МЕТОДЫ РАСЧЕТА РЕСУРСА
Для авиационной техники долговечность определяется из условий безопасности полета и целесообразности ее дальнейшего применения, исходя из сравнительной эффективности И ВОЗМОЖНОСТИ замены более совершенными образцами. Возможные пути назначения норм показателей долговечности показаны на рис. 2.9.
Рис 2 9 Возможные пути назначения норм долговечности |
После того как установлены нормы показателей долговечности или предельное состояние эксплуатируемых объектов, необходимо обосновать для них выбор ресурсов и сроков службы.
Методы подхода к оценке ресурсов конструкций летательных аппаратов могут быть разделены иа три группы: эмпирические, расчетные и экспериментальные.
Эмпирические методы. В основу этих методов положено обобщение опыта эксплуатации летательных аппаратов в реальных условиях. Ресурс для повой авиационной техники назначают минимальный исходя из опыта эксплуатации аналогичных конструкций в прошлом. В дальнейшем ресурс уточняют. Для разработки реко — мендацпй по обоснованию и увеличению ресурсов летательных аппаратов используют лидирование, при котором проводится опытная эксплуатация специально подготовленных лидеров. Это обеспечивает получение опережающей информации об относительно слабых элементах конструкции, ресурсах изделий за счет опережающего налета.
Полеты лидеров являются натурными испытаниями конструкции в естественных эксплуатационных условиях.
Особенность их заключается в том, что эти испытания протекают параллельно с нормальной эксплуатацией основного парка летательных аппаратов.
При использовании лидеров образуется резерв времени для тщательной разработки мероприятий по предотвращению появления и развития дефектов иа объектах основного парка Число лидеров по сравнению с численностью основною парка мало. Поэтому определение объема выборки (числа лидерных летательных аппаратов) производится из условия упреждающего отказа, т. е.
отказ на летательном аппарате головной группы должен произойти до появления аналогичного отказа на летательном аппарате основ кого парка.
Опережающее накопление усталостным повреждении на лиде рах можно пол)чить также за счет программы форсированной их эксплуатация. Эффективность лидирования будет достиг») та в том случае, когда накопление усталостных разрушений на ли юре произойдет в 3—5 раз быстрее, чем на объектах парка Поэтому прн составлении программы испытаний сокращают или полностью исключают этапы, не вносящие существенной дати у сталостных разрушений конструкции (например, этап горизонтального полета на высоте эшелона), форсируют режимы на отдельных этапах по лета (руление на повышенной скорости, специальные полеты п условиях турбулентной атмосферы и т. д.).
Использование лидирования как средства индикации усталостных повреждений позволяет решать задачи о выборе момента времени ремонта основного парка.
При наличии одного лидера время ремонта tq вычисляется по следующей формуле:
Ш^Х’УЪ’+Ш» (2.16)
где г, — корень уравнения
Л’Ф(2в)=ф; (2.17)
где 1л —наработка самолета лидера до появления разрушения элемента, N—-количество самолетов основного парка; q — допустимый уровень вероятности разрушения элемента хотя бы на одном самолете парка; Ф(г) — функция стандартного нормального распределения; а,— среднее квадратическое отклонение усталостной долговечности (принимается равным 0,15).
Пример 9 Основной парк насчитывает /У=100 самолетов, налет лидера йл=10000 ч, 9—0,1, о,=0.15 Требуется определить время, через которое необходимо проводить доработку (усиление) парка самолетов Решая уравнение (217) и используя таблицу (приложение 1), шайдем г, = —3,1. Подставив результат г, в уравнение (216), получим In /,=3,39 или /,=2450 ч
К недостаткам эмпирического метода следует отнести: невозможность определения действительной долговечности вследствие возможных катастрофических разрушений, что ведет к занижению ресурса и нерентабельной эксплуатации; отсутствие гарантии в том, что установленный ресурс не превышает долговечность конструкции, а также невозможность предсказания и своевременного выявления повреждений, возникших в период между осмотрами авиа — 1 ционной техники.
ч» Расчетные методы. В этих методах исходят из предположения, что долговечность ограничивается усталостными свойствами конструкции. Наибольшее распространение получил метод, основанный иа гипотезе линейного суммирования усталостных повреждений Согласно этой гипотезе, усталостное разрушение является линей-
ион функцией числа циклов нагружения. Условие разрушения имеет вид
-=1,
где лЦ(—число циклі в нагружения напряжениями данного уровня, Л,,—общее количество циклов нагружения до разрушения, k — количество блоков нагрузок.
