УРАВНЕНИЯ ПРОДОЛЬНОГО И БОКОВОГО ДВИЖЕНИЯ

Уравнения собственного продольного и бокового движения. Представим математическую модель полного собственного движения самолета в про­странстве состояний в виде следующего векторного уравнения:

Подпись: (2.101)*п№~1 Гап А6п 1 Г хп(t) 1 М*>-1 1-Ап6 А6 J |_x6(t) J

Вектор-столбец переменных состояния продольного движения само­лета

[хп (t)]r = [Аса,(t) Аа(0 Ли (I) AV (t), А0 (I) АН (I) AL(t)]. (2.102)

Вектор-столбец переменных состояния бокового движения самолета [x6(t)]T = [Дсох(1) Дшу (I) Ар (I) Ау (t), Ay (I) A¥(t) Az(t)]. (2.103)

Матрица состояния продольного движения самолета

агаг, шг

аюг, а

aa>z, u

arnz, V

0

0

0

ао, ш1

аа, а

аа, и

aa, V

0

0

0

аи,0),

0

0

0

0

0

0

0

aV, а

aV, u

avV

0

0

0

0

а8,а

ae. u

ae V

ae, e

0

0

0

аН, а

aH, и

aH, V

0

0

0

0

0

0

&

r

aL, t)

0

0

 

А

 

(2.104)

 

 

УРАВНЕНИЯ ПРОДОЛЬНОГО И БОКОВОГО ДВИЖЕНИЯ

а0>„Юу

аю„Р

0

0

0

0

агау, йу

а(0у, Р

0

0

0

0

аР>®,

аи, р

4-і

0

0

0

а7,а>,

VJ

0

0

0

0

аЧ1,ш,

°

а¥.у

0

0

0

п

и

а^а

ат у

0

0

0

0

0

0

0

"„У

0

 

ашх, тх

4.’“.

afl rrt

 

(2.105)

 

УРАВНЕНИЯ ПРОДОЛЬНОГО И БОКОВОГО ДВИЖЕНИЯ

УРАВНЕНИЯ ПРОДОЛЬНОГО И БОКОВОГО ДВИЖЕНИЯ

Подпись: аш,,ш, аш,,шу am„ р аш,,у 0 0 0 аа, (о, аа,му аа,р аа. у 0 0 0 0 au,ffly 0 au,Y 0 0 0 0 0 av,p aV, у 0 0 0 0 0 ae,p ae,Y 0 0 0 0 0 0 aH,Y 0 0 0 0 0 0 0 0 aL4< 0 Подпись: (2.106)
УРАВНЕНИЯ ПРОДОЛЬНОГО И БОКОВОГО ДВИЖЕНИЯ

Матрица состояния перекрестных связей из бокового движения в продольное.

Матрица состояния перекрестных связей из продольного движения в боковое

Подпись: " 0 аш,,а 0 ao„V 0 0 d 0 a<oy,a 0 a<o,,V 0 0 0 aP,'(0I ap,a aP,u aP,v ap,e 0 0 0 о ay, и 0 0 0 0 чи 0 a(|/,u 0 0 0 0 0 a4>,a a4<,u a4/, V 0 0 0 0 0. 0 a„V a„e 0 0 Подпись: А-пб ~(2.107)

С формальной математической точки зрения уравнение (2.101) может быть разделено на два независимых уравнения, если равны нулю или пренебрежимо малы все элементы матриц А6п и Ап6.

Для разрежения матриц А6п и Ап6 можно сделать несколько физических Допущений. Так, если предположить симметричность самолета относи-

тельно плоскости ХОУ, то производные сил и моментов, действующих в продольной плоскости по параметрам бокового движения, будут равны нулю:

Подпись: F'* = м£ = 0.УРАВНЕНИЯ ПРОДОЛЬНОГО И БОКОВОГО ДВИЖЕНИЯ(2.108)

Подпись: м“ = м“ = м: = м; Подпись: м" УРАВНЕНИЯ ПРОДОЛЬНОГО И БОКОВОГО ДВИЖЕНИЯ

Это объясняется тем, что разложение сил и моментов в ряд Тейлора проводилось в окрестности опорного движения, а сами эти функции равны нулю в точке, соответствующей опорному движению в силу их симметрии. Аналогичным образом производные сил и моментов, действующих в плоскостях Х02 и YOZ, по параметрам продольного движения также будут равны нулю:

. Следующим допущением является переход к рассмотрению частного случая пространственного движения, когда самолет летит без крена у0 = О,

у а = 0. Тогда sin у° = 0 и siny° = 0. При малых углах атаки а° = 0 и sina° = 0. Если движение самолета происходит без скольжения (Р° = 0), путевой угол совпадает с углом рыскания (*F° = у°), а опорное движение

совершается с нулевыми угловыми скоростями GK = <в,° = <в° = О (прямо­линейный горизонтальный полет без крена и скольжения).

Новые выражения для коэффициентов динамических уравнений посту­пательного движения приведены в табл. 19 приложения с учетом изменив­шихся выражений для производных сил. Выражения для коэффициентов кинематических уравнений поступательного движения, динамических и кинематических уравнений вращательного движения, а также уравнений геометрических соотношений приведены соответственно в табл. 20-23 приложения.

