обшивки иантроплтн поступает ч.? станки для разделки стыковых отверстий. |
Разделка стыковых узлов центроплана
Стыковые узлы центроплана разделывают в агрегатном станке, в который его ‘устанавливают краном. На фиг. 359 показан общий вид агрегатного станка с’ портальным краном для установки центроплана.
Агрегатный станок {фиг. 360) имеет сварную раму 1 прямоугольной формы, установленную на бетонном фундаменте. На раме станка укреплены четыре кондукторно-фиксаторных узла 2 по стыковым узлам центроплана с консолью, контрольные ложементы Зу два подвижных ложемента на домкратах 4, два задних 5 и два передних 6 кондукторно-фиксаторных узла по стыковым узлам центроплана с фюзеляжем, одношпиндельная сверлильная головка 7 и многошпиндельная сверлильная головка 8. На раме станка установлены четыре сверлильные двухшпиндельные головки 9 для обработки стыковых узлов центроплана с консолями. Каждая сверлильная головка установлена на литой станине 10 и состоит из электродвигателя 11 с редуктором 12 (набор зубчатых шестерен), двух горизонтальных шпинделей 13 и штурвала 14. —
Электродвигатели устанавливают мощностью 0,5—1,0 кет при 140Q—2000 об/мин. в зависимости от материала стыкового узла и диаметра стыкового отверстия.
Сверлильная головка для обработки задних стыковых узлов центроплана с фюзеляжем имеет обычно один шпиндель для сверловки сборочного (отверстия. Шпиндель смонтирован вместе с редуктором и
алскіродшп и я-.и-м їм v м. і.мк. іч, кпюрио пород mini ю и* н ію илмр. им’по щнм, жестко укрепленным на раме станка.
Передние стыковые узлы центроплана с фюзеляжем и моторной рамой обрабатываются мпогошпнндельной сверлильной головкой. Сверлят н развертывают стыковые’ отверстия в узлах центроплана Ччооез
Фиг. 359. Общий вид агрегатно-разделочного станка центроплана с портальным краном. |
накидные кондукторно-фиксаторные узлы, положение которых точно выверено по эталону центроплана.
На фиг. 361 показан кондукторно-фиксаторный узел стыкового узла центроплана с консолью. Кондуктор 1 в рабочем положении фиксируют конусными штырями 2, а сам центроплан jb кондукторе фиксируют цилиндрическими штырями 3 через переходные івтулки 4. Переходные втулки служат направляющими режущему инструменту.
Стыковые отверстия разделывают в четыре прохода. В первый и второй проходы отверстия обрабатывают зенкерами, каждым снимая стружку 1 мм в третий и четвертый проходы — специальными развертками. За оба эти прохода снимают стружку толщиной ие более 0,6 мм. После третьего прохода (если предусмотрено технологией) обрабатывают боковые поверхности щеки стыковых узлов центроплана
с фюзеляжем специальными шарошками (фиг. 362) с победитовыми пластинами. Хвостовик борштанги входит в предварительно обрабо — тайное отверстие узла и служит направляющей для шарошки. Шарошки закреплены шпонками на направляющем хвостовике борштанги, соединенной со шпинделем сверлильной головкой. Вращение от сверлильной головки к зенкерам и разверткам передается при помощи
специальной державки с шарниром Гука, что исключает возможность образования эллипсности при развертке узлов. До обработки боковых поверхностей стыковых узлов центроплан в станке крепится переходными фиксаторами.