Динамическая устойчивость
Динамическая устойчивость вертолета характеризуется приведенными ниже графиками.
Эти графики дают представление о поведении вертолета при следующих движениях органами управления:
1) — отклонение ручки управления циклическим шагом несущего винта в продольном направлении с последующим возвращением ее в исходное положение и фиксацией в нем (фиг. 43);
2) отклонение ручки управления циклическим шагом несущего — винта в поперечном направлении с последующим возвращением ее в исходное положение и фиксацией в нем (фиг. 44);
3) отклонение педалей ножного управления с последующим возвращением их в исходное положение и фиксацией в нем (фиг. 45);
4) отклонение ручки управления циклическим шагом несущего — винта в — продольном направлении с освобождением ее в этом отклоненном положении (фиг. 46);
5) отклонение ручки управления циклическим шагом несущего — винта в поперечном направлении с -освобождением ее в — этом отклоненном положении (фиг. 47).
Из рассмотрения графиков фиг. 43—47 можно сделать следующие заключения о характере динамической устойчивости вертолета:
1) продольное отклонение ручки вызывает не только — вращение вертолета вокруг поперечной оси (угловая скорость ш,), но и вращение вокруг продольной ощ и — вертикальной осей;
2) изменение угловых — скоростей вращения вертолета шг и со, п-о времени носит колебательный характер;
3) изменение угловой скорости вращения вертолета относительно поперечной оси сог носит либо апериодический характер, либо колебательный — с — большим периодом колебания;
4) поперечное отклонение ручки вызывает также вращение вертолета вокруг трех осей (O. V, СОу и ОД, изменение угловых скоростей СОу И носит колебательный характер, изменение угловой — скорости в большинстве — случаев — также колебательный характер, но со — значительно большим периодом колебаний;
5) при импульсе педалями вертолет также приобретает вращение вокруг всех трех — осей;
6) при отклонении — ручки в продольном и поперечном — направлении с последующим освобождением ее в отклоненном положении изменения соЛ. и Шу носит колебательный характер, изменение же свг иногда -носит н-е колебательный характер, а апериодический;
7) продольные, поперечные и путевые устойчивости вертолета взаимно связаны;
Фиг. 43. Поведение вертолет при отклонении ручки управления циклическим шагом несущего винта в продольном направлении с последующим возвращением ее в исходное положение и фиксацией в нем. |
8) в диапазоне скоростей полета 145—150 кмічас все показатели изменения угловых скоростей вертолета после импульсов ручкой управления с освобождением в отклоненном положении отрицательны, но, так как абсолютные величины их небольшие, вертолет оценивается практически как нейтральный
Фаг. 46. Поведение вертолета при отклонении ручки управле-
ния циклическим шагом несущего винта, и продольном направ-
лении с освобождением ее в этом отклоненном положении.
Фиг. 47. Поведение вертолета при отклонении ручки управления циклическим шагом несущего винта в поперечном направлении с освобождением ее в этом отклоненном положении. |
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТОЛЕТА