ФОРМИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

11.1. Допусковый контроль

11.1.1. Основные понятия допускового контроля

Техническое состояние ЛА определяется совокупностью параметров, характеризующих способность его систем выполнять заданные функ­ции. Различают две группы параметров:

• функциональные (ФП), являющиеся непрерывными аналоговы­ми сигналами;

• сигнальные (СП), изменяющие свое состояние скачком и харак­теризующиеся только шумя значениями (0 и 1).

Соответственно из всего комплекса задач, решаемых при опреде­лении технического состояния ЛА, можно выделить основные:

• допусковый контроль функциональных и сигнальных парамет­ров;

• групповой контроль сигнальных параметров;

• контроль ненаблюдаемых параметров (задачи идентификации, диагностики, расчет эффективности и т. д.).

Различают следующие виды технического состояния: исправное и неисправное; работоспособное и неработоспособное.

Исправным состоянием системы ЛА называется состояние, при котором она удовлетворяет всем требованиям, установленным нор­мативной документацией.

Работоспособным состоянием системы называется состояние, при котором она способна выполнять заданные функции, сохраняя зна­чения контролируемых параметров в установленных пределах.

Понятие исправности шире понятия работоспособности. Рабо­тоспособная система удовлетворяет не всем требованиям, а лишь тем, которые связаны с обеспечением ее нормального функционирова­ния. При этом часть требований, например относящихся к внешне­му виду, может не удовлетворяться. В результате контроля прини­мается решение о том, в каком состоянии находится проверяемая система в момент проверки. Если выявленное в процессе контроля изменение параметров объекта приводит к частичной или полной невозможности его использования по назначению (потере функцио­нальных свойств), то объект признается негодным. При сохранении функциональных свойств объект признается годным.

При допусковом контроле решение о годности или негодности систем ЛА принимается по результатам измерений в зависимости от того, находится ли контролируемый параметр в допустимых пределах (допуск) или выходит за их границы.

Допуском на контролируемый параметр называются границы зна­чений параметра, при которых проверяемая система исправна в тече­ние требуемого времени в заданных условиях работы. Допуск может быть односторонним (нижнее ун или верхнее ув предельное отклоне­ние от номинального значения параметра) и двусторонним [ун, ув].

Допуски устанавливаются для обеспечения основных функцио­нальных показателей систем ЛА, исходя из назначения этих систем и условий их применения. Различают допуски: арбитражный (для па­раметров разрабатываемой системы), производственный (для парамет­ров изготавливаемой системы), эксплуатационный (для параметров эксплуатируемой системы), ремонтный (для параметров ремонтируе­мой системы). Так, эксплуатационный допуск — это такие установ­ленные опытным и расчетным путем границы [ун, ув], в которых должно находиться значение контролируемого параметра у, чтобы система выполняла требуемые функции в течение заданного време­ни при определенных условиях эксплуатации с заданной вероятнос­тью Bq.

Таким образом, допусковый контроль состоит в том, чтобы уста­новить, находятся ли значения контролируемых параметров в поле эксплуатационного допуска или выходят за его пределы.

Наиболее общей характеристикой контроля является достовер­ность, которая характеризует способность аппаратуры контроля пра­вильно отражать реальное состояние контролируемой системы.

Погрешности измерений параметров могут привести к ошибочным решениям, т. е. неисправная система признается годной, а исправ­ная — негодной. Очевидно, вероятность принятия неправильного ре­шения при контроле уменьшается с ростом точности измерений. Однако повышение точности измерений связано с увеличением зат­рат на совершенствование измерительных средств, вследствие чего контроль с очень высокой степенью достоверности принимаемых ре­шений оказывается экономически нецелесообразным. В связи с этим возникает задача обоснования рациональных требований к точности контрольно-измерительной аппаратуры, удовлетворяющей определен­ным требованиям по достоверности контроля. Для решения этой за­дачи необходимо исследовать влияние погрешности измерений на ве­роятностные характеристики результатов контроля. Поэтому наряду с алгоритмами допускового контроля в математическом обеспечении
систем обработки данных испытаний необходимо предусмотреть рас­чет показателей достоверности решений, принимаемых на основа­нии результатов контроля.