ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Общие сведения. Классификация электродвигателей
Авиационные электродвигатели представляют собой электрические машины закрытого исполнения с естественным охлаждением. Они выполняются на мощности от долей ватта до десятков киловатт.
Электродвигатели применяются для длительной, повторно-кратковременной и кратковременной работы. Их перегрузочная способность характеризуется отношением максимально допустимого момента к номинальному и составляет
-■Имакс „ . „
ЛІ «3 “ От
Ми
Принцип действия и устройство авиационных электродвигателей аналогичны обычным электрическим машинам.
В авиационном электроприводе применяются следующие типы электродвигателей постоянного тока:
Рис. 33. Схема электродвигателя последовательного возбужде. ния
последовательного возбуждения с одной или двумя (для реверса) обмотками возбуждения (рис. 33);
параллельного возбуждения (рис. 34, а) с независимым возбуждением (рис. 34, б), с возбуждением от постоянных магнитов (рис. 34, в);
смешанного возбуждения (рис. 35).
Свойства электродвигателей в основном определяются их механическими характеристиками, мощностью, к. п. д., а также электромеханической постоянной времени.
Механические характеристики электродвигателей — это зависимость скорости вращения п от величины момента М на валу двигателя при постоянном напряжении питания
n = f(M). (1.10)
Проводимое к якорю электродвигателя напряжение И уравновешивается противо-э. д. с. Е и падением напряжения на сопротивлении /?„ якоря, т. е.
где /„ — ток в обмотке йкоря.
Противо-э. д. с. равна
" Е = спФ, (1.12)
где с — коэффициент, определяемый числом пар полюсов и обмоточными данными якоря;
0) — магнитный пото’к возбуждения; п — скорость вращения якоря.
Из формул (1.11) и (1.12) можно найти связь между скоростью вращения и током якоря:
U /я/?я
п ~ сФ сФ •
Электромагнитный‘Вращающий момент Мэ двигателя пропорционален произведению тока якоря на поток
Мэ = кы/яФ. ‘ (1.14)
Механические потери, получающиеся за счет трения в подшипниках, в щеточных контактах, от трения якоря о воздух учитываются механическим коэффициентом полезного действия тім. Тогда вращающий момент на валу двигателя равен:
М = чыМэ. (1.15)
Из (1.13), (1.14), (1.15) определяется выражение для механи — Рис ческой характеристики электро двигателя
/ — параллельного возбуждения; г — по — U MR* следовательного возбуждения; 3 — смету = — ————————————— М 1 шанного возбуждения
П СФ Т]м(сФ)2 •
Для электродвигателя параллельного возбуждения ток возбуждения не зависит от тока якоря и при изменении момента М поток Ф изменяется незначительно (влияние реакции якоря), поэтому зависимость n=f (М) без учета реакции якоря и насыщения железа машины представляет собой наклонную прямую 1 (рис. 36). Для электродвигателя последовательного возбуждения магнитный поток зависит от тока якоря
Ф = £м/., (1.17)
где ky — коэффициент, зависящий от конструкции двигателя. Так, вращающий момент М будет равен
-И = -/;мМэ =г4!А/ЯФ = ritikKky! l. 7 (1.18)
Отсюда
У Лм*кА1
Эта зависимость приведена на рис. 36 (кривая 2). Кривая 3 является механической характеристикой для двигателя смешанного возбуждения. Из характера изменения кривой 2 и наклонной 1 следует, что:
электродвигатель параллельного возбуждения имеет «жесткую» механическую характеристику, т. е. в рабочем диапазоне изменения нагрузки скорость вращения изменяется незначительно;
электродвигатель последовательного возбуждения имеет «мягкую» механическую характеристику (с изменением нагрузки скорость вращения резко изменяется);
при холостом ходе (Л4=0) двигатель параллельного возбуждения имеет вполне определенную скорость вращения п0, в то время
как v двигателя последовательного возбуждения она стремится к со. Практически скорость холостого хода ограничивается силами трения и всего в 3—5 раз больше номинальной;
момент короткого замыкания Мк.3 электродвигателя последовательного возбуждения значительно больше, чем для электродвигателя параллельного возбуждения той же мощности.
Эти особенности электродвигателей различного возбуждения определяют их области применения. Так, электродвигатели параллельного возбуждения используются в тех случаях, когда необходима постоянная скорость вращения при изменяющейся нагрузке и не требуется большой пусковой момент (программные механизмы, гироскопы и т. д). Электродвигатели последовательного возбуждения применяются там, где требуется большой пусковой момент, постоянство скорости вращения не имеет существенного значения, и на валу двигателя всегда имеется нагрузка (привод элементов управления самолета и т. д.).
