СБОРКА КЛЕПАНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СБОРОЧНО-КЛЕПАЛЬНЫХ РАБОТ
Сборочно-клепальные работы в самолетостроении занимают очень важное место, особенно в производстве цельнометаллических дуралю — миновых самолетов, все основные агрегаты которых собирают на заклепках. В качестве примера можно указать, что при серийном производстве четырехмоторного тяжелого бомбардировщика клепаной дуралюминовой конструкции сборка-клепка основных агрегатов занимает около 22% от общего времени, затрачиваемого на постройку самолета, причем 9% занимает предварительная (детальная) сборка, т. е. сборка лонжеронов, нервюр, шпангоутов ит. п., и 13%— агрегатная сборка, т. е. сборка фюзеляжа, центроплана, крыла с их отъемными частями и хвостового оперения.
Для двухмоторного 22-местного пассажирского самолета относительная трудоемкость клепально-сборочных работ характеризуется следующими средними цифрами (от общей трудоемкости): детальная сборка — 8—10%; агрегатная сборка — 20—22%.
Распределение трудоемкости по агрегатам приблизительно таково: фюзеляж — 36%, крылья — 33%, центроплан — 18%, оперение — 13%.
Современный пассажирский самолет весом 3—4 т имеет 250— 350 тыс. заклепок. В германском четырехмоторном самолете Юнкерса Ju-ЗВ с полетным весом 14 880 кг насчитывается их до миллиона.
Однако значение клепально-сборочных работ определяется не только их трудоемкостью, но и рядом других обстоятельств, из которых необходимо упомянуть следующие:
1. Важность клепально-сборочных работ, так как объектами их являются наиболее существенные органы самолета.
2. Зависимость от цикла сборочно-клепальных работ общего цикла изготовления самолета.
3. Высокая стоимость оснастки для этих работ как в отношении первоначальных затрат при освоении нового типа самолета, так и затрат на ее эксплоатацию; при смене типа эта оснастка в большей своей части должна быть заменена.
Обычно сборку клепаных конструкций в первую очередь делят на работы по узловой сборке и по агрегатной сборке. Это деление соответствует как конструктивному, так и технологическому признакам.
Узловой сборкой называют сборку сложных и комплі ных деталей, например, нервюр, шпангоутов и их частей, поясо; змеек лонжеронов и самих лонжеронов, панелей, балок креплеї бензобаков, люков, дверей, окон, полов, перегородок баков и т.
С конструктивной точки зрения эти объекты характеризуются ср; нительно небольшой величиной и простой, часто плоской форм< а с технологической точки зрения — небольшим объемом сборочні работ, относительной простотой приспособлений (обычно переноси или верстачных), возможностью клепки на стационарных машин;
Агрегатной сборкой называют сборку конструкт; ных комплектов и агрегатов, т. е. отъемных частей и секций ф ляжа, крыльев, центроплана, а также хвостового оперения, эле нов, щитков и таких комплектов, как бензо — и маслобаки и кап С конструктивной точки зрения здесь агрегаты представляют п странственные фермы, обшитые листовым металлом, а с технолоі ческой стороны они характеризуются сложностью сборочных присщ соблений (чаще всего стационарных), большим объемом сбороч, и клепальных работ.
При дальнейшем подразделении клепально-сборочных работ с ті нологической точки зрения в узловой сборке можно выдел; следующие группы работ:
1. Группа механизированной клепки, ку относятся детали, требующие небольших сборочных работ, прич для клепки можно пользоваться стационарными клепальными маш№ нами (прессами и автоматами).
2. Группа сборки нервюр, шпангоутов и по — добных им изделий, характеризующихся однородностью конструкции’ и отличающихся основными размерами отдельных деталей. Объем работ по сборке и клепке деталей этой группы в приспособлениях относительно невелик; поэтому возможно наравне с переносным клепальным инструментом применять также стационарные станки.
3. Группа сборки лонжеронов, змеек, панеле й (ферменной конструкции). Эта группа деталей отличается сравнительно большим объемом сборки и клепки в стапелях.
В агрегатной сборке можно выделить группы мелких агрегатов (закрылков, щитков, носков крыльев, стабилизаторов, рулей, килей) и группы крупных агрегатов. В особые группы выделяют также работы по сборке клепаных бензиновых и масляных баков, требующих плотно-прочных клепаных швов.
Сборочные работы производят в приспособлениях (стапельные) и вне приспособлений (внестапелыгые).
В зависимости от конструкции изделия количество работ, выполняемых вне стапеля, колеблется в довольно широких пределах и составляет 10—40% от всех работ но сборке. Вынесение клепки из стапеля диктуется двумя обстоятельствами: во-первых, неудобством, а иногда и невозможностью вести клепку отдельных мест в стапеле и, во-вторых, желанием разгрузить стапели и тем самым уменьшить количество их. Кроме того, внестапельную работу значительно проще
организовать поточно с передвижкой собираемых изделий. Однако необходимо помнить, что выемка изделия из стапеля возможна только тогда, когда жесткость его, достигнутая в процессе сборки, не вызывает никаких сомнений.
При постановке большого числа заклепок на изделии, даже установленном в стапеле, в различных частях изделия возникают внутренние напряжения, которые приводят к некоторой деформации его после того, как оно вынуто из стапеля. В еще большей мере такие деформации возможны при доклепке недостаточно жесткого изделия вне приспособления.
