ОСОБЕННОСТИ ШТУРМАНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ В РАЗЛИЧНЫХ АЭРОНАВИГАЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ
19.1. Полеты
над малоориентирной
местностью
Трудность самолетовождения в полете иад малоориентирной местностью состоит в том, что необходимо вывести ВС иа малозаметный с воздуха ориентир — цель. При этом визуальная ориентировка затруднена из-за малого числа земных ориентиров по маршруту.
Вероятность обнаружения и опоэ навания заданного визуального ориентира (рис. I9.1): lVDio би—(^)2
V °«Z
где Dосн — дальность обнаружения, связанная с высотой полета и метеорологической видимостью (4.4); т — минимально необходимое время для уверенного опознавания земного ори ентира, —суммарная СКП самолетовождения, зависящая от ради
альной СКП последнего определения МСоГмс, точности счисления пути Кеч и удаления от последней точки контроля пути S (8.23).
Вероятность обнаружения значительно снижается, если под самолетом располагаются облака. Методика оценки условий наблюдения приведена в 15.1. Расчет вероятности наблюдения за ориентирами сквозь разры-
Рис. 19 2 Определение вероятности наблюдения за земными ориентирами сквозь разрывы в облаках |
вы в облаках в зависимости от фак-
f-4 I ) в )
тических значении г„ и гн приве — іен на рис. 19.2.
Задаваясь фактическими условия ми полета, мо»но установить пре — tie wное расстояние S. O. при котором с гарантийной вероятностью будет выведено ВС иа заданный объект или ориентир (11.12)
В зависимости от полученного значения SFn и отсутствии ограничиваю ших факторов выбирается маршрут полета. На последнем этапе полета перед выходом на цель необходимо, чтобы расстояния между контрольны
і г з « п
Рис 19 3. Определение SKO для самолета Аи-2 (1C = 250 км/ч; Кеч = 0,08, Огм =0,5 км, Рг=0,95) ми ориентирами не превышали предельные дальности. При изменении условий видимости в полете частота контроля пути изменяется (рис. 19.3).
Малое число ориентиров в районе полетов требует от экипажа учета всех, даже незначительных, естественных и искусственных объектов по маршруту. Поэтому при подготовка к полету рекомендуется использовать крупномасштабные карты, на которых наносится большое число элементов земвон поверхности.
В случае невыхода иа КО или пункт назначения и неопознаиии местности рекомендуется выполнять по лет по прямоугольному маршруту вокруг заметного с воздуха местного ориентира Продолжительность маневра для поиска заданного ориенти ра должна обеспечиваться запасом топлива.
Если заданный пункт лежит ни линейном ориентире (река, газопровод, ЛЭП), то следует выводить ВС не в заданный пункт непосредствен но, а с заведомым уклонением для того, чтобы экипаж четко знал сто рону разворота для вывода ВС на заданный объект. Ведичина уклонения должна быть не менее (2-і-
— 3) Ojj)
Рели по условиям полета экипаж ограничен величиной необходимого заведомого уклонения, то можно рассчитать предельное расстояние, при КОТОрОМ
Предельное удаление заданного пункта от последнего КО для самоле та Ан-2 КГЧ~ 0,08, если оГмо = 0,3 км
а гПоп — 25 км, SDp = 156 км для вероятности вывода ВС 0,95 (х=2) и 104 км для вероятности 0,997 (х = 3) При полетах над малоориеитириой местностью большую помощь могут оказать всенаправленные радиомаяки (ОГТРС, ДПРМ, РВС), работающие в диапазоне бортовых радиокомпасов Они ие обеспечивают высокую точ
ность измерения. НО ПОЗВОЛЯЮТ Нй — дежио определять МС н вьіводиіь ВС иа работающею радиостанцию.
Для повышения томности определения МС можно рекомепдоватьнрн — менять АРК в оптимальных точках маршрута (см. рис. 15.10), где ошибка Огмс минимальна. Целесообразно заблаговременно прокладывать линии МПР на карте.