Электродвигатели смешанного возбуждения применяются в случаях, когда необходимо получить одновременные свойства двигателей параллельного и последовательного возбуждения (преобразователи, стартеры и т. д.).
Методы пуска электродвигателей. При подключении эчектро — двигателя к сети в начальный момент якорь неподвижен, противо-
г? г Е
э д. с. Е равна нулю, и сила тока в якоре равна /„ =
Так как Rn мало, то ток якоря достигает большой величины.
Электродвигатели малой мощности включаются на полное напряжение сети. Однако такой метод не пригоден для пуска электродвигателей большой мощности из-за возникновения при этом значительных пиков тока и резкого нарастания вращающего момента. Поэтому для мощного электропривода применяют реостатный пуск. На рис. 37, а приведена схема реостатного пуска электродвигателя независимого возбуждения. При замыкании выключателя В контактор К замыкает свои контакты, включая напряжение V сети через пусковое сопротивление Ra на якорь электродвигателя — В результате большого падения напряжения на сопротивлении /?п напряжение на якоре электродвигателя будет небольшим. По мере увеличения скорости вращения со возрастает прогиво-э. д. с. электродвигателя, что приводит к уменьшению тока якоря:
Рис. 37. Реостатный пуск двигателя: а — схема реостатного пуска двигателя смешанного возбуждения; б—пусковая характеристика |
w U — Е U — с соф
Я Ея 4- Rn /?я Н~
С уменьшением тока уменьшается падение напряжения на сопротивлении Rn и, следовательно, возрастает напряжение на обмої — ке контактора К2. При определенном напряжении контактор срабатывает и своими контактами шунтирует сопротивление Rn. Теперь якорь электродвигателя находится под полным напряжением сети. Характер изменения тока и скорости вращения ПО-4500 в процессе пуска соответствует кривым, изображенным на рис. 37, б.
Методы регулирования скорости вращения. Из формулы (1.21) следует, что при A! = const скорость вращения электродвигателей постоянного тока можно регулировать изменением напряжения питания U, сопротивления цепи якоря Rn или магнитного потока <1>.
Схемы регулирования скорости вращения, основанные на изменении сопротивления цепи якоря, приведены на рис — 38, а на рис. 39 показаны механические характеристики двигателей.
В обоих двигателях увеличение сопротивления приводит к возрастанию наклона механической характеристики. Этот способ хотя и отличается простотой, но из-за больших потерь энергии на реостате неэкономичен. Он применяется для электродвигателей небольшой мощности.
На рис. 40 приведены схемы регулирования скорости вращения двигателей изменением потока (тока) возбуждения.
При постоянной величине нагрузочного момента с уменьшением сопротивления Rp, шунтирующего обмотку возбуждения (ОВ), для электродвигателя последовательного возбуждения магнитный поток уменьшается и скорость вращения увеличивается (рис. 41, о).
Для электродвигателя параллельного возбуждения (рис. 41, б) характерно следующее. Механические характеристики для двух различных потоков Фі и Ф2 возбуждения пересекаются в точке, соответствующей моменту М2. При нагрузке Mt<zM2 уменьшение
потока от ф2 до Ф( вызывает рост скорости вращения. При нагрузке М3~>М2 уменьшение потока скорость вращения.
Рассмотренный способ регулирования применяется лишь для стабилизации скорости вращения или для увеличения ее в небольших пределах. Регулирование скорости вращения изменением напряжения питания осуществляют только в специальных системах (например, в системе генератор—двигатель). Этот способ сложен.
Методы реверсирования электродвигателя. Для реверсирования (изменения направления вращения) электродвигателей постоянного тока требуется изменить или направление тока в якоре, или направление магнитного потока возбуждения.
На рис. 42 представлена одна из схем реверсирования. В электродвигателях последовательного возбуждения для осуществления реверса применяют две обмотки возбуждения, создающих магнитные потоки противоположного направления.
Для каждого направления вращения используется одна из обмоток, а другая при этом остается отключенной от сети.
Методы торможения электродвигателей. Для быстрого прекращения движения выходного вала в электромеханизмах применяют либо электромагнитные муфты, либо электрическое торможение двигателей.
Различают динамическое торможение, торможение противовклю — чением и генераторное торможение с отдачей энергии в сеть.
Наибольшее распространение в авиационных устройствах нашло динамическое торможение электродвигателей (рис. 43). При выключении обмотки контактора его нормально замкнутые контакты замыкают накоротко обмотку якоря. Так как при этом обмотка возбуждения остается включенной на напряжение сети, а якорь двигателя продолжает по инерции вращаться, то двигатель переходит в генераторный режим. Ток в цепи якоря изменит направление и будет создавать тормозной момент- Кинетическая энергия якоря превращается в электрическую, которая расходуется на нагревание цепи якоря.