Сборку клепаных дуралюминовых агрегатов можно, далее, разделить на две, несколько отличающиеся в технологическом отношении части: на сборку каркасов и на обшивку их.
Сборка каркасов характеризуется большей доступностью клепки, возможностью вести работу более широким фронтом, применяя подвесные клепальные прессы, тогда как при обшивке применяют более сложную потайную клепку и работа происходит в труднодоступных местах, вследствие чего в большинстве случаев возможно пользоваться только клепальными молотками.
Рабочий процесс сборки клепаных конструкций состоит из нескольких разнородных частей, каждая из которых по-разному влияет на самый процесс, его трудоемкость и цикл. Первой частью является предварительное сочленение собираемых деталей.
Сюда относятся: установка деталей в приспособлении, их фиксация и закрепление зажимами или металлическими струбцинками, сверление отверстий для контрольных заклепок или прижимов, постановка контрольных заклепок или прижимов.
Вторая часть — подготовительная — являющаяся промежуточной между предварительной сборкой и собственно сборкой (клепкой), включает так называемое рядовое сверление (т. е. сверление всех необходимых отверстий для болтов и заклепок), штамповку или зенковку для потайной клепки (иногда со снятием деталей), разметку, установку и снятие кондукторов и т. п.
Третьей частью является собственно сборка посредством простых, трубчатых, пистонных, винтовых (самонарезающих) и других заклепок, болтов, шурупов и иных крепежных деталей.
Последняя, четвертая, часть — заключительная — состоит в освобождении изделия от фиксаторов и зажимов приспособления, в снятии контрольных прижимов, струбцин и в выемке изделия.
Клепка в процессе сборки должна составлять нормально не менее 50% от всей сборки. Для достижения этого стремятся к полному устранению разметки за счет системы ведущих и контрольных отверстий, простоты установки и отсутствия контрольной клепки.
На многих мелкосерийных заводах, где для пригоночных работ по установке деталей широко применяют разметку для сверления
узлы.
и предварительную постановку большого числа контрольных зак пок, процент рядового сверления и клепки падает до 22 — остальное время затрачивается на установку, выверку, закреп ние, разметку и контрольную клепку. Эти обстоятельства необх димо иметь в виду при решении вопросов процесса сборки и 1 оставлять без внимания подготовительные части процесса. СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА СБОРОЧНО-КЛЕПАЛЬНЫХ РАБОТ Материалы и полуфабрикаты. В сборочно-клепал ных цехах при правильной организации работ приходится иметь дело не с материалом в собственном смысле слова, т. е. с листами, профи4 лями и трубами, а исключительно с готовыми деталями, поступающими 1 на сборку из заготовительных и обрабатывающих цехов. Основні ными поставщиками сборочно-клепальных цехов являются: 1. Заготовительно-штамповочный цех, поставляющий детали из листового материала (косынки, кницы, листы перегородок, диафрагмы, стенки нервюр и лонжеронов, листы обшивки, гофр и т. п.), из профилей (полки нервюр, лонжеронов, шпангоутов, стрингеры) и из труб (пояса лонжеронов, раскосы нервюр и лонжеронов и т. п.). 2. Слесарно-сварочный цех, подающий сварные |
3. Механический цех, доставляющий механически обработанные соединительные узлы из отливок, поковок и прутков, специальные болты и гайки.
Наконец, со скла да полуфабрикатов поступают зак лепки, пистоны, гайкопистоны, нормальные болты, гайки, шурупы и т. п.
На всю организацию и технологию сборочно-клепальных работ существенное влияние оказывает точность изготовления подаваемых на сборку деталей.
Помимо точности размеров деталей, важное значение имеет наличие на них кернов или готовых отверстий для заклепок. При наличии кернов на верхней из соединяемых деталей отпадает необходимость в разметке деталей в стапелях.
Изготовление деталей с отверстиями, просверленными по размерам заклепок, в большинстве случаев затруднительно, так как невозможно обеспечить точное совпадение большого числа малых отверстий на сравнительно крупных и мало жестких самолетных деталях. Поэтому на одной из сопрягаемых деталей сверлят или пробивают заранее в процессе заготовки все отверстия, но меньшего диаметра («ведущие»), а на другой несколько контрольных отверстий. После совмещения деталей и скрепления их прижимами отверстия рассверливают сверлом требуемого диаметра. При такой системе не только отпадает разметка, но уменьшается объем сверлильных работ, обеспечивается правильное взаимное расположение соединяемых деталей и сокращается число кондукторов, применение которых при сборке крупных агрегатов представляет значительные трудности вследствие больших размеров агрегатов.
Важнейшим полуфабрикатом, применяемым при клепально-сборочных работах, являются заклепки (табл. 60).
Таблица 60 Заклепки
|
Помимо этих общепринятых типов заклепок, имеется ряд специальных типов.
Полые заклепки Шоберта (фиг. 245) применяют в ряде стран. Заклепка имеет внутри заплечики; при продавливании конической оправки заклепка раздается, причем образуется замыкающая головка.
Пользуясь специальной разработанной Шобертом машинкой со стержнем, на который можно нанизать от 20 до 100 заклепок, при одностороннем доступе возможно ставить до 1200 заклепок в час.
