ДОЛГОВЕЧНОСТЬ

Долговечность объектов эксплуатации зависит от естественных процессов износа и старения, протекающих под действием эксплуа­тационных факторов. Она не учитывает, что разрушение объектов наступает из-за допущенных производственных дефектов «ли слу­чайных отказов, вызванных техническими причинами. Количествен­но долговечность оценивается ресурсом или сроком службы.

Ресурс — наработка объекта от начала эксплуатации или ее возобновления после ремонта до предельного состояния. Различают гарантийный, межремонтный и назначенный ресурсы.

Гарантийный ресурс — наработка объекта (в часах, по­садках, циклах или других единицах), в пределах которой изгото­витель гарантирует безотказную его работу, при условии соблюде­ния потребителем правил эксплуатации, в том числе правил хра­нения и транспортирования. Новой авиационной технике гарантий­ный ресурс устанавливают заводы-изготовители и МГА иа договорных условиях. Авиационной технике, прошедшей ремонт, гарантийный ресурс устанавливает МГА.

В случаях преждевременного выхода из строя авиационной тех­ники по конструктивно-производственным причинам или по вине ремонтных органов эксплуатационные предприятия предъявляют в установленном порядке рекламации для возмещения материально­го ущерба, вызванного отказами тех или иных агрегатов.

Межремонтный ресурс — наработка объекта между дву­мя последовательными ремонтами. Ои устанавливается МГА на основе комплекса исследований и обобщения опыта эксплуатации авиационной техники данного типа.

Назначенный ресурс —суммарная наработка объекта, при достижении которой эксплуатация должна быть прекращена независимо от его состояния.

Ресурсы агрегатов, устанавливаемых на летательных аппаратах и силовых установках, обычно указывают в специальных перечнях, которые в форме инструктивных писем МГА направляются ьо все эксплуатационные предпринтия.

Агрегаты, которые не указывают в этих перечнях, имеют ресур­сы, равные ресурсу летательного аппарата или двпгат еля (но при­надлежности).

В расход ресурса летательных аппаратов засчитывается только их работа в полете, а для двигателей, воздушных винтов и агрега­тов, установленных на двигателях, засчитывается вся работа в по­лете и 20% от их работы на земле.

На надежность работы авиационной техники оказывает влияние не только налет летательных аппаратов пли наработка двигателей и агрегатов, но и продолжительность их эксплуатации и храпения.

В связи с этим при установлении указанных ресурсов обычно уста­навливаются еще и календарные сроки службы авиационной тех­ники.

Срок ел ухе бы — календарная продолжительность эксплуата­ции объекта от ее начала или возобновления после ремонта до на­ступления предельного состояния. Аналогично с ресурсом разли­чают гарантийный срок службы, срок службы между ремонтами и срок службы до списания.

Эксплуатационным предприятиям разрешается продлевать меж­ремонтный ресурс и срок службы летательного аппарата, двигателя и их агрегатов в пределах, установленных приказами МГА. В на­стоящее время разрешается продление указанных ресурсов в сле­дующих пределах (%):

Самолетам с ГТД и их оборудованию…………………………… до 5

Самолетам с поршневыми двигателями, веотолетам с

ГТД И ПД, агрегатам и готовым изделиям………………… ДО 10

Газотурбинным двигателям. , . . . до 2

Поршневым двигателям………………………………………………….. до 5

Для продления ресурса летательного аппарата или двигателя назначается комиссия под председательством начальника (главно­го инженера) АТБ, а для продления ресурса агрегатам — под пред­седательством заместителя главного инженера по специальному оборудованию.