ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ НАДЕЖНОСТИ

Определение показателей надежности по статистическим дан­ным, полученным в процессе эксплуатации, имеет большое значе­ние, так как учитывается влияние условий и режимов работы на состояние авиационной техники, влипшие конструктивного выпол­нения и правил эксплуатации.

Определение характеристик надежности по статистическим дан­ным. В процессе эксплуатации наблюдения за изделиями авиаци­онной техники продолжаются в течение определенной наработки ресурса, времени подконтрольной эксплуатации, испытания и т. д. Результатами такого наблюдения являются зафиксированные мо­менты отказов агрегатов, число неотказавших агрегатов. В дан­ном случае мы не можем ждать отказов всех агрегатов, а имеем дело с так называемой усеченной выборкой, хотя при этом теря­ется часть информации, что влияет на точность определения пока­зателей нздежиости. Для определения статистических значений показателей надежности в данном случае можно использовать фор­мулы (2.1)—(2.9). При этом наработку (время эксплуатации) объекта за время t разбивают на интервалы AU; і— 1, ft и для каж­дого іштерЕача находят значения соответствующих показателей на­дежности.

Пример 1 Из ПО ограничителей абсолютного давления івоздуха систе­мы кондиционирования самолета отказало 100 агрегатов при следующих нара­ботка* в часах

20;

411;

700;

1050;-

1500;

1908;

2456;

3000;

3750

4920

50;

463;

700;

1070;

1614;

1996;

2500;

3100;

3798

5000

65;

500;

750;

1120;

1640;

2110;

2506;

3100;

3800

5100

75;

500.

850;

1131;

1650;

2110;

2800;

3120;

4000

5250

153;

500,

900;

1158;

1700;

2182;

2850;

3200;

4100

5400

173;

503;

940;

1250;

1726;

2200;

2850;

3490;

4200

5650

187,

550;

1012;

1284;

1726;

2200;

2852;

3500;

4390

5798

211;

550;

1050;

1289;

1750;

2475;

2900;

3510;

4520

5890

211;

060;

1050;

1350;

1770;

2400;

2970;

3600;

4600

6000

280,

700;

1050;

1440;

1900;

2450;

2990;

3710;

4700

6000.

Определить оценки )(0, МО. PW ДРи значеннях наработки, ме превы­шающих 6000 ч.

В табл 23 представлены вычисления значений r(Afi), (((), МО для каж­дого интервала АЦ=600 ч. а также значения P(t) в начале ‘интервалов.

Сооївеїетвуюшие графики для МО н Р(0 приведены на рис. 2 3 и 2 4.

Характер графика (рис. 2 3) показывает, что интенсивность от­казов в течение рассматриваемой наработки постоянна и только в конце возрастает. Это обстоятельство необходимо учитывать при назначении ресурса для данного изделия, ограничивая его временем работы до появления роста интенсивности отказов.

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ НАДЕЖНОСТИ

Постоянство интенсивности отказов характерно для экспонен­циального распределения, для которого параметр X можно опреде­лить по формуле

а вероятность безотказной работы (см. табл 2 2)— по формуле

_ t

P(f)=e-“=C то • (211)

Используя формулу (2.8), определяем значение наработки на отказ Гп при условии, что наработка до отказа не превышала 6000 ч

Подпись: U0 1 уч 100 & ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ НАДЕЖНОСТИ
>’»=2847 4-

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ НАДЕЖНОСТИ
ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ НАДЕЖНОСТИ

 

На графике 24 нанесена кривая (вероятности безотказной работы ограни­чителя давлення P(t) кап функция >времени работы t, рассчитанная по форму­ле (211) Из графике следует, что. надежность этого агрегата при. наработке 6000 ч низкая При вычислениях по формуле (2.11) следует пользоваться таб­лицей значений функции <?-*, приведенной в Приложении 3.

Пример 2 Наработка изделия до отказа имеет нормальное распределе­ние с параметрами, полученными по статистическим данным Тс,> =1000 ч, сг — 200 ч Необходимо определить интенсивность отказов А(/) для ряда значе­ний. наработки агрегата

= 0,0067-10-4 1/ч *

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ НАДЕЖНОСТИ
Для определения h(i) используем формулу (ом. табл 2 2)

для «=600 ч А(1) =2,76*10-Ч/ч.