Анализ выражений для коэффициентов показывает, что все коэффициен­ты, составляющие матрицы А6п и Ап6, тождественно равны нулю. Следова­тельно, А6п = 0, Ап6 = 0, что позволяет рассматривать продольное и боко­вое собственное движение самолета независимо друг от друга. Уравнение (2.102) распадается на два уравнения:

*„№ = А„хп№; (2.110)

Подпись: (2.111)Mt) = A6x6(t)

Решения уравнений (2.110) и (2.111) имеют вид:

МО = q>„(t, t0)xn(t0); (2.112)

хб(0 = Vefti to) хб(1о)’ (2.113)

где ФпР, t0), p6(t, t0)-переходные матрицы состояния соответственно продольного и бокового движения самолета.

Уравнения вынужденного продольного и бокового движения. Представим математическую модель полного вынужденного движения самолета в ’56

пространстве состояний с учетом модели собственного движения (2.101) в виде следующего векторного уравнения: ‘

Г *п(0] Гм о МО] Гву вЦ Г Mt)] Г В* ВМ1 Г МО]

LmoJ Lo mJImoJ ві J L^(t)-I L-B»6 bm Lu»(t)J

(2.114)

Вектор-столбец входа по управляющим воздействиям в продольном движении самолета

С«І(03Т = [ДМО A8,(t) A8,(t) ASp(t)]. (2.115)

Вектор-столбец входа по управляющим воздействиям в боковом движе­нии самолета

[М0]г = ОМО A8B(t) А8,(ед. (2.116)

Вектор-столбец входа по внешним возмущениям в продольном движе­нии самолета

[Un(0]T = [Afx(0 Afy(t) Ama(0 Aaw(t) Aaw(t)]. (2.117)

Вектор-столбец входа по внешним возмущениям в боковом движении самолета

[Нб(0]т = [Afz(t) AmXB(0 Атув(0 Apw(t) A$w(0]. (2.118)

Матрица входа по продольным управляющим воздействиям

Подпись:(2.119)

Матрица входа по боковым управляющим воздействиям

Подпись: ащ,.8. a°V®H 0 аи,.5э 0 0 6 ам, 0 0 0 0 0 0 0 0 a4',8z 0 0 0 (2.120)

(2.121)

Подпись: 0 0 аюг, 8, 0 0 аа,5е 0 0 0 0 0 0 0 0 ае, 5, 0 0 0 0 0 0 Матрица входа по перекрестным связям продольных управляющих воздействий с параметрами состояния бокового движения

Подпись: о 0 0 0 0 0 0 0 0 0 аМУ 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 аУ,5, 0 0 0 0 0 (2.122)

Матрица входа по продольным внешним возмущениям

4,^.

aMt. dw

aa, fx

aa, fy

0

ao, aw

au. d*.

0

0

0

0

о

av, f,

aV, fy

0

о

ae, f„

a9,fy

0

a9haw

о

0

0

0

aH, B*

о

0

0

0

0

о

(2.124)

Подпись: 0 ^(0^ ш„ 0 0 0 0 Ч, т„ 0 ap,i; 0 0 aP,Pw НК 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 a4>,f, 0 0 а ‘.KW 0 0 0 0 0 0 L J Матрица входа по перекрестным связям продольных внешних возмуще­ний с параметрами состояния бокового движения

Подпись:(2.125)

Матрица входа по перекрестным связям боковых внешних возмущений с параметрами состояния продольного движения

Подпись: " a®z.f. 0 0 a“>z.Pw 0 aa, fz 0 0 aa.Pw 0 0 0 0 0 0 0 0 0 aV,Pw 0 ae,f. 0 0 a0,Pw 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 (2.126)

Элементы матриц раскрыты в табл. 24 и 25 приложения.

Условием независимости продольной и боковой составляющих вынуж­денного движения самолета является равенство нулю всех элементов

матриц в£п, В„6, ВбП, Й^6. Для симметричного относительно плоскости XOY самолета это достигается в прямолинейном полете без скольжения. Тогда векторное уравнение полного вынужденного движения самолета (2.114) можно представить в виде двух независимых уравнений с новыми значениями коэффициентов, приведенных в табл. 24 и 25 приложения:

хп (I) = Апхп (I) + ВГ иу (I) + в! un(t); (2.127)

х6 (I) =А6х6 (I) + Вуб »1 (1) + Вё u6 (t). (2.128)

Решения уравнений (2.127) и (2.128) имеют следующий вид:

і

Х„ (t) = ф„ (t) Хп (0) + J Фп (t _ т) Ву иу (х) dx +

о

t

+ |<Рп(4-т)Впип(т)йт; (2129)

О

t

х« (t) = фв (t) хб(0) + J q>6 (t — т) (т) dx +

о

t

+ J Фв (t — т) Вб Иб (т) dx. (2.130)

о

Таким образом, полное пространственное движение самолета можно рассматривать как два независимых движения: продольное и боковое.