ВЗЛЕТ И ПОСАДКА

До сих пор мы изучали главные вопросы управления самолетом в воздухе. Следующий шаг — практика взлета. Но прежде чем пойти дальше, позвольте мне рассказать вам кое-что об угле подъема.

Рис. 63. Допустим, что немедленно после отрыва от земли, пока дроссель еще полностью открыт, мы ставим самолет в поло­жение подъема, начиная с точки А по пути III.

Допустим также, что расстояние от А до О равно 2 км. Если бы самолет во время подъема летел вперед со скоростью 120 км/час, он был бы через одну минуту над точкой О в положении d. Заметим, что траектория полета III не является самой крутой из тех, по ко­торым этот самолет может подняться. Так как перед самолетом имеется препятствие в виде небольшого леса, показанного на рисунке, нам нужно будет перелететь через это препятствие на большей высоте. Для этого мы не будем тратить излишнюю мощность мотора на слиш­ком большую горизонтальную скорость, а используем ее на более быстрый подъем. С этой целью мы увеличим угол траектории полета, выбрав, может быть, линию I или II. С увеличением угла подъема мы увеличили также и угол атаки крыла, что в свою очередь умень­шило горизонтальную скорость самолета, так что через одну минуту самолет будет над точкой N или М в положении соответственно с или Ъ. Из вышеизложенного ясно, что самолет с пройдет над точкой О,

ВЗЛЕТ И ПОСАДКА

Рис. 64.

скажем, через минуту с четвертью, а самолет Ъ через полторы минуты, но на большей высоте, чем самолет d, в то время, когда надо будет перелетать через препятствие. Не забывайте, что если вы попытаетесь увеличить угол атаки крыла самолета, как показано в положении а, это может оказаться не под силу мотору, в этом случае через минуту самолет будет лететь неуверенно, со значительно уменьшенной посту­пательной скоростью, может перестать подниматься и даже начнет проваливаться.

Рис. 64. Когда немедленно после взлета приходится проходить препятствия, надо принимать в расчет скорость встречного ветра. Чем сильнее встречный ветер, тем большей высоты достигнет самолет ко времени прохождения над препятствием. Это увеличение высоты является результатом действия встречного ветра, уменьшающего скорость самолета относительно земли. Если расстояние по земле А—R самолет с проходит в 30 сек. против ветра, имеющего скорость 24 км {час, то это же самое расстояние будет покрыто самолетом’ Ъ при ветре 48 км/час, скажем, в 35 сек., а самолетом а в 50 сек. Во всех трех случаях мы предполагаем, что полеты совершаются на том же самом самолете, с той же самой мощностью мотора. Все остальные условия тождественны, кроме скорости ветра, которая позволила самолету а подниматься в течение более продолжительного срока с той же вертикальной скоростью, с тем результатом, что когда горизонтальное расстояние А—R было пройдено, самолет а достиг большей высоты.

Нам пока нет нужды уделять большее внимание скорости ветра, так как вокруг аэродрома, с которого мы поднимаемся для наших учебных полетов, препятствий нет, и для нашего передвижения предоставляется большое пространство. Но позднее, когда вы при­ступите к самостоятельным полетам, вам придется приземляться на очень ограниченных площадках; надо хорошо помнить, что в условиях ограниченной площадки вы можете подняться с боль­шей безопасностью при очень сильном наземном встречном ветре. Я говорю «встречный ветер», потому что мы всегда взлетаем против ветра.

Перед взлетом самолет должен быть развернут против ветра, имея впереди достаточное пространство для разбега, предшествую­щего взлету. Этот разбег необходим потому, что самолет должен набрать достаточную скорость, для того чтобы оторваться от земли.

Теперь я покажу вам, как происходит взлет. Вы будете следо­вать моим движениям, слегка держась за свои рычаги. Начнем.

Рис. 65 изображает нас на земле… Вы видите нос самолета над горизонтом. Я начинаю постепенно увеличивать обороты мотора… Вы смотрите прямо вперед…

Рис. 66. Мотор ревет. Движением ручки вперед я оторвал хвост самолета от земли — вы видите нос самолета на горизонте. Самолет быстро набирает скорость, пока я постепенно перевожу ручку назад.

Рис. 67. Когда самолет набрал достаточную скорость, я поднял его нос над горизонтом и продолжаю мягко тянуть ручку назад; мы оказываемся в воздухе.