На фиг. 245 изображены заклепки ЦАГИ, применяемые при одностороннем доступе для приклепывания к сравнительно толстым
деталям. Замыкание заклепки достигается благодаря внутрен заплечику с крестообразным вырезом; заплечик раздают специаль- пробойником.
На фиг. 247 приведена трубчатая заклепка (пистон).
Одной из разновидностей пистона является гайкопистон (фиг. 24$v Для закрывания отверстия и повышения сопротивления на срез в
клепку ввинчивают стальцл винт, который МОЖНО ИСПОЛЬ. зовать также для закреплю ния какой-либо детали.
Одним из новейших мето* дов клепки, применяемых при доступе только с ОДНОЙ стороны, является клепка взрывом. В стержне заклепка
Фиг. 247. Трубчатая заклепка. |
Фиг. 246. Пустотелые заклепки по
нормалям ЦАГИ.
(фиг. 249) сделано углубление, заполненное спрессованным взрывчатым веществом. Для нагревания заклепки служит специальный электронагреватель (фиг. 250), который устанавливают на головку заклепки. Для взрыва заклепку надо нагреть примерно до 130°, на что требуется в среднем 2 сек.
В самолетостроении применяют заклепки, изготовленные из алюминия, меди, стали, дуралюмина и других легких сплавов.
При кленке дуралюминовых конструкций в основном применяют заклепки из дуралюмина. В большинстве случаев заклепки изготовляют из сплавов типа американского 17S или наших сплавов ДЗП и Д4П. Так как ставить заклепки из этих сплавов необходимо в свеже-
закаленном состоянии, то это несколько усложняет снабжение рабочих мест заклепками. Чтобы задержать старение свежезакаленных
заклепок, для их хранения пользуются холодильниками. Вследствие’ затруднений, связанных с хранением этих заклепок, большее распространение начинают приобретать сплавы, старение кото-
рых при комнатной темпера — | *$~»*** ;
туре происходит значительно медленнее (в течение 12—
100 час.). В этих сплавах увеличено содержание магния и уменьшено содержание меди.
Хотя такие заклепки обладают более низкими механическими свойствами, чем дуралюми- новые, но зато они лучше поддаются обработке, что устраняет возможность появления дефектов при клепке, ослабляющих прочность заклепки.
Американские фирмы широко применяют заклепки из сплава A17ST, которые подвергают термообработке только на заводе-постав-
щике. Их сопротивление срезу несколько меньше, чем закаленных заклепок из сплава 17S (17,6 кг/мм2). Эти заклепки ставят в тех местах самолета, где в силу требований жесткости заклепки ставят с меньшим шагом, чем это требуется для прочности на срез. На головках
этих заклепок делают маленькие углубления, чтобы их отличает заклепок из сплава 17S, у которых на головке делают выст Аналогичный сплав (Э18П), разработанный у н содержит 2,5% Си; 0,35% Mg; не более 0,2% Мп; более 0,7% Si и не более 0,7% Fe.
Инструмент и оборудовани Инструмент, применяемый при сборочно-клепальн] работах, можно подразделить на:
1) сборочный инструмент, применяемый npj установке деталей в приспособлении и пригонке их;
2) сверлильный и зенковочный инструмент;
3) клепальный инструмент. _
К сборочному инструменту отно4 сятся: деревянные молотки, напильники, ножовки, ручные ножницы, ключи, отвертки, гайковерты и разметочный инструмент (метры, чертилки, карандаши, кернеры, отвесы и т. п.). ]
Вместо обычных ножниц для подрезания листового материала следует пользоваться электрическими или пневматическими вибрационными ножницами. 19
Для завинчивания шурупов и гаек наряду с обычными ключами и отвертками широко применяют механические отвертки и гайковерты. Кроме того, для завинчивания самонарезающих контрольных шурупов пользуются отверткой с согнутым стержнем (фиг. 251), которой легче работать.
В группу инструмента для сверления и зенкован и я входят: зенкеры и сверла-зенкеры, различные дрели и спиральные сверла. Для уменьшения заусениц при сверлении для твердых алюминиевых сплавов надо применять сверла с углом наклона
31-
Фиг. 252. Комбинированное сверло
спирали к оси 15—30° и углом при вершине 116°, а для мягких сплавов с углом наклона 50—40° и углом при вершине 140°. Для сверления отверстий в закаленной стали хромансиль рекомендуется пользоваться сверлами с двойной заточкой угла при вершине в 70 и 130°.
Для образования лунки в листе под потайную заклепку употребляют зенкеры с направляющей шпилькой и комбинированные зенкеры со сверлом (фиг. 252). Чтобы получить лунку точного размера, применяют различного рода ограничители (фиг. 253). При сверлении и зенкований употребляют пневматические и электрические дрели. Пневматические дрели в настоящее время распростра — 362
рачительно больше, чем электрические, так как они обладают нен»м преимуществ: а) большая надежность в работе, нечувствитель — рЯД°, к перегрузке; б) меньший вес; в) безопасность в работе, особенно "осТстерских, где находятся взрывчатые смеси (бензин ит. п.); г) посте — 8 ‘1г1лгть пуска в ход путем дросселирования подачи воздуха; д) плавбі ход, без вибРаций’
н В тех цехах, где нет сжатого воздуха, а также в случаях, когда его
—- .шаипцуг •ЗТТРІГТППЛПеЛИ.
