Вертикальный набор высоты

Вертикальный набор высоты является более тяжелым, чем висение, режимом полета, так как для его выполнения требуется большая мощность. Вертикальная скорость на­бора высоты мала но сравнению с набором высоты по на­клонной траектории, поэтому этот режим полета является практически невыгодным. Низкая устойчивость и мень­ший, чем на висении, запас мощности усложняет технику пилотирования. Но этим причинам вертикальный набор высоты применяется только в тех случаях, когда набор с поступательной скоростью невозможен. Вертикальный на­бор высоты является составной частью взлета по-вертолет — ному.

При установившемся вертикальном наборе высоты на вертолет действуют (рис. 2.4):

— сила тяжести G;

— суммарная тяга ННВ и ВНВ Т;

— вредное сопротивление фюзеляжа QBpJ

— подъемная сила стабилизатора УСт-

При установившемся наборе высоты, так же как и на висении, необходимо, чтобы силы и моменты были уравно­вешены:

T=G+:QBP +УСТ; = 0; S^y = 0; ЦЖг=0.

Тяга несущих винтов при наборе высоты требуется большая, чем на висейии, так как вертолет необходимо разогнать до скорости Vv и поддерживать ее постоянной с набором высоты. Суммарная тяга несущих винтов с подъе­мом на высоту будет уменьшаться, так как уменьшается
плотность воздуха. Поэтому для обеспечения постоянства скорости набора высоты необходимо увеличивать тягу вин­тов увеличением установочного угла лопастей (общего ша­га) в пределах имеющегося избытка мощности двигателей.

11111 m 11

Потребная и располагаемая мощности

При вертикальном наборе высоты потребная мощность больше, чем на висении, так как требуется большая тяга:

N п иаб =: N и вис "Н AN.

Избыток мощности используется для подъема вертоле­та массой G с вертикальной скоростью Vv:

GVy 75 ‘

Располагаемая мощность силовой установки при рабо­те на взлетном режиме с подъемом на высоту уменьшает­ся, позтоміу уменьшается избыток мощности (рис. 2.2). По­скольку вертикальная скорость зависит от избытка мощно­сти и массы вертолета, постольку с увеличением высоты она будет уменьшаться и станет равной нулю на статиче­ском потолке:

v _ 7БШ y G *

С увеличением полетной массы скорость подъема уменьшается.

Методика выполнения набора высоты и ограничения

Для вертикального подъема вертолета рычаг общего шага плавно перемещают вверх, не допуская падения обо­ротов несущих винтов менее 88±1%. Реактивные момен­ты обоих винтов возрастают в одинаковой степени, но так как вертолет при отсутствии встречного потока не облада­ет путевой устойчивостью, то постоянное направление не­обходимо выдерживать балансировочным отклонением пе­далей. При переходе к вертикальному набору высоты вследствие передней центровки вертолет стремится к пи­кированию и, следовательно, к перемещению вперед. В свя­зи с этим ручкой ППУ необходимо удерживать вертолет от возможных кренов и перемещений.

Вертикальный набор высоты может осуществляться до потолка висения, однако в практике могут быть случаи, когда потолок висения окажется очень малым, поэтому подъем до нужной высоты необходимо выполнять осторож­но, с небольшой вертикальной скоростью. В практике вер­тикальный подъем производится до высоты, обеспечиваю­щей безопасный проход над препятствиями с превышением 5—10 м.