Зная значения интенсивности отказов для различной наработки изделий, •можно построить график ее изменения и чіспользовать его при решении вопро­сов прогнозирования отказов, назначения периодичности осмотров и ресурсов агрегатов летательных аппаратов

Прогнозирование постепенных отказов. Метод прогнозирования в основном может быть применен для отказов, имеющих установ­ленную закономерность накапливания качественных изменений. Одним из таких методов является использование статистических законов распределения вероятностей безотказной работы агрега­тов и систем летательного аппарата. Многие процессы износа из­делий авиационной техники описываются нормальным распределе­нием. В этом случае вероятность безотказной работы определяется, по формуле (см. табл. 2 2)

P(t)=(2.12)

Предположим, что износ за произвольный интервал времени является нормально распределенной, случайной величиной со сред­ним значением и дисперсией, пропорциональными времени < интер­вала at и Ы, где о н Ь — постоянные коэффициенты, а>0, б>0.

Считаем, что величина износа в первый момент работы равна нулю п что величины износа за различные интервалы времени вза­имно независимы

Вероятность безотказной работы за время t при допустимой ве­личине износа т) для данной модели отказов определяется по формуле

яМ=ф(^=г);*>о. (2.13)

Пример 3 Одной «з причин отказа стартер-генераторов является преж­девременный износ щеток В процессе эксплуатации важно знать, с какой перио­дичностью осматривать узлы щеток, чтобы обеспечить безотказную работу стар — тер-генера і оров

В процессе подконтрольной эксплуатации анализировался процесс износа щеток шести щеточных узлов, имеющихся на стартер-генераторах Высота каж­дой щетки замерялась два раза через /р~200 ч и /р=400 ч заработки, затем определялась величина износа Для вновь установленных щеток замеры повто­рялись снова

Проведенный анализ «показал, что описанная выше модель справедлива для данного случая Оценка параметров распределения средней. величины износа щеток т)Ср и дисперсии на остове статистических данных дала следующие результаты: Чср=3,28 мм. <7^= 1,0 мм.

Оценка коэффициентов предложенной модели a т b проводилась из усло­вия, что т)ср—с/р, = Ыр, а периодичность замеров составляла /р=200 ч

Подпись:ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ НАДЕЖНОСТИПодпись:Подпись: Чсрмм

= 1,64 10-2——— ;

ч

Зависимость P(t) для вычисленных значений с и Hi для различной вели­чины износа т) приведена иа рис 25 При вычислениях значений P{t) необхо­димо пользоваться таблицей значений Ф(г), приведенных в приложении I За­висимость P(i) позволяет сделать выводы о возможности увеличения перио­дичности осмотра щеток стартер-генератора

Определение периодичности замены элементов исходя из требуемого уров­ня надежности (на примере топливного фильтра). Пример 4 Предполо­жим, что продолжительность безотказной работы топливного фильтра имеет нормальное распределение Параметры распределения, рассчитанные по стати­стическим данным 7Ср=215 ч, а—20 ч Необходимо определить периодичность за­мены (промывки) фильтрующего элемента ts при заданном уровне вероятности безотказной работы P(t) =—0,999.

Согласно формуле (212), продолжительность безотказной работы

Подпись: Р (О0,999.

Используя таблицу (приложение I), по значению Ф(г) находим 2" ^

———— =3,1; /s~Tcp — 3,l-o = 2l5 — 3,1-20 = 153 ч.

Таким образом, при заданном уровне безотказной работы до наработки фильтра в пределах 150 ч отказов в его работе не будет Следовательно, перио­дичность замены ие должна превышать 150 ч

В ряде случаев для приближенных расчетов при определении времени предупредительной замены агрегатов, имеющих ограничен-

Подпись:
Рве. 2.5 Зависимость вероят — воста безотказной работы щет­ки стартер-генератора от на ра­бота и допустимого износа

нын срок службы, вследствие их старения и износа можно также пользоваться приближенной формул ой ta ~ Тср~—ka — tp, где /ср—средняя наработка агрегата до отказа; о — среднее квад­ратическое отклонение Тср; k—доверительный коэффициент (при нормальном законе распределения Тср с достаточной для практики точностью можно брать к—2) ; tp— периодичность про­ведения регламентных работ.

Определение норм запасных частей. Одним из направлений улучшения показателей экономики гражданской авиации является работа по улучшению материально-технического снабжения пред­приятий запасными частями с целью сокращения простоев самоле­тов при ремонте и техническом обслуживании. С этим связано и представление обоснованных заявок в органы снабжения. Указан­ная задача сравнительно просто решается при наличии характе­ристик надежностн изделий, которые можно определить на основа­нии статистических данных.