Дрель С Д-8
L |
|
—і і І |
j| |
Фиг. 253. Ограничители глубины лунки. |
’ лчми
Наиболее распространенной пневмодрелью на наших заводах является дрель завода «Пневматика» СД-8; характеристика ее такова: наибольший диаметр сверления дуралюмина 8 мм, стали 5 мм; число оборотов— 2000; давление воздуха — 5—6 am; расход воздуха — 0-6 м3/мин; вес—1,6—1,8 кг; длина без сверла — 230 мм. Для уменьшения шума пневматические дрели снабжают специальными
глушителями.
Для сверления отверстий в закаленной стали эта дрель является слишком быстроходной, и завод выпускает для этой цели типы тихоходных дрелей СДТ-7 и СДТ-10, делающие 400—600 оборотов в ми — нуту. Электрические тихоходные и достаточно мощные дрели являются также весьма удобными для такой работы. Для сверления в неудобных Местах, где затруднен подход с нормальной дрелью, выпускают специальные дрели или насадки для пневматической дрели (удлиненные и угловые).
Клепальный инструмент можно разделить следую — Шим образом:
1) инструмент для клепки вручную;
При клепке вручную прим няют: ручные стальные мол весом 120—800 г, натяжки, об ки и поддержки ручные, машин для развальцовки пистонов, ма рицы и пуансоны для штампо — лунок под потайные заклепки.
Пневматические клепальные м лотки делят на многоударн (фиг. 254) и одноударные. В табл. 61 приведены основные данные о мн гоударных молотках, выпускаем заводом ЦИТ (2КМ и 4КМ) и за водом «Пневматика» (КБ-5).
Для работы в местах, где дост с нормальным молотком затруд нен, выпускают молотки специал ных форм, именно: укороченны (фиг. 255, А), удлиненные {(фиг. 255, Б), угловые (фиг. 255, В),
Таблица 61
Многоударные молотки
Основные данные
Наибольший диаметр заклепки, мм:
стальной………………………………………….
дуралюминовой……………………………….
Рабочее давление, am………………………….
Число ударов в минуту…………………………
Расход воздуха, м3/мин…………………….
Длина, мм………………………………………….
Вес, кг………………………………………………..
потолочные, а также бугельные (фиг. 255, Г), служащие для клепки без подручного.
Одноударные молотки выгодно отличаются от много — ударных тем, что они образуют головку заклепки за один-два удара, дают меньше шума и сокращают время клепки. Эти молотки расходуют меньше воздуха, чем многоударные. Так, молоток 2КМО, выпускаемый заводом ЦИТ, расходует на 1 удар 0,0035 м3 воздуха и расклепывает дуралюминовые заклепки диаметром 4 мм. Вес молотка —
1,6 кг, число ходов в минуту 16—20.
Фиг. 255. Пневматические молотки:
А — укороченный, Б — удлиненный, В —угловой, Г —бугельный.
Американские фирмы довольно широко применяют такие молотки для клепки и штамповки лунок для заклепок с потайной головкой, вместо зенковки. В этом случае молотки устанавливают неподвижно, снабжают ножным управлением, редукционными клапанами и манометрами для регулирования силы удара в зависимости от диаметра заклепки.
Электрические клепальные молотки не получили широкого распространения.
Наряду с молотками в клепально-сборочных цехах широко применяют клепальные прессы разнообразных конструкций. Прессовая к л е п к а по сравнению с ударной обладает рядом существенных преимуществ: а) повышение качества клепки вследствие лучшего осаживания стержня заклепки и полного отсутствия наклепа материала замыкающей головки; б) отсутствие шума, создаваемого молотками, понижающего производительность рабочего; в) улучшение
чистоты клепки (отсутствие засечки материала, головки и т. п.); г)| можность отказаться от подручного и поручать клепку рабочему | кой квалификации; д) возможность легко автоматизировать рабе Простейшим прессом являются ручные клещи для прессован заклепок (фиг. 256). Такие прессы выгодно применять на агрегат сборке в тех случаях, когда во многих местах с затрудненным под дом приходится ставить по одной-две заклепки.
Приводные клепальные прессы в зависимости от привода дед
на гидравлические, пневмо-гидравлические, пневматические.
Гидравлические клепальные прессы, давно1 применяемые в котельном деле для горячей клепки, в самолетостроении стали применять недавно. На фиг. 257 изображен гидравлический пресс, выпускаемый заводом «Красный гидропресс» (табл. 62).
Таблица 62 Гидравлические прессы завода «Красный гидропресс»
|
Для эксплоатации прессов необходимо иметь насосную станцию, грузовые или иного типа аккумуляторы и трубопровод высокого давления (35 am). Эти обстоятельства ограничивают применение чисто гидравлических прессов.
Значительно более широко распространены пневмо-гидра в — лические прессы, так как они обеспечивают получение хорошей
клепки и вместе с тем портативны и просты. На наших заводах применяют пневмо-гидравлические прессы двух типов.
Пресс типа Бреге (фиг. 258) состоит из неподвижной части 7, обычно располагаемой на тележке, которая служит мультипликатором давления, и ручной части 2, представляющей пресс. Мультипликатор / состоит из дистрибутора 3, распределяющего воздух, поступающий из сети с давлением 5—5,5 am., воздушного цилиндра с поршнем и гидравлического цилиндра, наполненного смесью глицерина с водой. Давление воздуха на поршень большого цилиндра передается плунжеру 4, который сдавливает жидкость, создавая в гидравлическом цилиндре давление, примерно в 30 раз большее, чем давление воздуха.
