ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ НАДЕЖНОСТИ
Определение показателей надежности по статистическим данным, полученным в процессе эксплуатации, имеет большое значение, так как учитывается влияние условий и режимов работы на состояние авиационной техники, влипшие конструктивного выполнения и правил эксплуатации.
Определение характеристик надежности по статистическим данным. В процессе эксплуатации наблюдения за изделиями авиационной техники продолжаются в течение определенной наработки ресурса, времени подконтрольной эксплуатации, испытания и т. д. Результатами такого наблюдения являются зафиксированные моменты отказов агрегатов, число неотказавших агрегатов. В данном случае мы не можем ждать отказов всех агрегатов, а имеем дело с так называемой усеченной выборкой, хотя при этом теряется часть информации, что влияет на точность определения показателей нздежиости. Для определения статистических значений показателей надежности в данном случае можно использовать формулы (2.1)—(2.9). При этом наработку (время эксплуатации) объекта за время t разбивают на интервалы AU; і— 1, ft и для каждого іштерЕача находят значения соответствующих показателей надежности.
Пример 1 Из ПО ограничителей абсолютного давления івоздуха системы кондиционирования самолета отказало 100 агрегатов при следующих наработка* в часах
Определить оценки )(0, МО. PW ДРи значеннях наработки, ме превышающих 6000 ч. В табл 23 представлены вычисления значений r(Afi), (((), МО для каждого интервала АЦ=600 ч. а также значения P(t) в начале ‘интервалов. Сооївеїетвуюшие графики для МО н Р(0 приведены на рис. 2 3 и 2 4. |
Характер графика (рис. 2 3) показывает, что интенсивность отказов в течение рассматриваемой наработки постоянна и только в конце возрастает. Это обстоятельство необходимо учитывать при назначении ресурса для данного изделия, ограничивая его временем работы до появления роста интенсивности отказов.
Постоянство интенсивности отказов характерно для экспоненциального распределения, для которого параметр X можно определить по формуле
а вероятность безотказной работы (см. табл 2 2)— по формуле
_ t
P(f)=e-“=C то • (211)
Используя формулу (2.8), определяем значение наработки на отказ Гп при условии, что наработка до отказа не превышала 6000 ч
>’»=2847 4-
На графике 24 нанесена кривая (вероятности безотказной работы ограничителя давлення P(t) кап функция >времени работы t, рассчитанная по формуле (211) Из графике следует, что. надежность этого агрегата при. наработке 6000 ч низкая При вычислениях по формуле (2.11) следует пользоваться таблицей значений функции <?-*, приведенной в Приложении 3.
Пример 2 Наработка изделия до отказа имеет нормальное распределение с параметрами, полученными по статистическим данным Тс,> =1000 ч, сг — 200 ч Необходимо определить интенсивность отказов А(/) для ряда значений. наработки агрегата
= 0,0067-10-4 1/ч * |
Для определения h(i) используем формулу (ом. табл 2 2)
для «=600 ч А(1) =2,76*10-Ч/ч.
Зная значения интенсивности отказов для различной наработки изделий, •можно построить график ее изменения и чіспользовать его при решении вопросов прогнозирования отказов, назначения периодичности осмотров и ресурсов агрегатов летательных аппаратов
Прогнозирование постепенных отказов. Метод прогнозирования в основном может быть применен для отказов, имеющих установленную закономерность накапливания качественных изменений. Одним из таких методов является использование статистических законов распределения вероятностей безотказной работы агрегатов и систем летательного аппарата. Многие процессы износа изделий авиационной техники описываются нормальным распределением. В этом случае вероятность безотказной работы определяется, по формуле (см. табл. 2 2)
P(t)=(2.12)
Предположим, что износ за произвольный интервал времени является нормально распределенной, случайной величиной со средним значением и дисперсией, пропорциональными времени < интервала at и Ы, где о н Ь — постоянные коэффициенты, а>0, б>0.
Считаем, что величина износа в первый момент работы равна нулю п что величины износа за различные интервалы времени взаимно независимы
Вероятность безотказной работы за время t при допустимой величине износа т) для данной модели отказов определяется по формуле
яМ=ф(^=г);*>о. (2.13)
Пример 3 Одной «з причин отказа стартер-генераторов является преждевременный износ щеток В процессе эксплуатации важно знать, с какой периодичностью осматривать узлы щеток, чтобы обеспечить безотказную работу стар — тер-генера і оров
В процессе подконтрольной эксплуатации анализировался процесс износа щеток шести щеточных узлов, имеющихся на стартер-генераторах Высота каждой щетки замерялась два раза через /р~200 ч и /р=400 ч заработки, затем определялась величина износа Для вновь установленных щеток замеры повторялись снова
Проведенный анализ «показал, что описанная выше модель справедлива для данного случая Оценка параметров распределения средней. величины износа щеток т)Ср и дисперсии на остове статистических данных дала следующие результаты: Чср=3,28 мм. <7^= 1,0 мм.