Припер 5 Пусть на летательных аппаратах, — находящихся в эксплуата­ции, имеется 200 однотипных агрегатов, изменение вероятности безотказной рзботы которых представлено на рис. 2.6 Требуется определить потребное ко — ■шчество запасных иаделнй (деталей) через 200, 400 и 600 ч работы системы.

Как видно из графика, вероятности безотказной работы при соответствую­щей наработке будут равны Psto=0,9; Р4оа-0,85; Р6оо—0,80. Следовательно, вероятность отказа агрегата с наработкой до 200 ч будет <?о-2оо—0,1, — с нара­боткой от 200 до 400 ч <?ї«і~4оо=0,05, а с наработкой от до 600 ч о400_60о= “0.05.

Из первоначально установленной партии в 200 агрегатов через 600 ч ра­боты системы выйдет из строя 200X0,2=40 агрегатов. В том числе с наработ­кой до 200 ч 200X0,1=20, с наработкой от 200 до 400 ч 200X0,05=10, а с нара­боткой от 400 до 600 ч 200X0,05=10.

Следовательно, через 200 ч работы системы необходимо иметь в запасе для замены 20 агрегатов Максимальное время, которое они могут наработать К 600 ч работы системы составляет 400 ч К этому времени 20×0 15=3 изделия откажут, в том числе в интерватах работы системы в пределах 200—400 ч 20X0,1=2, а в пределах 400—600 ч 20X0.03=1.

Таким образом, к 400 ч работы системы в ней будет заменено 13 агрега­тов, из «их Ю взамен первоначальных « 3 взамен тех, которые были установ­лены через 200 ч работы системы

Расчет потребного количества запасных агрегатов

Время работы t, ч

Вероятность безотказной работы Р (/)

Вероятность отказа д (/)

Вероятность отказа я интерва­лах работы

Потребное количе­ство запасных изделий

Интервал — ч

Вероятность Я (О

200

0,9

0,1

0-200

0,1

20

400

0,85

0,15

200—400

0,05

13

600

0,80

0,20

400-600

0,0а

"

Аналогично определяем потребное количество агрегатов нара­ботки 600 ч. Результаты расчета приведены в табл 2 4

Определив количество заменяемых агрегатов и зная время иа замену каждого нз них, можно определить общие трудозатраты иа выполнение дополнительных к техническому обслуживанию работ

Корректировка периодичности проведения регламентных работ. Своевременное проведение осмотров авиационной техники в про­цессе эксплуатации является одним из основных условий обеспече­ния надежной работы ее в полете. Располагая статистическими дан­ными. о надежности агрегатов в процессе эксплуатации, можно скорректировать периодичность осмотров

Пример 6. П}сть периодичность осмотра ограничителя абсолютного дав ленин системы кондиционирования воздуха равна /р=250 ч, средняя наработка иа отказ 7’0=2847 ч (см пример 1) Необходимо уточнить время проведения

осмотров

Вероятность безотказной работы ограничителя давления при периодично­сти осмотра fp=250 ч равна:

—А 250

P(t)wese 0 «Г2847_«Г0-088 = 0,9158,

а вероятность отказа q{t) = —0,9158^ 0,0842

Следовательно, можно ожидать, что более 90% ограничителей будет рабо тать безотказно до следующего осмотра, а 8% откажет до момента fP=*=250 ч Значит, осмотр «необходимо проводить раньше запланированного, т. е, время между осмотрам.» должно быть меньше 250 ч.

Среднее время между осмотрами можно рассчитывать по формуле

tp^ = Г0<7 (*р)»2847-0,0842 = 235 ч.

Определение размера выборки для определения показателей на­дежности. Чем больше агрегатов будет находиться под контролем, тем достовернее будет информация и тем меньше времени потребу­ется на проведение подконтрольной эксплуатации Однако охва­тить весь парк летательных аппаратов в данном случае нельзя, поэтому вводятся соответствующие ограничения на количество под­контрольных летательных аппаратов Рассмотрим один из возмож-

11Ы II0.1W. V4I к ОЦІНКО MWIII’114 IНИ II ІДОЛllfl. Ш’обходпмы. ч дли про

інмі’ііни пишнії рольной эм ни пищим

Л оіо-іііо, что объем ннблюднсмых (испытуемых) агрегатов за­писці’, и мери)ю очередь, от величины допуспіміїіі ошибки (оIЩм и ТО.’ШЮЙ или абсолютной) при оценке ворнмогрон иредтп. п.ICMOIO закона распределении искомых величин и or доперн голыюи пероні міч ти того, что огиоетапьиап погрешность превысит эю зпачешіе Обозначим через Л’ число подконтрольных оОьекгов, а череп 1а„~лродашкнгелыюсть подконтрольной эксплуатации каждою из nut Пусть вероятность безотказной работы рассмаїршЦіемого объекта Р{!) задается экспоненциальным распределением Р(1) =с~1 параметр Я которого известен. Параметр Я но статистическим данным можно оценить по формуле