Это давление через жидкость, заполняющую бронированный шланг, передается поршню ручной части (скобы), на штоке 6 которой закреплена обжимка. Обратное перемещение поршней происходит под действием пружин.
Дистрибутор 3 соединен обычным шлангом с пусковым клапаном S. помещенным на ручной части пресса; этот клапан управляет золотни — ком дистрибутора.-
В табл. 63 приведены основные данные о выпускаемых в СССР" прессах этого типа.
Таблица 63 Пневмо-гидравлические прессы типа Бреге
|
Скобу держат в руках, либо закрепляют на верстаке, либо подвешивают над рабочим местом. Значительный вес скобы, малый вылет и необходимость в дорогих бронированных шлангах ограничивают распространение этих прессов.
Вторым видом пневмо-гидравлических прессов являются прессы,- выпускаемые заводом ЦИТ. Пресс (фиг. 259) состоит из пневмо-гидрав — лической головки и станины.
В этих машинах в одном блоке объединены пневматический (горизонтальный) и гидравлический (вертикальный) цилиндры. Блоки, механизмы распределения и управления делают стандартными, а станины (скобы) могут быть различной формы и размеров, как стационарные так и подвесные.
фиг. 257. Гидравлический клепальный пресс.
Пневмо-гидравлические прессы завода ЦИТ
Основные данные
Диаметр дуралгоминовой заклепки, мм
Давление воздуха в сети, am…………………..
Усилие на плунжере, кг…… .
Наибольший ход плунжера, мм….
Рабочий ход плунжера, мм……………………..
Число ходов в минуту……………………………
Расход воздуха на цикл, ,м3……………………
Эти прессы делают также полуавтоматическими или автоматическими- Полуавтоматы вставляют заклепки и расклепывают их, а автоматы пробивают отверстия, вставляют и расклепывают заклепки.
П н е в м о — м е х а н и ч е с к и е прессы небольшое давление воздуха (5—6 am), действующее на поршень пневматического цилиндра, посредством системы рычагов превращают в значительное усилие (1800—4000 am), действующее на обжимку. Эти прессы отличаются простотой регулировки и надежностью действия. Их делают переносными (подвесными) и стационарными.
Завод ЦИТ выпускает два типа таких прессов (табл. 65).
Таблица 65
|
Прессы этого типа наиболее просты и надежны в экспло — атации. Поэтому они широко распространены как на американских заводах (прессы фирмы Чикаго Пневматик), так и на наших. В табл. 66 приведены размеры пневмо-рычажных прессов, изготовляемых на заводе ЦИТ.
Стационарные клепальные машины могут быть устроены и на базе клепальных молотков соответствующего размера.
Производство самолетов—175—24
Пневмо-гидравлические прессы завода ЦИТ
Основные данные
Диаметр дуралюминовой заклепки, мм
Давление воздуха в сети, am…………………..
Усилие на плунжере, кг…………………………..
Наибольший ход плунжера, мм….
Рабочий ход плунжера, мм………
Число ходов в минуту……………………….
Расход воздуха на цикл, .и3……………………
Эти прессы делают также полуавтоматическими или автоматическими. Полуавтоматы вставляют заклепки и расклепывают их, а автоматы пробивают отверстия, вставляют и расклепывают заклепки.
Пневмо-механические прессы небольшое давление воздуха (5—6 am), действующее на поршень пневматического цилиндра, посредством системы рычагов превращают в значительное усилие (1800—4000 am), действующее на обжимку. Эти прессы отличаются простотой регулировки и надежностью действия. Их делают переносными (подвесными) и стационарными.
Завод ЦИТ выпускает два типа таких прессов (табл. 65).
Таблица 65 Тип
|
Прессы этого типа наиболее просты и надежны в экспло — атации. Поэтому они широко распространены как на американских заводах (прессы фирмы Чикаго Пневматик), так и на наших. В табл. 66 приведены размеры пневмо-рычажных прессов, изготовляемых на заводе ЦИТ.
Стационарные клепальные машины могут быть устроены и на базе клепальных молотков соответствующего размера.
Производство самолетов—175—24
I ЯЭ ; 5*5 її с О * к « о І я " •J г * со 5 S < е; |
Пневмо-рычажные прессы завода ЦИТ
Подобные станки создают удобное положение для рабочего, дают возможность отказаться от подручного и несколько повышают качество клепки, но имеют все же существенный недостаток, свойственный молоткам, — шум при работе.
Помимо всякого рода клепальных станков к оборудованию относятся различные станки, применяемые для механической обработки стыковых элементов (узлов) собираемых агрегатов. Обеспечить взаимозаменяемость стыковых агрегатов весьма трудно, так как при постановке большого числа заклепок они неизбежно коробятся. Чтобы достигнуть совпадения осей стыковых отверстий, применяют точные кондукторы, связанные с конструкцией сборочных приспособлений. Точности торцевых поверхностей стыковых узлов чаще всего достигают путем обработки их после сборки агрегата. При механизированном производстве в этих случаях применяют специальные станки для фрезерования и сверления, сконструированные по принципу агрегатных станков. На фиг. 260 приведен специальный агрегатный станок для фрезерования стыковых узлов стабилизатора.
