2-Я КАТЕГОРИЯ

Вертолеты 2-й категории — это однодвигательные вертолеты, а так­же многодвигательные при полетной массе, превышающей предельную массу вертолета 1-й категории. Следовательно, это вертолеты, которые не способны с одним отказавшим двигателем лететь без снижения. При отказе двигателя практически в течение всего полета вертолет может быть вынужден произвести посадку на неподготовленную площадку. Поэтому маршруты вертолетов 2-й категории по возможности должны проходить над местностью с пригодными для посадки площадками.

Многодвигательные вертолеты всех категорий должны быть способ­ны выполнить посадку на режиме самовращения. Исходный режим — наи­более продолжительный: горизонтальный полет на крейсерской скорости. Посадка должна быть безопасной для находящихся на борту лиц. Такая посадка особенно сложна для вертолетов 2-й категории, так как они име­ют наибольшую взлетную массу. Посадка должна быть доступной летчи­кам средней квалификации. Сложность переходного режима после отка­за двигателей и сложность посадки определяются боковой и продольной разбалансировкой вертолета, быстротой увеличения вертикальной скорос­ти и уменьшения частоты вращения несущего винта после отказа, необ­ходимой точностью выполнения посадочного маневра. Сложность посад­ки, высокие посадочные скорости могут быть условиями, определяющи­ми предельные массы при разных Нр, t° у вертолетов 2-й категории.

Представляется целесообразным ввести еще одно ограничение на предельную массу вертолетов 2-й категории: при всех Нр, t угол накло­на траектории при установившемся наборе высоты с минимальной ско­ростью, безопасной в случае отказа двигателя (т. е. с максимальной ско­ростью левой опасной зоны, ^тахл.3. см. разд. 4.3), должен быть рав­ным 1: (8 … 7). Это требование определяет угол наклона условной ли­нии ограничения препятствий, делающих невозможной посадку вертолета.

Опыт эксплуатации отечественных вертолетов показывает, что уве­личение грузоподъемности вертолета до величины, при которой взлеты и посадки возможны только с разбегом и пробегом, безопасно. При этом должна нормироваться скорость отрыва, так как преждевременный от­рыв может привести к снижению вертолета до земли во время разгона на малой высоте и к его разрушению. В нормах Великобритании на V — = FOTp при всех т, Нр, t

RxJmg = Vyg/V + I>/g = 1/12. (4.2)

Обычно FOTp = 40 … 70 км/ч (скорость по прибору VyK = = 30 … 60 км/ч), и на ней вне влияния земли Vyg — 1 … 1,5 м/с, и

1,5 … 2,5 м/с в зоне влияния земли. При наборе высоты 2 … 4 м на ско­рости VQTp вертолет пролетает 20 … 40 м. В начальный момент разгона, если разгоняться горизонтально, V =g/12 = 0,8 м/с2.

Для повышения безопасности на начальном участке нормального взлета НЛГВ содержат требование, смысл которого заключается в сле­дующем. Если при отказе одного двигателя на участке взлетной траекто­рии, примыкающем к точке старта, посадка вертолета сложнее или поса­дочная скорость выше, чем при отказе на других участках взлетной тра­ектории, то длина ЛП должна быть такой, чтобы посадка происходила на ЛП. В этом случае на взлетной траектории определяется критическая точка — наименьшая высота, с которой допускается посадка не на ЛП.