ШАССИ САМОЛЕТА
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ШАССИ САМОЛЕТА
Шасси предназначено для обеспечения взлета, посадки и передвижения самолета по земле. В целях снижения лобового сопротивления в полете шасси убирается.
При взлете, во время посадки и при рулении самолета по земле шасси воспринимает ударные нагрузки, действующие на самолет. Для смягчения, а также частичного поглощения этих нагрузок шасси снабжено амортизационным устройством, в которое входят пневматики колес и амортизаторы.
На самолете Л-29 применяется схема шасси с передним колесом. В этой схеме главные колеса размещены симметрично относительно продольной оси самолета, позади центра тяжести, а переднее колесо расположено впереди. Эта схема обладает рядом преимуществ по сравнению с другими: дает возможность производить посадку с большей посадочной скоростью без опасности взмывания самолета; обеспечивает хорошую устойчивость при движении самолета по земле и более легкую посадку при боковом ветре, исключает возникновение неуправляемых разворотов при разбеге и пробеге; позволяет производить энергичное торможение колес при отсутствии опасности капотирования самолета, что приводит к уменьшению длины пробега; обеспечивает хороший обзор из кабины летчика и меньшее отрицательное воздействие струи отработанных газов, выходящих из сопла двигателя на поверхность аэродрома.
Вместе с тем шасси с передним колесом имеет недостатки, к которым относятся: значительная нагрузка на переднее колесо при посадке с использованием тормозов; ухудшается устойчивость самолета при движении по мягкому и скользкому покрову аэродрома, так как главные колеса не создают достаточного стабилизирующего момента; увеличивается опасность возникновения при определенной скорости движения самовозбуждаю — щихся колебаний свободно ориентирующегося переднего колеса (колебания типа «шимми»).
Колебания типа «шимми» представляют собою периодически повторяющиеся повороты переднего колеса относительно оси стойки, при которых амплитуды колебаний могут достигать больших значений, что в ряде случаев приводит к сильному раскачиванию и даже разрушению носовой части фюзеляжа. Для предотвращения этих колебаний на самолете Л-29 применяется специальный гаситель колебаний.
Из силовых схем шасси с носовым колесом наибольшее распространение в настоящее время получила схема шасси с рычажной подвеской колеса; здесь ось колеса крепится к специальному рычагу, связанному через шарнир со стойкой. Шасси с рычажной подвеской колеса по сравнению со схемой шасси с непосредственным креплением колеса к штоку амортизационной стойки имеет ряд преимуществ, к которым относятся: хорошая амортизация переднего удара, так как амортизатор при этом воспринимает не только вертикальные, но и горизонтальные нагрузки, приложенные к колесу; разгрузка амортизатора от изгиба улучшает условия работы уплотнения, уменьшает его износ. Амортизатор вследствие меньшего потребного хода размещается обычно внутри стойки.
Амортизация шасси необходима для смягчения, частичного поглощения и рассеивания энергии ударов самолета о землю при посадке и при передвижении по неровному аэродрому.
Амортизатор рассчитывается на поглощение энергии удара самолета о землю при посадке с наибольшей возможной в эксплуатации вертикальной скоростью снижения.
Благодаря упругой деформации амортизаторов и пневматиков колес вертикальная скорость в момент приземления гасится не мгновенно, а постепенно на некотором отрезке пути, в результате чего на конструкцию самолета большие ударные нагрузки не передаются. Однако воспринятая амортизатором энергия удара возвращается самолету, вследствие чего возникают его вертикальные колебания. Для быстрого гашения этих колебаний энергия их должна рассеиваться, в связи с чем амортизация самолета должна обладать свойством рассеивания энергии.
На самолете Л-29 применяются жидкостно-газовые амортизаторы, в которых находится строго определенное количество жидкости (масла АМГ-10) и газа (азота или смеси азота с воздухом) под определенным начальным давлением.
Азот является упругим элементом амортизатора, возвращающим последний в исходное положение после прекращения действия ударной нагрузки. Жидкость служит демпфером и теплопоглотителем.
При прямом и обратном ходе штока амортизатора жидкость протекает через отверстия малого диаметра с большой скоростью, при этом она нагревается, отдает тепло стенкам цилиндра, которые рассеивают его в окружающую атмосферу. Не поглощенная амортизатором часть энергии удара обеспечивает быстрое возвращение амортизатора в исходное положение, при этом стойка снова способна воспринимать повторные ударные нагрузки.
Авиационные колеса и пневматики служат для передвижения самолета по земле и смягчения ударных нагрузок. Колеса основных стоек шасси оборудуются тормозами. Тормоза уменьшают пробег самолета на 50— 60% и повышают его маневренность на рулении.
Кроме основной (главной) системы уборки и выпуска шасси на самолете имеется система аварийного выпуска шасси, которая обеспечивает его выпуск в случае отказа основной системы.