Обрабатываемый агрегат закрепляют внизу за узлы крепления рулей высоты 1, а вверху — с помощью зажимов ‘По обводу передней кромки 2. На станине по верхним и нижним направляющим перемещаются две фрезерные головки 3 с электромоторами 4; каждая головка снабжена двумя наборами фрез для обработки стыковой вилки. Подачу фрез производят вручную при помощи штурвалов. Несколько выше фрезерных оправок на четырех кронштейнах помещены кондукторы 5 для рассверливания и развертывания отверстий стыковых вилок.
Помимо станков клепально-сборочные цехи снабжают верстаками, столиками, стапелями и различного рода стеллажами для собираемых деталей.
Обычные верстаки с тисками неудобны для клепки, так как нельЖ свободно подойти к изделию со всех сторон. Поэтому значительно удф нее специальные верстачки для клепки, разработанные ЦИТ. Ра#* из труб привинчивают к полу. Закрепленную во втулке обжимку легк заменять; при этом обжимка не осаживается вниз, как это быва^ при закреплении ее в тисках. Стол снабжен гнездами для обжима* кольцами для молотков, ящичками для заклепок.
Для различных рабочих мест нужны весьма разнообразные вер. стаки, столики, подставки, тумбочки, стеллажи и т. п. Чтобыудецц.
вить изготовление всей этой оснастки и иметь возможность быстро ее специализировать з зависимости от типа конструкции, стараются нормализиро — вать отдельные элементы этой оснастки. Так, каркасы всех таких устройств обычно делают из профильного материала (уголков, швеллеров) или труб путем сварки. Весьма удобной для изготовления легких каркасов является предлагаемая ЦИТ система сборки их из нормализованных отрезков труб с помощью нормализованных соединительных деталей, скрепляемых с трубками конусными штифтами.
Существенное значение в обо — :
рудовании рабочих мест имеет j
снабжение их током и сжатым воздухом. Часто магистраль подводят к нескольким точкам в цехе, от которых воздух отво — Фш-j 261. Стапель для сборки и свер — дят по длинным шлангам.
лсиия нервюр. Значительно удобнее подводить
воздух к каждому рабочему месту. Воздухопроводы располагают сверху или снизу. Последнее надо считать более удобным, так как при этом шланги не затемняют рабочих мест, кроме того, для подвода можно использовать трубы каркасов, верстаков и стапелей.
Рабочие места снабжают подвесками для тяжелого инструмента (дрелей, молотков, ручных прессов) и постоянными или убирающимися ящиками или планшетами для мелкого инструмента (сверл, обжимок, поддержек) и заклепок. На фиг. 261 изображен стапель для сборки нервюр, каркас которого сделан из труб; наверху имеется подвеска для дрели и лампа для освещения, а сбоку расположен планшет для мелких инструментов и заклепок.
Транспортно-подъемное оборудование сборочно-клепальных цехов состоит из разного рода тележек для доработки агрегатов после их выемки из стапелей и перевозки готовых агрегатов, а также подъемников для выемки из стапеля. В качестве подъемников применяют электрические тали на монорельсах или мостовые краны. В крупносерийном производстве пользуются транспортерами и конвейерами.
Приспособления в сборочно-клепальных работах играют очень важную роль, так как от них в значительной мере зависит качество (точность, взаимозаменяемость) собираемых изделий и трудоемкость сборки. Приспособления должны удовлетворять следующим основным требованиям:
!. Правильный выбор базисных поверхностей, относительно которых изделие ориентируется в приспособлении.
2. Невозможность ошибочной установки деталей.
3. Простота и быстрота установки и закрепления деталей и их выемки.
4. Невозможность деформации изделия при установке и во время
работы.
5. Изготовление приспособления из нормализованных частей.
Основными элементами конструкции сборочно-клепальных приспособлений являются: а) рамы и каркасы (основания); б) фиксаторы и зажимы; в) шаблоны и кондукторы; г) элементы для выемки изделий (для крупных стапелей); д) элементы, обеспечивающие подвод энергии, подвеску инструментов и т. п.
Рамы и каркасы сборочных приспособлений изготовляют в большинстве случаев из профилированного железа и труб. У нас чаще всего применяют уголки, швеллеры и круглые трубы, соединяемые сваркой или болтами и заклепками.
Рамы плоских приспособлений в зависимости от величины и конструкции изделий можно просто укладывать на верстаках и козлах или устанавливать в специальных неподвижных опорах (вращающиеся приспособления) или же на тележках и опорах конвейеров. Каркасы пространственных крупных стапелей чаще всего устанавливают неподвижно, заливая их бетоном, или на специальных домкратах, забетонированных в полу. Последний способ лучше, так как можно заменять приспособления, не ломая пол, и регулировать положение приспособления при деформации пола или каркаса.
Весьма многочисленной и разнообразной по конструкции группой элементов приспособлений является группа фиксаторов и з а ж и м о в. Фиксаторы должны обеспечивать определенное положение деталям, а зажимы — закреплять детали. Очень часто зажимы служат одновременно фиксаторами. Основные типы фиксаторов и зажимов следующие:
1) фиксаторы и зажимы для профилей;
2) фиксаторы и зажимы для труб;
3) фиксаторы и зажимы для узлов;
4) фиксаторы и зажимы для листовых деталей (косынок, стенок, листов обшивки и т. п.).
