Балансировка и управляемость
Балансировочные кривые, характеризующие зависимость потребного отклонения х° кольца автомат-перекоса в продольном направлении от скорости полета, для трех центровок вертолета (л’т—180 мм, 25 мм и —20 мм) даны на фиг. 26 для режима набора высоты (полный газ) и на фиг. 27 для режима планирования.
Подобные же кривые для отклонения Tj° кольца автомат-перекоса в поперечном направлении приведены на фиг. 28 для режима набора высоты и на фиг. 29 для режима планирования.
Характеристики балансировки и управляемости вертолета на режимах горизонтального полета и моторного планирования, как на промежуточных режимах, не приводятся.
Имея взаимосвязь между отклонениями кольца автомат-перекоса и ручки управления циклическим шагом несущего винта в продольном и поперечном направлениях, представленную графически на фиг. 30 и 31, можно определить потребные отклонения ручки управления в продольном и поперечном направлениях при разных центровках для режимов полного газа и планирования.
В систему управления вертолета включен ряд гидроусилителей, по
Поэтому усилия от несущего винта доходят до ручки управления циклическим шагом в продольном направлении лишь в размере 1 : 10, в поперечном же направлении и на ручку общего шага усилия не передаются совсем. Усилия от хвостового винта передаются на педали в размере лишь 1 : 5.
В цепь управления вертолетом в продольном и поперечном направлениях включены специальные разгрузочные пружинные механизмы, характеристика которых дана на фиг. 32 для продольного управления и на фиг. 33 для поперечного управления. На этих же фигурах нанесены предельные крайние значения характеристик пружин, получаемые при воздействии на разгрузочные механизмы триммерных устройств, имеющихся в конструкции управления.
Усилия на ручке управления циклическим шагом несущего’ винта в продольном направлении в зависимости от скорости полета при нейтральном положении триммера продольного разгрузочного механизма даны на фиг. 34. Усилия взяты при полете вертолета на режиме набора высоты (полный газ) для трех значений центровки (л*т-=180 мм, 25 мм п -—20 мм). На фиг. 35 представлена зависимость этих усилий от скорости полета при тех же условиях для режима планирования.
Изменение усилия на ручке управления циклическим шагом несущего винта в поперечном направлении при полете вертолета на режимах набора высоты (полный газ) и планирования для трех значений центровки (,гу = 180 мм, 25 мм и —20 мм) при нейтральном положении триммера поперечного разгрузочного механизма дано в зависимости от скорости полета на фиг. 36.
Как следует из характеристик разгрузочных механизмов (см. фиг. 32 и 33), воздействуя на триммерные устройства, можно изменять величину усилия на ручке управления циклическим шагом несущего винта в весьма широких пределах.
Фиг. 26. Потребные отклонения кольца автомат-перекоса х° й
продольном направлении в зависимости от скорости полета
для режима набора высоты (полный газ) при разных центров-
ках.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фиг. 32. Зависимость усилия на ручке управления циклическим шагом несущего винта в продольном направлении, возникающего от разгрузочных пружин при отклонении кольца автомат-перекоса v.° (следовательно, и ручки управления). |
Фиг. 33. Зависимость усилия на ручке управления циклическим шагом несущего винта в поперечном направлении, возникающего от разгрузочных пружин при отклонении кольца автомат-перекоса г° (следовательно, и ручки управления). |
Фиг. 34. Зависимость усилия на ручке управления циклическим шагом несущего винта в продольном направлении от скорости полета вертолета на режиме набора, высоты (полный газ) для центровок хт = 180 мм, 25 мм и —20 мм при нейтральном положении триммера продольного разгрузочного механизма. |
Рх кг Фиг. 35. Зависимость усилия на ручке управления циклическим шагом несущего винта в продольном направлении от скорости полета вертолета на режиме планирования для центровок xT = iSO мм, 25 мм и —20 мм при нейтральном положении триммера продольного разгрузочного механизма. |
Изменение потребного угла установки лопастей хвостового винта в зависимости от скорости полета вертолета на режимах набора высоты (полный газ) и планирования дано на фиг. 37.
Зависимость усилия на педалях ножного управления от скорости полета вертолета на режимах набора высоты (полный газ) и планирования представлена на фиг. 38. Изменение угла тангажа (угол между строитель-
ной горизонталью фюзеляжа и линией горизонта), присущего вертолету на режиме набора высоты (полный газ) при разных центровках, дано в зависимости от скорости полета на фиг. 30. Та же зависимость угла тангажа от скорости полета вертолета, но на режиме планирования представлена на фиг. 40.
Зависимость угла крена вертолета от скорости полета на режимах набора высоты (полный газ) и планирования дана на фиг. 41.
■XптюОхноН хпнеисі ndu unuDood ■mwnj отіжяіі dh nxai’oxdoo vxavou nxaodoxa ли niJowmimvE в ижигнпх nra/i оптнопсц ’()Р ‘гпф
Для обеспечения нормальной устойчивости и балансировки вертолета па разных режимах полета при разных центровках угол установки стабилизатора Дст (ем. фиг. 24) может изменяться в зависимости от шага несущего винта дф. в. Взаимосвязь ср°С1.=/(ф<>и. в.) дана графически на фиг. 42.
На основе приведенных выше данных и качественной оценки летчиков можно сделать следующие выводы;
1.Диапазон отклонения ручки управления циклическим шагом несущего винта вертолета Ми-4 (а также кольца автомат-перекоса) и педалей ножного управления обеспечивает выполнение основных режимов
Фиг. 42. Взаимосвязь угла установки стабилизатора »ст и угла установки лопастей несущего винта? н.в- |
установившегося полета на всех допустимых эксплуатационных центровках, кроме предельно’ передней.
2. При предельно1 передней эксплуатационной центровке (хт=290 мм) выполнение вертикальных взлетов и посадок возможно против ветра и при отсутствии ветра, а также при попутном ветре до 3 м/сек.
3. Имеющиеся триммерные устройства в системах продолы-юто и поперечного управления обеспечивают балансировку вертолета на всех режимах полета и при всех допустимых центровках, благодаря чему возможно’ держать усилия на ручке управления циклическим шагом в желательных пределах.
4. Продольные перемещения ручки управления циклическим шагом несущего винта вертолета по скорости имеют устойчивый характер.
5. При увеличении скорости полета (от 75 км/час ДО’ максимальной) ручка управления циклическим шагом несущего винта в поперечном направлении перемещается справа налево.
6. Продольные усилия на ручке управления циклическим шагом несущего винта на скоростях полета, больших 110 км/час, е ростом скоростей падают, однако это вызывает лишь незначительное затруднение в пилотировании. .