Рис. 68. Но чтобы обеспечить лучшее управление, я позволяю самолету выровняться и принять горизонтальное положение опу­сканием носа на уровень горизонта. В этом положении самолет быстро набирает добавочную скорость.

Рис. 69. Затем я поднимаю нос самолета над горизонтом и по­степенно поднимаюсь до высоты, по крайней мере, 60 м.

Рис. 70—74. Во время взлета положение самолета по отношению к земле снова приобретает большое значение. Самолет должен итти по прямой. В начале взлета я пустил мотор не сразу, а по­степенно, я также не давал ручки вперед до тех пор, пока само­лет не набрал некоторой скорости на земле. Никогда не спешите при взлете!

Я произвел первый взлет, а вы, держась за управление, просто следили за положением самолета. После этого, я думаю, вы будете в состоянии взлететь сами; я буду контролировать вас своим упра­влением, готовый исправить любую вашу ошибку.

Вы должны привыкнуть плавно управлять мотором при взлете. Открывайте дроссель постепенно, пока мотор не будет работать на
полных оборотах. Вы спросите меня, как же можно определить, ко­гда самолет набрал до­статочную скорость, что­бы оторваться от земли.

ВЗЛЕТ И ПОСАДКАКонечно, вы не опре­деляете этого взглядом на указатель скорости в вашей кабине. После разбега самолета по зем­ле и до фактического взлета вы почувствуете напряжение крыльев и давление на ручку, если вы слегка потянете ее на себя. Это покажет вам то, что вы хотите знать.

С этого времени все взлеты будут произво­диться, главным обра­зом, вами.

Вы не должны подни­маться немедленно после отрыва от земли; подож­дите, пока самолет набе­рет в воздухе достаточ­ную скорость, т. е. набе­рет скорость выше той, которая минимально не­обходима для отрыва от земли. При подъеме по­ложение самолета во многом сходно с положе­нием велосипеда на хол­мистой дороге. Когда вы едете по горизонтальному участку, вы можете двигаться быстрее, чем при подъеме в гору. Если вы попытаетесь брать на велосипеде крутой подъем, крутизна может оказаться слишком большой для

ВЗЛЕТ И ПОСАДКА

Рис. 70. Рис. 71. Рис. 72. Рис. 73. Рис. 74.

ваших сил, и вы с вашим велосипедом перестанете двигаться вперед и покатитесь назад, пока не упадете. Самолет при подъеме находится в таких же условиях.

Вы знаєте, что самолет летает вследствие сочетания воздуха, крыльев и скорости. Вы знаете, что с потерей одного из этих эле­ментов самолет не сможет оставаться в воздухе. На данном самолете вы будете в состоянии подняться по какому-то максимальному во­ображаемому скату, но не больше. Подъем, который следует не­медленно за отрывом от земли и после того, как самолет набрал достаточную скорость в воздухе, должен происходить под углом, немного меньшим того максимального угла подъема, под которым может подниматься данный самолет.

Скорость всегда имеет существенное значение для хорошего управления. После подъема и прежде чем делать поворот, выравни­вайте самолет. Самолет при подъеме имеет меньшую поступательную скорость, чем при горизонтальном полете. Поэтому, прежде чем начать поворот, введите самолет в горизонтальный полет и обес­печьте, таким образом, лучшую управляемость.

Если ваш подъем был слишком крут, лучше быстро набрать добавочную скорость. Для этого до поворота опустите нос самолета немного ниже горизонта. Повороты можно делать и при поло­жении носа самолета над горизонтом, но на данной ступени ва­шего обучения гораздо лучше сохранять в начале поворота избыток скорости, особенно, если поворот делается с выходом по ветру.

Делайте повороты, поворачивая руль поворота в направлении, в котором вы хотите сделать поворот, одновременно слегка действуя элеронами. Заметьте крен самолета на рис. 61, и на данной сту­пени обучения делайте повороты при соответствующем крене, не превышающем указанного крена.

Прежде чем я покажу вам, как приземлять са­молет, вы должны узнать, как нужно планировать вниз с высоты при закры­том дросселе и при по — Р75/ ступательной скорости са­молета, зависящей от кру­тизны планирования. Чем круче спуск, тем значи­тельнее поступательная скорость, подобно тому как из двух шаров бы — Ри(. стрее скатывается вниз тот, который катится с более крутой горы. Чем круче скат, тем скорее катится шар.