Величина —— представляет собой относительное повреждение
конструкции, вносимое даииым уровнем переменного напряжения Проведенные исследовании показали, что гипотеза линейного суммирования усталостных разрушений в ряде случаев дает завышенный срок службы, но бывают и заниженные значення Наибольшую опасность представляет завышение срока службы. Это является следствием того, что данная гипотеза не учитывает влияния па долговечность ряда факторов, например действие напряжений ниже предела выносливости, последовательности чередования нагрузок и т д Для учета этих факторов формулу (2 18) следует применять в следующем виде:
= .71,
где т— параметр, значение которого определяется опытным путем.
Необходимо отметить, что введение в правой части формулы (2.19) значения т, отличного от единицы, нарушает основную идею, положенную в основу этого метода, т. е. сумма относительных повреждений дает полное повреждение. Эксперименты показали, что значення т имеют значительный разброс. Указанные обстоятельства в значительной мере затрудняют применение линейной теории суммирования.
Для определения сроков службы может использоваться также метод, получивший название метода касания.
При применении метода касания срок службы конструкции определяется путем сопоставления графика выносливости рассматриваемой конструкции и графика интегральной повторяемости эксплуатационных нагрузок (рис. 2.10).
Графики интегральной повторяемости получаются экспериментальным путем в процессе специальных летных испытаний, которые проводятся по специальной программе иа летательных аппаратах, оборудованных контрольно-записывающей аппаратурой. Метод предусматривает, что при этом имеются в наличии графики выносливости рассматриваемой конструкции, полученные в лабораторных условиях На специальных стендах.
Определение ресурса (срока службы) производят следующим образом. Кривую интегральной повторяемости нагрузок смещают
вправо до касания с кривой вы — НОСЛІШОСТП. Абсцисса точки касания А указывает число циктов N2.
Щ
~гг — пч аст
N
число периодов, принятых при определении интегральной повторяемости нагрузок до разрушения конструкции Ординаты у точек Л’ и Л один и те же Ресурс Грос в этом случае определяют как произведение времени in, измеряющего длительность одного периода на число периодов:
Т і ^- j
! рес п д. 1„П„.
Однако до сего времени метод касания не имеет достаточно обоснованных теоретических предпосылок, к тому же он дает более высокие ресурсы, чем метод суммирования усталостных повреждений — Это обстоятельство ограничивает его применение на практике.
Экспериментальные методы. Эти методы базируются на материалах стендовых испытаний элементов конструкции или летательного аппарата в целом. Испытания проводят при повторных нагрузках, причем условно выбирают уровень нагрузки Так, в СССР таким уровнем принята нагрузка в 0,5 величины от разрушающей Ярасч,’ фирма «Норд Америкен» принимает за основу 0,67 Яржч, английские фирмы 0,3—0,35 Rmn и т. д.
Если конструкция при выбранном уровне нагрузки выдерживает определенное, наперед заданное число циклов, то оиа считается удовлетворительной.
Так, фирма «Норд Америкен» при 0,67 /?расч устанавливает критерий в 3000 циклов, полагая, что это соответствует 2000 ч налета истребителя.
Основным недостатком этого метода является несоответствие нагрузок, при которых ведется испытание реальным нагрузкам, действующих в полете. Он не дает количественной оценки ресурса, поэтому может быть использован только для сравнения различных конструкций.
Используя гипотезу линейного суммирования повреждений иа основе испытаний планера летательного аппарата на повторные нагрузки вплоть до разрушения новых летательных аппаратов и
имеющих различный налет, можно определить долговечность кон струкшш (рис. 2.11) Полученные точки наносят в координатах f,
Nn н соединяют прямой или кривой, которую экстраполируют вплоть до пересечения с осью абсцисс
Точка пересечения К представляет собой предполагаемое время наработки до момента разрушения планера, т е. ресурс летатель ного аппарата Трог Основным недостатком такого определения долговечности является допущение, что снижение долговечности подчиняется линейному закону
В целях устранения указанных выше недостатков был предло жен метод нагружения переменными нагрузками различного уров ия. Нагрузка принимается ступенчатой, уровень ступеней выбирается на основе кривой интегральной повторяемости нагрузок, полученной в полете, а частота нагружения выбирается из условия летных испытаний (3—10 цикл/мин) Поскольку каждый блок нагружения эквивалентен определенному времени tin ресурс определяется из выражения
где ;V„ — число блоков нагружения.
Достоинством метода является то, ито нагрузки здесь приближаются к реальным; недостатком — отсутствие достаточно обоснованных критериев эквивалентности нагрузок, а также недостаточный учет эксплуатационных факторов (например, коррозии). Неучет этих обстоятельств компенсируется выбором коэффициента безопасности, величина которого еще достаточно не обоснована.