На фиг. 262 приведены конструкции зажимов и фиксаторов. К этих конструкций часто применяют быстродействующие зажимы чажного и эксцентрикового типов. Так как в некоторых случаях колій1′ чество зажимов может быть значительным и закрепление агрегата даже при употреблении быстродействующих зажимов, будет отнимать много времени, то в таких случаях применяют централизованное ynpag| ление группами зажимов с помощью механических или пневматик ческих устройств.
Кондукторы часто входят в конструкцию клепально-сборочных 1 приспособлений; применение их устраняет необходимость в разметке ; и тем сокращает цикл и трудоемкость сборки, а также повышает качество сверления и обеспечивает взаимозаменяемость. Сверлильные і кондукторы для заклепок делают откидными, или поворотными, или, съемными (накладными). Для направления сверла служит кондук — ‘ торная втулка, однако, чтобы сделать кондукторы более простыми, легкими и дешевыми, их часто изготовляют из тонкой листовой стали (2—3 мм); тогда для направления сверла применяют втулки, насажи — ; ваемые на дрель.
За границей в самолетостроении широко применяют сложные стапели с кондукторами для различных агрегатов. Так, на фиг. 263 приведен весьма сложный крупный кондуктор для сверления обшивки в носовой части крыла самолета.
Применение для сверления отверстий кондукторов, как обеспечивающих взаимозаменяемость соединяемых деталей, при серийном производстве обязательно.
Шаблоны в сбором но — клепальных приспособлениях применяют, во-первых, для установки деталей. Такого рода контурные шаблоны, связанные с конструкцией приспособления, довольно часто применяют при сборке крыльев и фюзеляжей для установки шпангоутов и нервюр по обводам их. При постановке обшивки эти шаблоны отодвигают, отворачивают или снимают, а затем используют их для закрепления обшивки при сверлении и клепке.
Фиг. 263. Кондуктор для сверления агрегата. |
Во-вторых, шаблоны широко применяют для сборки и проверки приспособлений: по ним устанавливают и проверяют положение фиксаторов. Для приспособлений^ которых собирают плоские конструкции, шаблоны делают из листовой стали, а шаблоны для крупных стапелей представляют жесткие пространственные и плоские фермы, сваренные из профилей или труб. На фиг. 264 изображены контрольные шаблоны для проверки стапеля сборки крыла.
Изготовление приспособлений происходит в следующем порядке. По чертежам изготовляют все фиксаторы, зажимы и детали рамы или каркаса, а также необходимые шаблоны. Затем по сборочному чертежу сваривают или склепывают раму (каркас). Для наиболее крупных приспособлений каркас устанавливают в виде отдельных ферм на фундаментах и соединяют эти фермы посредством болтов и заклепок различными связями. Более удобными являются каркасы, основание которых представляет жесткую раму, располо-
п^о^ЯПГнГ;:Гф? кЗрво3ваКРЫЛКа: S “ЛЛЯ КОВТР°
женную на домкратах. В случае необходимости раму прикрепляют « полу легкими фундаментными болтами. Затем на рамах и каркасах устанавливают зажимы и фиксаторы. Для небольших плоских приспособлений это делают на разметочной плите с помощью шаблона и обычных разметочных инструментов. При сборке же крупных приспособлений (стапелей) необходимые точки и линии определяют путем натягивания в горизонтальной плоскости стальных струн в продольном и поперечном направлениях и опускания отвесов для получения необходимых горизонтальных и вертикальных плоскостей.
Начиная разбивку, создают базисные линии и плоскости (оси симметрии, строительные горизонтали). Размеры по высоте выверяют и устанавливают с помощью нивелира. Для установки необходимых фиксаторов на криволинейных участках применяют шаблоны.
Количество отдельных приспособлений для сборки какого-либо крупного агрегата весьма значительно. В качестве примера на фиг. 263 приведен перечень приспособлений и стапелей, необходимых для сборки крыла; схема типична для многих современных конструкций. Из фиг. 265 видно, что в стапель окончательной стыковки крыла приходит 7 подсборочных единиц: элерон, закрылок, концевая часть и 4 отъемных носка. В стапель сборки средней части приходит 26 подсборочных узлов: передний и задний лонжероны и 24 нервюры. Лонжероны в свою очередь собирают из ряда сложных деталей. Таким образом число разных стапелей весьма велико — В серийном производстве, кроме того, многие стапели имеются в нескольких экземплярах (в зависимости от программы и пропускной способности стапеля). Поэтому для получения взаимозаменяемой продукции определенные размеры стапелей должны быть увязаны таким образом, чтобы отклонения их размеров были не больше установленного допуска. Увязка стапелей заключается в установлении одинаковых размеров между фиксаторами одинакового назначения в разных стапелях, например, фиксаторы стыковых узлов лонжерона на стапеле лонжерона, на стапеле сборки средней части крыла, на стапеле окончательной сборки крыла, кроме того, соответствующие фиксаторы имеются на стапеле сборки центроплана и его лонжеронов. Так как таких размеров на агрегатах много и стыковые точки расположены очень разнообразно в пространстве, то применять для их проверки предельные калибры затруднительно. Потребуется очень много различных калибров, которые будет очень трудно, изготовить с требуемой точностью и обеспечить их жесткость, так как вследствие значительных размеров калибры получаются тяжелыми.