Подпись: 76.Подпись: Рис,ВЗЛЕТ И ПОСАДКАСила, заставляющая шар катиться вперед и вниз, является производ­ит ной от веса самого шара (сила тяжести). Вес са­молета действует при его спуске так же, как и в примере с шаром.

Сейчас вы запомните, *• что поступательная ско — х>ие. рость самолета будет по­чти той же, что и ско­рость, с которой мы обычно поднимаемся с помощью авиадвигателя. Управле­ние и в том и в другом случае дает нам одинако­вое ощущение.

Рио. *

73. Мы летим на высоте около 150 м. Я хочу показать вам, как производить посад­ку, а вы просто следуйте за моим управлением и смотрите прямо вперед.

U

ВЗЛЕТ И ПОСАДКА

Рис. 80. Рис. 81. Рис. 82. Рис. 83. Рис. 84.

Рис. 75—79 показывают положение носа самолета по отно­шению к горизонту во время процесса посадки, так, как это видно с вашего сиденья. На рисунках изображено также соответствую­щее положение самолета, как его видно с земли.

A. Планируя к посадочной площадке, я закрываю дроссель и одновременно опускаю нос самолета ниже горизонта. По мере приближения к площадке, я непрерывно уменьшаю угол планиро­вания, пока…

B. .. самолет не будет лететь над самой поверхностью земли, постепенно теряя скорость.

C. .. Прежде чем самолет коснется земли, я все еще оттягиваю ручку назад, уменьшая таким образом поступательную скорость…

В… до тех пор, пока самолет не потеряет скорость настолько, что подъемная сила станет ниже веса самолета; после этого самолет коснется земли…

Е… и станет на колеса и хвостовой костыль в одно и то же время. Это называется посадкой на три точки.

Не правда ли, посадка так же легка, как и взлет? А теперь, когда вы знаете, как приземлить самолет, давайте поднимемся в воздух и попробуйте выполнить все это сами.

На этот раз посмотрим за вашей посадкой с точки зрения на­блюдателя, находящегося на земле. Вам надо помнить, что сни­жаться вы должны на скорости не слишком малой и не слишком большой (рис. 80); эту скорость вы будете в состоянии, примерно, определить по положению носа самолета ниже горизонта; она при­близительно равна нашей скорости подъема. После снижения (рис. 81) вы выравниваете самолет и постепенно (рис. 82) уменьшаете его скорость до того момента (рис. 83), когда вы вот-вот коснетесь земли, и теперь (рис. 84) вы на земле. Инерция самолета заставит

ВЗЛЕТ И ПОСАДКА

Рис. 85.

его пробежать некоторое расстояние по земле, прежде чем он оста­новится окончательно.

Давайте поднимемся снова. Управление в ваших руках; дей­ствуйте; оторвитесь от земли и поднимайтесь. Сделайте круг над аэродромом точно так же, как делал я, демонстрируя вам посадйу, и ведите самолет на посадку. Выключите мотор, снижайтесь и про­должайте посадку против ветра.

Повторяйте взлеты и посадку, пока не овладеете ими в совер­шенстве, и до тех пор, пока не сможете выполнять их вполне само­стоятельно, без моих поправок. Если вы летите с мыслью «я могу выполнить это» и вполне полагаетесь на себя, это значит, что недалеко то время, когда взлет и посадку вы будете производить в совер­шенстве.

Приземляясь, думай о посадке, а не о попытке посадки.

Рис. 85. Во время обучения полетам все мы делаем ошибки; вы будете делать их так же, как и все. А я скажу вам, как вернее всего исправлять их.

Допустим, что самолет планирует на посадку по очень пологой траектории с малой скоростью поступательного движения. Даль­нейшее уменьшение угла планирования заставит самолет терять скорость настолько быстро, что нос может опуститься, и если в этот момент поспешно взять ручку на себя с намерением выровнять нос или восстановить пологость планирования, самолет поднимается только на один момент, после чего он еще более потеряет доступа*

ВЗЛЕТ И ПОСАДКА

Рис. 86.

тельную скорость, и нос резко опустится. Это поведет к потере высоты, и если это случится слишком близко от земли, уже не будет достаточно пространства, чтобы восстановить нормальную скорость планирования.

Здесь были допущены две ошибки. Во-первых, нельзя допускать, чтобы самолет снижался под таким малым углом планирования, потому что при таком угле всякое снижение скорости приводит к изменению угла планирования самолета. За первой ошибкой по­следовала вторая — резкое движение ручки на себя.

