ОСОБЕННОСТИ ШТУРМАНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ В РАЗЛИЧНЫХ АЭРОНАВИГАЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ

19.1. Полеты

над малоориентирной

местностью

Трудность самолетовождения в по­лете иад малоориентирной местно­стью состоит в том, что необходимо вывести ВС иа малозаметный с воз­духа ориентир — цель. При этом ви­зуальная ориентировка затруднена из-за малого числа земных ориенти­ров по маршруту.

Вероятность обнаружения и опоэ навания заданного визуального ори­ентира (рис. I9.1): lVDio би—(^)2

V °«Z

где Dосн — дальность обнаружения, связанная с высотой полета и метео­рологической видимостью (4.4); т — минимально необходимое время для уверенного опознавания земного ори ентира, —суммарная СКП са­молетовождения, зависящая от ради­
альной СКП последнего определения МСоГмс, точности счисления пути Кеч и удаления от последней точки контроля пути S (8.23).

Вероятность обнаружения значи­тельно снижается, если под самоле­том располагаются облака. Методика оценки условий наблюдения приведе­на в 15.1. Расчет вероятности наблю­дения за ориентирами сквозь разры-

Рис. 19 2 Определение вероятности наблюдения за земными ориентирами сквозь разрывы в облаках

вы в облаках в зависимости от фак-

f-4 I ) в )

тических значении г„ и гн приве — іен на рис. 19.2.

Задаваясь фактическими условия ми полета, мо»но установить пре — tie wное расстояние S. O. при котором с гарантийной вероятностью будет выведено ВС иа заданный объект или ориентир (11.12)

В зависимости от полученного зна­чения SFn и отсутствии ограничиваю ших факторов выбирается маршрут полета. На последнем этапе полета перед выходом на цель необходимо, чтобы расстояния между контрольны

і г з « п

Рис 19 3. Определение SKO для само­лета Аи-2 (1C = 250 км/ч; Кеч = 0,08, Огм =0,5 км, Рг=0,95) ми ориентирами не превышали пре­дельные дальности. При изменении условий видимости в полете частота контроля пути изменяется (рис. 19.3).

Малое число ориентиров в районе полетов требует от экипажа учета всех, даже незначительных, естествен­ных и искусственных объектов по маршруту. Поэтому при подготовка к полету рекомендуется использовать крупномасштабные карты, на которых наносится большое число элементов земвон поверхности.

В случае невыхода иа КО или пункт назначения и неопознаиии ме­стности рекомендуется выполнять по лет по прямоугольному маршруту вокруг заметного с воздуха местного ориентира Продолжительность ма­невра для поиска заданного ориенти ра должна обеспечиваться запасом топлива.

Если заданный пункт лежит ни линейном ориентире (река, газопро­вод, ЛЭП), то следует выводить ВС не в заданный пункт непосредствен но, а с заведомым уклонением для того, чтобы экипаж четко знал сто рону разворота для вывода ВС на заданный объект. Ведичина уклоне­ния должна быть не менее (2-і-

— 3) Ojj)

Рели по условиям полета экипаж ограничен величиной необходимого заведомого уклонения, то можно рас­считать предельное расстояние, при КОТОрОМ

Предельное удаление заданного пункта от последнего КО для самоле та Ан-2 КГЧ~ 0,08, если оГмо = 0,3 км

а гПоп — 25 км, SDp = 156 км для веро­ятности вывода ВС 0,95 (х=2) и 104 км для вероятности 0,997 (х = 3) При полетах над малоориеитириой местностью большую помощь могут оказать всенаправленные радиомаяки (ОГТРС, ДПРМ, РВС), работающие в диапазоне бортовых радиокомпасов Они ие обеспечивают высокую точ
ность измерения. НО ПОЗВОЛЯЮТ Нй — дежио определять МС н вьіводиіь ВС иа работающею радиостанцию.

Для повышения томности опреде­ления МС можно рекомепдоватьнрн — менять АРК в оптимальных точках маршрута (см. рис. 15.10), где ошиб­ка Огмс минимальна. Целесообразно заблаговременно прокладывать линии МПР на карте.