В рассмотренных методах критерием оценки работоспособности конструкции при испытаниях является количество циклов нагружения до разрушения. Одиако такая оценка не очень удобна. В настоящее время делаются попытки найти метод перехода от результатов испытаний на выносливость, выраженных в циклах, к оценке ресурса в часах.
При испытаниях с одноступенчатым нагружением пересчет количества циклов до разрушения на ресурс производят по формуле
где к-,— коэффициент, значение которого принимается для маневренных летательных аппаратов при испытании нагрузкой 0,7 /?расч равным 0,7—0,8; при испытаниях 0,5 Rpacч /еэ=0,20— 0.25; Nn — число циклов до разрушения.
Для немаиевреиных летательных аппаратов ресурс можно определить по приближенной формуле
7’реС = 1.9-^. (2.21)
где Na—число циклов до разрушения при переменной нагрузке, соответствующей порыву 3,05 м/с; V — скорость, км/ч.
При испытаниях с комбинированным нагружением (в один
цикл входят нагрузки, действующие на летательный аппарат с момента взлета до остановки) ресурс определяется по формуле
7’р«=:-ф-Лці‘,м, (2.22)
где ф — коэффициент, учитывающий разброс видов и уровней нагрузки за цикл; /цоа — продолжительность типового полета.
Комплексный метод оценки долговечности. Этот метод включает пять основных этапов:
1) анализ фактических условий эксплуатации летательных аппаратов и разработка схемы типового полета
2) выявление элементов конструкции, определяющих долговечность эксплуатации Летательного аппарата;
3) исследование эксплуатационных нагрузок;
4) исследование долговечности конструкции на основе программных испытаний;
5) оценка ресурса конструктивных элементов и конструкции летательного аппарата в целом.
Рассмотрим подробнее эти этапы. Очевидно, что величина нагрузок и их повторяемость для различных типов летательных аппаратов будет различная. Действительно, рейсовые реактивные самолеты, летающие на союзных и международных линиях, как правило, находятся в воздухе от 2 до 10 ч, совершая при этом один взлет и одну посадку; самолеты, находящиеся, например, в летном училище, могут непрерывно совершать полеты типа взлет — посадка Самолеты сельскохозяйственной авиации летают на низких высотах прн повышенной турбулентности атмосферы — и также совершают большое число кратковременных полетов. Это создает совершенно особые условия эксплуатации.
К тому же нагрузки при разбеге, взлете, полете и посадке также различные, и это необходимо учитывать при определении сроков службы летательного аппарата. Для оценки нагрузок и их повторяемости принято использовать типовой полет.
Под типовым полетом понимается совокупность всех этапов полета от запуска двигателей до их остановки после полета, каждый из которых с принятой вероятностью отражает такие важнейшие параметры, как продолжительность, высота и скорость, масса и центровка, а также л другие параметры, определяющие сшшпагруженность конструкции, а следовательно, и степень повреждаемости, вносимую в конструкцию на каждом этапе полета.
Параметры типового полета определяются путем обработки информации о полетах летательных аппаратов данного типа. Все нагрузки и их повторяемость относятся ко времени типового полета, который является как бы эталоном. Это дает возможность избежать неопределенности в оценке их величины, выявить режимы, которые вносят наибольшую повреждаемость в те или иные элементы конструкции. На основе полученных данных строятся законы
н
распределения нагрузок и определяются их параметры, значения которых используются в расчетах элементов конструкции на долговечность.
Вторым этапом расчета является выявление элементов конструкции, определяющих долговечность эксплуатации Общеизвестно, что не все элементы конструкции летательного аппарата являются равнопрочными. Следовательно, для оценки срока службы необходимо выявить все наиболее слабые элементы и уделить им особое внимание.
Следующий этап—это исследование эксплуатационных нагрузок, действующих в полете на элементы конструкции. Здесь большую роль играют специальные летные испытания с записью в ноле те нагрузок на ленту самописца. Обработка этой информации даст возможность получить интегральные повторяемости и построить спектр эксплуатационных нагрузок. Имея спектр эксплуатационных нагрузок, можно приступить к проведению программных испытаний элементов конструкции летательного аппарата на долговечность.
Цель программных испытаний — установить непосредственным экспериментом долговечность интересующего нас элемента конструкции или летательного аппарата в целом. Естественно, такие испытания требуют много времени, но без них обойтись невозможно. Программные испытания позволяют также выявить наиболее слабые места конструкции, долговечность которых лимитирует срок службы, сделать рекомендации по усилению конструкции в оценить ее живучесть.
Последним этапом является оценка ресурса конструкции или летательного аппарата в целом. При этом в ряде случаев вводят коэффициенты запаса по долговечности для отдельных элементов которые учитывают влияние различных неучтенных факторов и степень достоверности исходных данных.