Подпись: Пусть 6 —Максимальная относительная погрешность оценки пая погрешность превысит значение 6. Задаваясь некоторой вероятностью у, можно определить минимальное значение наработки Nta,s, при котором вероятность того, что относительная погрешность оценки параметра Я превысит 6 не больше у:

где r(t) —общее число отказов за рассматриваемый период: А/оэ—общая наработка подконтрольных агрегатов.

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ НАДЕЖНОСТИ(2.14)

где lit—/—квантиль нормального распределения, отвечающий за­данному уровню I—у; К — потребное число подконтрольных ле­тательных аппаратов; k — количество изделий данного типа, имеющихся на летательном аппарате.

Тогда

Подпись:(2.15)

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ НАДЕЖНОСТИ
Расчет надежности сложных систем. Рассчитать надежность си­стемы-— это значит найти одну или несколько количественных ха­рактеристик ее надежности по известным показателям надежности устройств (элементов), составляющих систему. В процессе экс­плуатации обычно интересуются вероятностью безотказной работы системы (устройства, элемента) в течение определенного времени эксплуатации. Надежность системы определяется прежде всего на­дежностью составных элементов, их количеством и структурой са­мой схемы.

Расчет надежности сложных систем обычно производится в сле­дующей последовательности:

составляется расчетная схема системы (рис. 2.7), устанавлива­ются способы соединения элементов между собой, обрабатываются данные о надежности составляющих элементов и производится раз­бивка системы на отдельные части путем деления системы на бло­ки, узлы, участки и т. д.;

определяются характеристики надежности отдельных участков и системы в целом, после чего на основании проведенного расчета делается вывод о соответствии системы требованиям надежности, а при необходимости составляются рекомендации по повышению надежности систем.

Анализ представленной для примера схемы показывает, что в ней можно выделить 3 участка с однотипным соединением элемен-

тов. В первом яз них элементы соединены последовательно, во вто­ром применено общее резервирование, а в третьем — поэлементное резервирование.

Определение вероятности безотказной работы первого участка, состоящего пз последовательно соединенных элементов, произво­дится по формуле

п

А «Лес,—А-А — • .А-П

У-1

где ру—вероятность безотказной работы /-го элемента (/=1, л); в —число элементов в системе.

Второй участок имеет общее резервирование. Надежность си­стемы при общем резервировании определяется по (формуле

Аі=я<Л«=і-п[1-П/’/»]•

1-і L 1-і J

где k — число, определяющее кратность резервирования.

Вероятность безотказной работы третьего участка, где примене­но поэлементное резервирование, определяется по формуле

^111=^335 = пГ1 — П Л,/)Т

1-А. 1-і J

Зная вероятность безотказной работы каждого из участков, можно определить надежность схемы в целом: Рс =РРпРщ-

Пример 8 Определить надежность системы при наработке 200 ч, рас­четная схема которой представлена ®а рис 2.7. Надежность всех агрегатов подчиняется экспоненциальному распределению. Интенсивность отказов агре — іатов %і=Іг — …?.»=).=9,5-10-s ‘/ч

Р, = П р, = П a f = «-13“ = е-:3-9,5 10-5.200 = 0,9462;

1 — П

7-1

= 1 — (1 — е~* 9>5 »о~5-200)2 _ 0,9945;

Подпись: Рн = 1-П 1-І Подпись: П ^.Л=і - П і — П 1 ==1—к1— 7-1 J (-1L 7-1 J

1-І 1-І

"Я[‘~Р 0П^-Па-«!’)|=

= (•-(<- е~х<)]5 e—e, s-i«—s.2O0j2jB = 0,9984;

рс=ЛРцЯш =0,9462-0,9945 • 0,9984 =0,9395.

рис 2 8 Зависимость вероятности безотказной работы системы и ев участков от наработки

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ НАДЕЖНОСТИНа графике (рис. 2 8) при­ведены результаты расчета на­дежности для каждого из уча­стков и системы в целом для различных периодов наработ­ки. Из графика наглядно вид­ны преимущества различных способов соединения и резер­вирования элементов.

Рассмотренный пример по­казывает лишь общий подход к расчету надежности систем. На практике учитывают конкретные условия соединения элементов, особенности их включения в рабо­ту, режим работы системы в целом и условия эксплуатации.