Оценка коэффициентов предложенной модели a т b проводилась из условия, что т)ср—с/р, = Ыр, а периодичность замеров составляла /р=200 ч
мм
= 1,64 10-2——— ;
ч
Зависимость P(t) для вычисленных значений с и Hi для различной величины износа т) приведена иа рис 25 При вычислениях значений P{t) необходимо пользоваться таблицей значений Ф(г), приведенных в приложении I Зависимость P(i) позволяет сделать выводы о возможности увеличения периодичности осмотра щеток стартер-генератора
Определение периодичности замены элементов исходя из требуемого уровня надежности (на примере топливного фильтра). Пример 4 Предположим, что продолжительность безотказной работы топливного фильтра имеет нормальное распределение Параметры распределения, рассчитанные по статистическим данным 7Ср=215 ч, а—20 ч Необходимо определить периодичность замены (промывки) фильтрующего элемента ts при заданном уровне вероятности безотказной работы P(t) =—0,999.
Согласно формуле (212), продолжительность безотказной работы
0,999.
Используя таблицу (приложение I), по значению Ф(г) находим 2" ^
———— =3,1; /s~Tcp — 3,l-o = 2l5 — 3,1-20 = 153 ч.
Таким образом, при заданном уровне безотказной работы до наработки фильтра в пределах 150 ч отказов в его работе не будет Следовательно, периодичность замены ие должна превышать 150 ч
В ряде случаев для приближенных расчетов при определении времени предупредительной замены агрегатов, имеющих ограничен-
Рве. 2.5 Зависимость вероят — воста безотказной работы щетки стартер-генератора от на работа и допустимого износа
нын срок службы, вследствие их старения и износа можно также пользоваться приближенной формул ой ta ~ Тср~—ka — tp, где /ср—средняя наработка агрегата до отказа; о — среднее квадратическое отклонение Тср; k—доверительный коэффициент (при нормальном законе распределения Тср с достаточной для практики точностью можно брать к—2) ; tp— периодичность проведения регламентных работ.
Определение норм запасных частей. Одним из направлений улучшения показателей экономики гражданской авиации является работа по улучшению материально-технического снабжения предприятий запасными частями с целью сокращения простоев самолетов при ремонте и техническом обслуживании. С этим связано и представление обоснованных заявок в органы снабжения. Указанная задача сравнительно просто решается при наличии характеристик надежностн изделий, которые можно определить на основании статистических данных.
Припер 5 Пусть на летательных аппаратах, — находящихся в эксплуатации, имеется 200 однотипных агрегатов, изменение вероятности безотказной рзботы которых представлено на рис. 2.6 Требуется определить потребное ко — ■шчество запасных иаделнй (деталей) через 200, 400 и 600 ч работы системы.
Как видно из графика, вероятности безотказной работы при соответствующей наработке будут равны Psto=0,9; Р4оа-0,85; Р6оо—0,80. Следовательно, вероятность отказа агрегата с наработкой до 200 ч будет <?о-2оо—0,1, — с наработкой от 200 до 400 ч <?ї«і~4оо=0,05, а с наработкой от до 600 ч о400_60о= “0.05.
Из первоначально установленной партии в 200 агрегатов через 600 ч работы системы выйдет из строя 200X0,2=40 агрегатов. В том числе с наработкой до 200 ч 200X0,1=20, с наработкой от 200 до 400 ч 200X0,05=10, а с наработкой от 400 до 600 ч 200X0,05=10.
Следовательно, через 200 ч работы системы необходимо иметь в запасе для замены 20 агрегатов Максимальное время, которое они могут наработать К 600 ч работы системы составляет 400 ч К этому времени 20×0 15=3 изделия откажут, в том числе в интерватах работы системы в пределах 200—400 ч 20X0,1=2, а в пределах 400—600 ч 20X0.03=1.
Таким образом, к 400 ч работы системы в ней будет заменено 13 агрегатов, из «их Ю взамен первоначальных « 3 взамен тех, которые были установлены через 200 ч работы системы
Расчет потребного количества запасных агрегатов
|
Аналогично определяем потребное количество агрегатов наработки 600 ч. Результаты расчета приведены в табл 2 4
Определив количество заменяемых агрегатов и зная время иа замену каждого нз них, можно определить общие трудозатраты иа выполнение дополнительных к техническому обслуживанию работ
Корректировка периодичности проведения регламентных работ. Своевременное проведение осмотров авиационной техники в процессе эксплуатации является одним из основных условий обеспечения надежной работы ее в полете. Располагая статистическими данными. о надежности агрегатов в процессе эксплуатации, можно скорректировать периодичность осмотров
Пример 6. П}сть периодичность осмотра ограничителя абсолютного дав ленин системы кондиционирования воздуха равна /р=250 ч, средняя наработка иа отказ 7’0=2847 ч (см пример 1) Необходимо уточнить время проведения
осмотров
Вероятность безотказной работы ограничителя давления при периодичности осмотра fp=250 ч равна:
—А 250
P(t)wese 0 «Г2847_«Г0-088 = 0,9158,
а вероятность отказа q{t) = —0,9158^ 0,0842
Следовательно, можно ожидать, что более 90% ограничителей будет рабо тать безотказно до следующего осмотра, а 8% откажет до момента fP=*=250 ч Значит, осмотр «необходимо проводить раньше запланированного, т. е, время между осмотрам.» должно быть меньше 250 ч.
