Водоизмещение корабля

Вообразим, что наш корабль мгновенно вынут из воды, а сама вода так же мгновенно замерзла. В этом случае во льду должно образоваться углубление, своего рода отпечаток, в точности рав­ный подводному объему корабля (рис. 8). Наполним образо­вавшееся углубление водою точно до верхних краев, т. е. до уровня ватерлинии, измеряя израсходованное количество воды. "Таким образом, мы определим объем углубления и заодно вы­числим вес налитой воды.

Теперь мысленно разморозим наш водоем. Что с ним полу­чится? Оказывается, что равновесие, в котором находилась масса воды, окружающей корабль, когда он плавал, сохранилось и тогда, когда мы корабль подменили водою. А это и значит, что вес корабля, т. е. вес корпуса с внутренними пространствами трюмов, надводными устройствами, несущего на себе множество грузов, в точности равен весу воды, взятой в объеме воображае­мого углубления, т. е. подводного объема корпуса корабля.

Водоизмещение корабля

В теории корабля подводный объем корпуса корабля назы­вается объемным водоизмещением, обозначается че­рез V и измеряется в кубических метрах (л3).

Если взять вес воды в объеме подводной части корабля, то получим так называемое весовое водоизмещение ко­рабля, обозначаемое через D и измеряемое в тоннах (т).

Если обозначим вес корабля со всеми находящимися на нем грузами через G, то, приравняв D к G, получим основное уравнение плавающего тела — так называемое уравнение пловучести

D — G. (8)

Весовое водоизмещение корабля D равно объему У, умножен­ному на удельный вес воды d

D — d-V, (9)

при этом удельный вес воды принимается равным: для Бал­тийского моря 1,015, для Черного моря 1,025, для Атланти­ческого океана 1,025—1,026, для Азовского и Каспийского морей 1,010—1,012, для рек и озер (пресных) 1,000.

Для того чтобы вытеснить и в море и в реке равный вес объема воды, корабль должен в реке, где вода „легче", вы­теснить больший объем, чем в море, где вода имеет большую плотность. Так как вытеснить больший или меньший объем воды корабль имеет возможность, только изменяя осадку, то, следовательно, в реке корабль должен погрузиться глубже, чем в море. Отношение осадок должно быть обратно отношению плотностей: осадка корабля в реке Ifp равна осадке в море Ыи, помноженной на удельный вес морской воды d:

Подпись: (10)Н = Я — d,

п м ‘

т. е. при переходе из реки д море осадка уменьшается, а из моря в реку осадка увеличивается.

Подпись: Рис. 9. Запас пловучести

Водоизмещение судна является мерой пловучести корабля, и чем больше водоизмещение корабля, тем его пловучесть больше. Однако одна величина водоизмещения еще не характе­ризует безопасности плавания корабля при изменении нагрузки или при его аварии. Главную роль при этом играет высота надводного борта, обеспечивающая запас пловучести.

Запасом пловучести корабля называется дополнитель­ное количество груза, которое может принять корабль до пол­ного погружения, обладая пр, и этом пловучестью. Мерою запаса пловучести является величина непроницаемого для воды объема корпуса корабля, лежащего выше максимальной грузовой ва­терлинии (рис. 9).