Что надо было сделать, чтобы исправить ошибку, показанную на рис. 85? На рис. 86 самолет, как и в предыдущем случае, сни­жается под малым углом. Нос, как и в предыдущем примере, вдруг опускается вследствие потери скорости. Вместо того, чтобы пытаться быстро поднять нос самолета, надо направить его вниз: самолет, конечно, быстро потеряет высоту, но зато он получит достаточную скорость и управление, которые позволят безопасно приземлиться.

Вы снова поймете, что самолет подчиняется управлению только тогда, когда он имеет достаточную поступательную скорость.

Запомните, что при планирующем спуске самолета величина угла планирования определяет скорость, а скорость в свою очередь обеспечивает полное управление самолетом. Имея это в виду, нет нужды тревожиться, когда нос самолета вдруг опускается. Есте­ственно, прежде всего надо помнить, что вы не должны допускать, чтобы самолет попадал в положение, при котором он теряет скорость. Но если, как мы это показали в целях наглядности, ошибка сделана, не пытайтесь исправить ее другой ошибкой. Когда нос самолета

ВЗЛЕТ И ПОСАДКА

Рис. 6/.

опускается, самолет как бы просит вашей помощи, а ваша помощь состоит в том, чтобы нос самолета еще немного направить вниз, набрать скорость и возвратить самолет под вашим управлением в нор­мальное положение.

Надеюсь, что я вполне разъяснил вам это. Чтобы все это было для вас еще яснее, мы поднимемся, и я на практике покажу разницу между правильным и неправильным способами исправления ошибки. После моего показа попробуйте сами выполнить такой же ползт и заметьте разницу между правильным и неправильным способами действий не только в смысле быстроты восстановления нормаль­ного положения, но и в ощущении вами управления.

Чтобы полностью изучить новый тип самолета, даже опытному летчику нужно 25 часов.

Рис. 87. Рассмотрим другую возможную ошибку и надлежа­щий способ исправления ее. Заметим подход на посадку, как пока­зано на этом рисунке. Такой подход можно безопасно произвести, когда управление самолетом находится в опытных руках. Но для начинающего этот подход труден. К нему прибегают обычно в тех случаях, когда выравнивание с целью приземления произведено на слишком большой высоте. Другими словами, вы как бы пытаетесь «приземлить» самолет в воздухе.

Самолет планирует на посадку под малым углом — углом, по­добным углу намеченного курса, показанного на рис. 86. Разница в том, что на рис. 86 самолет снижается с выключенным мотором

ВЗЛЕТ И ПОСАДКА

Рис. 88.

и при минимальной скорости. В данном же случае (рис. 87) мотор не выключен и имеет достаточное число оборотов, чтобы предотвратить опускание носа самолета, а гашение (уменьшение) скорости происхо­дит в процессе обычной посадки. Поэтому при такой скорости са­молет будет проваливаться еще во время движения вперед. Он будет опускаться вниз с такой скоростью, которая может повести к повреждению шасси при ударе о землю.

При планировании мотор должен иметь число оборотов, доста­точное для уменьшения крутизны спуска, а нос самолета надо слегка поднять, хотя самолету и не надо давать набирать высоту. Если движение вниз продолжается, надо еще немного увеличить число оборотов мотора. Затем постепенно сбавляют газ и у самой земли позволяют самолету опуститься. Непосредственно перед тем, как произойдет соприкосновение, от мотора еще раз потребуется не­большая помощь, которую мы получаем повторением тех же действий.

Конечно, правильное обращение с мотором в случае, описанном выше, вырабатывается практикой. К этому я и приступлю теперь. Мы взлетим; я продемонстрирую случай, изображенный на рис. 87, и затем попрошу вас повторить его на этот раз со мной. На дан­ной ступени вашего обучения я не дам вам практиковаться в таком приближении к посадке, так как я объяснил, что этот вид посадки считается ошибкой со стороны начинающего.

Рис. 88. Другая ошибка: самолет приближается к аэродрому для посадки, но он слишком поздно выровнен над землей; поэтому самолет ударяется о землю под небольшим углом и подпрыгивает

в воздух. После этого прыжка самолет оказывается в положении, сходном с изображенным на рис. 87. Чтобы правильно сделать посадку из этого положения, используйте мотор, как показано на рис. 87.

Теперь пойдем в воздух, и я покажу вам этот последний случай посадки. Затем вы можете попытаться произвести такую же посадку сами, но только один раз.

При посадке слишком большая скорость так же опасна, как и слишком малая.