Расчет полёта
Расчет полёта включает в себя:
выбор эшелона и наивыгоднейшей скорости полёта, количество топлива, необходимого для выполнения конкретного задания, его аэронавигационный запас, коммерческую загрузку, допустимую взлётную массу ВС, центровку ВС, длины разбега и пробега при данных метеоусловиях и состояния ВПП как при работе всех двигателей, так и в случае отказа одного из них. Для заданного
эшелона выбирается наиболее оптимальный режим полёта. Составляется подробный план полёта по участкам маршруту, Расчёт полёта является обязанностью штурмана или второго пилота ( в его отсутствие).
Порядок расчёта полёта:
Определение наивыгоднейшего эшелона и скорости крейсерского полёта.
1.Наивыгоднейший эшелон определяется — по графику в зависимости от дальности беспосадочного перелёта. Выбирается ближайший установленный ниже расчётного. Может также задаваться диспетчером, если выбранный эшелон перегружен
Режим (крейсерской скорости) — рекомендуется РЛЭ данного типа ВС в зависимости от условий полёта.
Для каждого типа ВС эти данные определяются экспериментально в начале эксплуатации ВС.
2. Количество заправляемого топлива для выполнения конкретного задания:
Для расчета потребного количества топлива на данный полёт необходимо знать маршрут полёта, массу пустого и допустимую взлётную массу ВС, коммерческую загрузку, состав экипажа, массу служебного груза, прогноз погоды и состояние ВПП.
Количество заправляемого топлива рассчитывается по формуле:
тт зап. = m то + m тзем + тт нев. + m танз.
где m то. общий расход топлива в полете с момента взлета до момента посадки который определяют по участкам горизонтального полета согласно профилю полёта по графикам (крейсерским или графикам общего расхода топлива) которые имеются в РЛЭ данного типа ВС или таблицам (РЛЭ)
ттзем — расход топлива на земле на опробование двигателей и руление (указываются в РЛЭ). m т нев. — невырабатываемый остаток топлива из баков (известен для каждого типа ВС и указан в РЛЭ и тех. литературе).
mт анз — аэронавигационный запас топлива. Берётся сверх потребного и определяется в каждом конкретном случае КВС в зависимости от метеоусловий (встречный ветер) расстояние от пункта посадки до запасного аэродрома, вынужденными отклонениями от маршрута. Существуют и общие правила выбора m танз.
Установлено, что mr анз во всех случаях должны быть: для дозвуковых самолетов 1,2, 3, класса не менее, чес на 1 час полёта, для сверхзвуковых самолетов не менее, чем на 40 мин, Для самолетов IV кл. — не менее 45 минут, для вертолетов — не менее, чем на 30 мин. Для ВС выполняющих полёты в центральные бассейны Арктики и Антарктиды — не менее 2-х часов. Как видно наибольшую сложность составляет определение m т. о.