Среднее время между осмотрами можно рассчитывать по формуле
tp^ = Г0<7 (*р)»2847-0,0842 = 235 ч.
Определение размера выборки для определения показателей надежности. Чем больше агрегатов будет находиться под контролем, тем достовернее будет информация и тем меньше времени потребуется на проведение подконтрольной эксплуатации Однако охватить весь парк летательных аппаратов в данном случае нельзя, поэтому вводятся соответствующие ограничения на количество подконтрольных летательных аппаратов Рассмотрим один из возмож-
11Ы II0.1W. V4I к ОЦІНКО MWIII’114 IНИ II ІДОЛllfl. Ш’обходпмы. ч дли про
інмі’ііни пишнії рольной эм ни пищим
Л оіо-іііо, что объем ннблюднсмых (испытуемых) агрегатов записці’, и мери)ю очередь, от величины допуспіміїіі ошибки (оIЩм и ТО.’ШЮЙ или абсолютной) при оценке ворнмогрон иредтп. п.ICMOIO закона распределении искомых величин и or доперн голыюи пероні міч ти того, что огиоетапьиап погрешность превысит эю зпачешіе Обозначим через Л’ число подконтрольных оОьекгов, а череп 1а„~лродашкнгелыюсть подконтрольной эксплуатации каждою из nut Пусть вероятность безотказной работы рассмаїршЦіемого объекта Р{!) задается экспоненциальным распределением Р(1) =с~1 параметр Я которого известен. Параметр Я но статистическим данным можно оценить по формуле
где r(t) —общее число отказов за рассматриваемый период: А/оэ—общая наработка подконтрольных агрегатов.
(2.14)
где lit—/—квантиль нормального распределения, отвечающий заданному уровню I—у; К — потребное число подконтрольных летательных аппаратов; k — количество изделий данного типа, имеющихся на летательном аппарате.
Тогда
(2.15)
Расчет надежности сложных систем. Рассчитать надежность системы-— это значит найти одну или несколько количественных характеристик ее надежности по известным показателям надежности устройств (элементов), составляющих систему. В процессе эксплуатации обычно интересуются вероятностью безотказной работы системы (устройства, элемента) в течение определенного времени эксплуатации. Надежность системы определяется прежде всего надежностью составных элементов, их количеством и структурой самой схемы.
Расчет надежности сложных систем обычно производится в следующей последовательности:
составляется расчетная схема системы (рис. 2.7), устанавливаются способы соединения элементов между собой, обрабатываются данные о надежности составляющих элементов и производится разбивка системы на отдельные части путем деления системы на блоки, узлы, участки и т. д.;
определяются характеристики надежности отдельных участков и системы в целом, после чего на основании проведенного расчета делается вывод о соответствии системы требованиям надежности, а при необходимости составляются рекомендации по повышению надежности систем.
Анализ представленной для примера схемы показывает, что в ней можно выделить 3 участка с однотипным соединением элемен-
тов. В первом яз них элементы соединены последовательно, во втором применено общее резервирование, а в третьем — поэлементное резервирование.
Определение вероятности безотказной работы первого участка, состоящего пз последовательно соединенных элементов, производится по формуле
п
У-1
где ру—вероятность безотказной работы /-го элемента (/=1, л); в —число элементов в системе.
Второй участок имеет общее резервирование. Надежность системы при общем резервировании определяется по (формуле
Аі=я<Л«=і-п[1-П/’/»]•
1-і L 1-і J
где k — число, определяющее кратность резервирования.
Вероятность безотказной работы третьего участка, где применено поэлементное резервирование, определяется по формуле
1-А. 1-і J
Зная вероятность безотказной работы каждого из участков, можно определить надежность схемы в целом: Рс =РРпРщ-
Пример 8 Определить надежность системы при наработке 200 ч, расчетная схема которой представлена ®а рис 2.7. Надежность всех агрегатов подчиняется экспоненциальному распределению. Интенсивность отказов агре — іатов %і=Іг — …?.»=).=9,5-10-s ‘/ч
Р, = П р, = П a f = «-13“ = е-:3-9,5 10-5.200 = 0,9462;
1 — П 7-1 = 1 — (1 — е~* 9>5 »о~5-200)2 _ 0,9945; |
1-І 1-І
"Я[‘~Р 0П^-Па-«!’)|=
= (•-(<- е~х<)]5 e—e, s-i«—s.2O0j2jB = 0,9984;
рс=ЛРцЯш =0,9462-0,9945 • 0,9984 =0,9395.
рис 2 8 Зависимость вероятности безотказной работы системы и ев участков от наработки
На графике (рис. 2 8) приведены результаты расчета надежности для каждого из участков и системы в целом для различных периодов наработки. Из графика наглядно видны преимущества различных способов соединения и резервирования элементов.
Рассмотренный пример показывает лишь общий подход к расчету надежности систем. На практике учитывают конкретные условия соединения элементов, особенности их включения в работу, режим работы системы в целом и условия эксплуатации.