Вертикальный набор высоты
Вертикальный набор высоты является более тяжелым, чем висение, режимом полета, так как для его выполнения требуется большая мощность. Вертикальная скорость набора высоты мала но сравнению с набором высоты по наклонной траектории, поэтому этот режим полета является практически невыгодным. Низкая устойчивость и меньший, чем на висении, запас мощности усложняет технику пилотирования. Но этим причинам вертикальный набор высоты применяется только в тех случаях, когда набор с поступательной скоростью невозможен. Вертикальный набор высоты является составной частью взлета по-вертолет — ному.
При установившемся вертикальном наборе высоты на вертолет действуют (рис. 2.4):
— сила тяжести G;
— суммарная тяга ННВ и ВНВ Т;
— вредное сопротивление фюзеляжа QBpJ
— подъемная сила стабилизатора УСт-
При установившемся наборе высоты, так же как и на висении, необходимо, чтобы силы и моменты были уравновешены:
T=G+:QBP +УСТ; = 0; S^y = 0; ЦЖг=0.
Тяга несущих винтов при наборе высоты требуется большая, чем на висейии, так как вертолет необходимо разогнать до скорости Vv и поддерживать ее постоянной с набором высоты. Суммарная тяга несущих винтов с подъемом на высоту будет уменьшаться, так как уменьшается
плотность воздуха. Поэтому для обеспечения постоянства скорости набора высоты необходимо увеличивать тягу винтов увеличением установочного угла лопастей (общего шага) в пределах имеющегося избытка мощности двигателей.
11111 m 11
Потребная и располагаемая мощности
При вертикальном наборе высоты потребная мощность больше, чем на висении, так как требуется большая тяга:
N п иаб =: N и вис "Н AN.
Избыток мощности используется для подъема вертолета массой G с вертикальной скоростью Vv:
GVy 75 ‘
Располагаемая мощность силовой установки при работе на взлетном режиме с подъемом на высоту уменьшается, позтоміу уменьшается избыток мощности (рис. 2.2). Поскольку вертикальная скорость зависит от избытка мощности и массы вертолета, постольку с увеличением высоты она будет уменьшаться и станет равной нулю на статическом потолке:
v _ 7БШ y G *
С увеличением полетной массы скорость подъема уменьшается.
Методика выполнения набора высоты и ограничения
Для вертикального подъема вертолета рычаг общего шага плавно перемещают вверх, не допуская падения оборотов несущих винтов менее 88±1%. Реактивные моменты обоих винтов возрастают в одинаковой степени, но так как вертолет при отсутствии встречного потока не обладает путевой устойчивостью, то постоянное направление необходимо выдерживать балансировочным отклонением педалей. При переходе к вертикальному набору высоты вследствие передней центровки вертолет стремится к пикированию и, следовательно, к перемещению вперед. В связи с этим ручкой ППУ необходимо удерживать вертолет от возможных кренов и перемещений.
Вертикальный набор высоты может осуществляться до потолка висения, однако в практике могут быть случаи, когда потолок висения окажется очень малым, поэтому подъем до нужной высоты необходимо выполнять осторожно, с небольшой вертикальной скоростью. В практике вертикальный подъем производится до высоты, обеспечивающей безопасный проход над препятствиями с превышением 5—10 м.