На практике получила распространение система проверки с помощью нормальных калибров. В качестве таких калибров служат эталоны деталей и агрегатов. Эталоном называют особо точно выполненным образец детали или агрегата.
Эталон обычно изготовляют из стали и вводят различные усиливающие элементы, чтобы достигнуть большей его жесткости, неизменности и долговечности. Стыковые узлы эталона закаливают и изготовляют с возможно большей точностью. Эталоны стыкуемых деталей
пригоняют друг к другу — Все фиксаторы устанавливают на стапелях по эталонам; при помощи эталонов периодически проверяют стапели;
Определение необходимых эталонов и схему их стыковки делают при разработке технологии сборки; после этого разрабатывают конструк» ции эталонов, изготовляют их и по ним проверяют приспособления.
При работе но плазово-шаблонному методу количество пространственных шаблонов (эталонов) сводится к минимуму (2—3 штуки),
в основном же для сборки и проверки стапелей применяют плоские шаблоны.
Частая смена типов изделий, характерная для современного самолетостроения, заставляет искать таких методов работы, которые позволили бы свести к минимуму затраты времени и средств на создание оснастки при переходе на изготовление нового типа. Одним из способов достижения этой цели является нормализация элементов приспособлений. Опыт некоторых заграничных самолетостро — ительных заводов показывает, что можно создать приспособления, состоящие на 70—80% (а иногда и более) из нормализованных элементов (на фиг. 266 показаны стапели
_ ,, немецкой фирмы Хеншель,
Фиг. 207. Нормализованные соединительные составленные мч нппмяличо — детали для приспособлений. составленные из нормализо
ванных деталей). Нормализации подвергаются не только такие детали, как зажимы и фиксаторы, но и элементы каркасов: траверсы, подножки, домкраты, крупные трубы, раскосы, соединительные косынки, коробчатые профили, имеющие отверстия с определенным шагом и т. п. На рис. 267 показаны применяемые ІДИТ соединительные детали из труб небольшого диаметра для изготовления столиков и мелких приспособлений; трубы крепят конусными болтами. Для небольших агрегатов применяют приспособления из швеллеров и уголков, соединенных косынками. Нормализованный фиксатор для таких стапелей показан на фиг. 268, косынка — на фиг. 269.
Для более крупных приспособлений весьма удобным элементом каркасов являются трубы, соединенные нормализованными траверсами. На фиг. 270 представлены разработанные ЦИТ типовые соединения траверс, а на фиг. 271 — стапель для сборки центроплана. Из
7—труба верхняя; 2—труба нижняя; а—труба вертикальная; 4—траверса верхняя; d—траверса нижняя; 6—траверса промежуточная; 7—узел плиты; 3—фиксированный узел гондолы; 0—узел раскоса; /в—узел раскоса; 7/, 72—домкраты; 13—ушко;
11—хомут.
четырнадцати узлов, входящих в конструкцию этого приспособления, одиннадцать полностью нормализованы, что позволяет использовать их как для других приспособлений данного изделия, так и при смене типа изделия.
К мелким приспособлениям, применяемым при клепально-сборочных работах, относятся пружинные фиксаторы для временного соединения листов, заменяющие контрольные заклепки. На фиг. 272 изображены клещи для постановки пружинного фиксатора, выпускаемого заводом ЦИТ, и различные положения, которые занимает фиксатор во время его установки. Завод ЦИТ выпускает
Фиг. 272. Пружинный фиксатор и клеши для его постановки.
А — клещи с фиксатором; Б —исходное положение фиксатора; Ви Г — введение стержня фиксатора движением вниз и в сторону; Е — рабочее положение фиксатора; Л — вынимание фиксатора.
пружинные фиксаторы шести номеров —от № 1 до № 6, соответственно диаметрам заклепок: 2; 2,3; 2,6; 3,0; 3,5 и 4,0 мм. Сила сжатия фиксатора при общей толщине листов в 1 мм — 6,5 кг, в 2 мм — 12,5 кг и в 4 мм — 25 кг. Наибольшая толщина зажимаемого материала 5 мм.
Простейший прижим американского типа состоит из стальной согнутой проволоки, диаметр которой несколько меньше диаметра заклепки, и колодочки из твердого дерева, в которой сделан суживающийся прорез. В этом прорезе заклинивается стержень прижима.
Помимо этого, для временного скрепления деталей применяют самонарезающие винты, завинчивая их в неполностью просверленные отверстия, а также контрольные болты.
Весьма важную группу приспособлений составляют приспособления для прессов. Сюда относятся:
а) специальные поддержки и обжимки для клепки швов с затрудненным доступом (фиг. 273);
б) шагомеры для пробивания отверстий и штамповки лунок при отайной клепке (фиг. 274);
в) приспособления для потайной клепки: для пробивания отверстий, штамповки лунок, расклепывания (фиг. 275—277).
Для лучшего использования прессов надо возможно шире применять специальные поддержки; благодаря им удается до 80—90% клепки при узловой сборке перевести на прессы.
«АІ і • I! * U. I.U 17»т’ |
ф,,г- 274. Шагомеры. £==2 * |