Аэродинамические силы лопастей и винтов
На каждую из лопастей обоих несущих винтов, кроме сил, указанных в § б, действуют силы сопротивления вращению, которые преодолеваются моментами на валах НВ, создаваемыми силовой установкой (рис. 1.23). Сумма сил Rn, действующих на лопасть в вертикальной плоскости, приложена к ГШ и направлена вдоль лопасти. Поэтому лопасть занимает определенное положение в этой плоско-
Рис. 1.23. Силы, возникающие на лопастях и на НВ |
сти. Сложив равнодействующие сил каждой лопасти несущих винтов, получим общую тягу несущего винта Т. При осевом обтекании несущих винтов их тяги направлены по оси вращения. Момент от массовых сил (Gn, Fuo) в этом случае отсутствует, центробежные силы во всех азимутальных положениях лопастей лежат в плоскости, перпендикулярной оси вращения (рис. 1.24,о). При косом обтекании несущих винтов с шарнирной подвеской лопастей тяги совпадают с осями конусов вращения. Чтобы получить поступательный полет, конусы вращения обоих винтов ручкой ППУ через автоматы перекоса отклоняются в направлении полета. При этом тяга винтов отклоняется в ту же сторону на определенный угол є (рис. 1.24, б). Изменение положения оси конусов вращения относительно оси вращения несущих винтов вызывает возникновение момента от массовых сил лопастей. Центробежные силы уже лежат в разных плоскостях, параллельных основанию конуса вращения винта, образуя пару сил. Направление действия этой пары зависит от того, относительно какой оси вертолета она рассматривается. Таким образом, центробежные силы лопастей при изменении циклического шага создают момент Мтш, изменяющий угол тангажа или крена вертолета.
Так как в полете тяги несущих винтов не совпадают с осью их вращения, они раскладываются на составляющие
Рис. 1.24. Возникновение шарнирного момента |
Тх, Ту и Тг по осям связанной или скоростной системы координат (рис. 1.25). В связанной системе координат ось Уі направлена по оси вращения несущих винтов, ось перпендикулярна оси У( вдоль строительной горизонтали фюзеляжа, а ось Z перпендикулярна осям X, и IV Начало координат — в центре тяжести вертолета. В скоростной системе ось X направлена по вектору скорости полета, ось У перпендикулярна ей вверх, а ось Z перпендикулярна осям X и У.
У. |
Если перемещать вертолет с работающими несущими винтами в воздушном пространстве, то вследствие косой обдувки конусы вращения ВНВ и ННВ получат завалы назад и в стороны, т. е. составляющая Тх будет направлена против полета. Но горизонтальный полет вертолета осуществляется с помощью несущих винтов за счет составляющей Тх, -направленной в сторону полета. ! Іозтому продольно-поперечное управление должно обеспечивать возможность не только компенсировать завали конусов вращения назад, но и создать такую составляющую Тх, которая позволяла бы достичь максимальной скорости полета. Поэтому продольно-поперечное управление обеспечивает наклоны автоматов перекоса вперед на 4°3(У, а назад на Зс20′, т. е. завалы конусов вращения назад компенсируются дополнительным ходом продольного управления (рис. 1.26).
Боковые составляющие тяг TZb и Г2Н и их моменты относительно продольной оси вертолета действуют в противоположные стороны и частично компенсируются. Однако
вследствие большего «плеча относительно центра тяжести вертолета боковая сила ВИВ создает больший кренящий момент, который должен быть компенсирован отклонением ручки ГШУ вправо на малых и влево на больших скоростях полета.
6