Характерные ошибки экипажа в полёте

Характерными ошибками, допускаемыми экипажем (оператором) в полёте является

1. Несвоевременное обнаружение отклонения контролируемого параметра по прибору. (некачественное выполнение членом экипажа своих функций, отсутствие должного внимания и сосредоточенности, отвлечение на посторонние дела).

2. Неверное чтение или фиксирование показаний прибора (Например: случай с авиагоризонтами 2-х типов показывающих положение самолёта относительно земли и земли относительно ВС).

3. Ошибочное определение отказавшего элемента при наличии нескольких

параллельно работающих устройств. (Наиболее распространённый случай — выключение работающего двигателя вместо отказавшего. Например: в 1982 г. после взлёта из

аэропорта Саратов на МИ-8 Смышляевского авиапредприятия на высоте около 200 м. произошёл отказ левого двигателя. В дефиците времени при создавшейся ситуации (не было достаточной ни высота, ни поступательная скорость для перехода на авторатацию) бортмеханик выключил нормально работающий правый двигатель. Вертолёт совершил грубую посадку на краю лётного поля аэродрома и потерпел поломку.

4. Ошибка в оценке ситуации по сформированной поспешно информационной модели. (Например: катастрофа Ту-154 под Иркутском в 1994 г. по причине разрыва турбины стартёра (загорание лампочки «обор. стартера велики» было принято экипажем за ложное срабатывание сигнализации) и продолжение полёта привело к катастрофе.

5. Ошибки при реализации управляющего воздействия (неточное или несвоевременное выполнение требуемых действий, нарушений технологии выполнения управляющих воздействий, Например: интенсивное взятие ручки Шаг-газ на вертолётах при авторатации ведёт к его раннему зависанию и, в лучшем случае к грубой посадке).

Данная группа ошибок характеризует профессиональный уровень членов экипажа. Следует иметь в виду, что существуют ещё две очень ёмкие группы, связанные с:

— дисциплиной Л. С. (сознательное нарушение правил полётов и иных нормативных

документов);

— психофизиологическим состоянием Л. С. (употребление алкоголя, наркотиков, острое утомление, неудовлетворительное самочувствие и т. д.).

Контрольные вопросы.

Авиационно-транспортная система (АТС)

1. Что такое авиационно-транспортная система?

2. Какие подсистемы входят в АТС?

3. Какая подсистема является в АТС центральной?

4. Что такое органическая система?

5. Каковы особенности экипажа как оператора эргатической системы?

6. На какие основные группы делятся факторы, влияющие на исход полёта?

7. Что такое человеческий фактор?

8. Какими показателями определяется надёжность работы экипажа?

9. Как различаются степени психофизиологической напряжённости человека- оператора?

10. Какие виды совместимости оператора и машины должны учитываться при создании эргатических систем?

11. Какие ошибки, допускаемые экипажем в полёте можно считать характерными?

12. В чем отличие действия от деятельности?

Глава 3.