ДОЛГОВЕЧНОСТЬ
Долговечность объектов эксплуатации зависит от естественных процессов износа и старения, протекающих под действием эксплуатационных факторов. Она не учитывает, что разрушение объектов наступает из-за допущенных производственных дефектов «ли случайных отказов, вызванных техническими причинами. Количественно долговечность оценивается ресурсом или сроком службы.
Ресурс — наработка объекта от начала эксплуатации или ее возобновления после ремонта до предельного состояния. Различают гарантийный, межремонтный и назначенный ресурсы.
Гарантийный ресурс — наработка объекта (в часах, посадках, циклах или других единицах), в пределах которой изготовитель гарантирует безотказную его работу, при условии соблюдения потребителем правил эксплуатации, в том числе правил хранения и транспортирования. Новой авиационной технике гарантийный ресурс устанавливают заводы-изготовители и МГА иа договорных условиях. Авиационной технике, прошедшей ремонт, гарантийный ресурс устанавливает МГА.
В случаях преждевременного выхода из строя авиационной техники по конструктивно-производственным причинам или по вине ремонтных органов эксплуатационные предприятия предъявляют в установленном порядке рекламации для возмещения материального ущерба, вызванного отказами тех или иных агрегатов.
Межремонтный ресурс — наработка объекта между двумя последовательными ремонтами. Ои устанавливается МГА на основе комплекса исследований и обобщения опыта эксплуатации авиационной техники данного типа.
Назначенный ресурс —суммарная наработка объекта, при достижении которой эксплуатация должна быть прекращена независимо от его состояния.
Ресурсы агрегатов, устанавливаемых на летательных аппаратах и силовых установках, обычно указывают в специальных перечнях, которые в форме инструктивных писем МГА направляются ьо все эксплуатационные предпринтия.
Агрегаты, которые не указывают в этих перечнях, имеют ресурсы, равные ресурсу летательного аппарата или двпгат еля (но принадлежности).
В расход ресурса летательных аппаратов засчитывается только их работа в полете, а для двигателей, воздушных винтов и агрегатов, установленных на двигателях, засчитывается вся работа в полете и 20% от их работы на земле.
На надежность работы авиационной техники оказывает влияние не только налет летательных аппаратов пли наработка двигателей и агрегатов, но и продолжительность их эксплуатации и храпения.
В связи с этим при установлении указанных ресурсов обычно устанавливаются еще и календарные сроки службы авиационной техники.
Срок ел ухе бы — календарная продолжительность эксплуатации объекта от ее начала или возобновления после ремонта до наступления предельного состояния. Аналогично с ресурсом различают гарантийный срок службы, срок службы между ремонтами и срок службы до списания.
Эксплуатационным предприятиям разрешается продлевать межремонтный ресурс и срок службы летательного аппарата, двигателя и их агрегатов в пределах, установленных приказами МГА. В настоящее время разрешается продление указанных ресурсов в следующих пределах (%):
Самолетам с ГТД и их оборудованию…………………………… до 5
Самолетам с поршневыми двигателями, веотолетам с
ГТД И ПД, агрегатам и готовым изделиям………………… ДО 10
Газотурбинным двигателям. , . . . до 2
Поршневым двигателям………………………………………………….. до 5
Для продления ресурса летательного аппарата или двигателя назначается комиссия под председательством начальника (главного инженера) АТБ, а для продления ресурса агрегатам — под председательством заместителя главного инженера по специальному оборудованию.